Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2019 » Июнь » 14

Цифровой социальный ресурс для развития педагога

Лукьянчикова Анна Константиновна, преподаватель
ГБПОУ СПО «Тольяттинский музыкальный колледж им. Р.К. Щедрина», г. Тольятти Самарская область

Аннотация: в статье автор рассказывает о современных трендах продвижения педагога в социальных сетях, о важности имиджа эксперта для налаживания социальных связей и профессионального развития. Рассматриваются виды социального взаимодействии, особенности популярных соцсетей и инструменты продвижения, включая сторителлинг.
Ключевые слова: цифровые социальные технологии, цифровизация, диджитал, личный бренд, экспертность, самопрезентация, социальные сети, социальные медиа, аккаунты, чат-боты, лайфхак, чек-лист, сторителлинг.

Вступление
Каждое десятилетие 2000-х годов имеет свои импульсы. Нередко они воспринимаются как общественные тренды или технологические прорывы. Их сила велика – они действительно стирают старое и утверждают в сознании новое. Ярче всего тренды, новые способы мышления чувствуются в интернет-пространстве. На мой взгляд, волна 10-х годов XXI века –оттачивание навыков самопрезентации и построение личного бренда каждого человека. Наибольшее преимущество в этом сейчас у социальных сетей.

Социальные сети позволяют получать информацию о любом событии без посредников, это может быть просто «случайный документ» в виде видео или фото от прохожего вместо отредактированной картинки. Блоги и влоги позволяют выбирать, у кого «учиться» и чему, находить общие интересы и сообщества на любой вкус. Обилие разных мнений в полосе ленты позволяет кристаллизовать свое, не опираясь на официальные каналы. Главные тренды социальных сетей последних трех лет - селфи и сторис - неустанно служат тому, чтобы продемонстрировать нам новый социальный идеал. Это уже не лицо с обложки, а «лицо из жизни». Новостью становится любой человек, и это интереснее чем газета или журнал. Каждый может стать собственным СМИ и при этом остаться собой. Опытным путем можно вычислить, какие стороны личности, включая профессиональные качества, могут нравиться аудитории, что именно позволяет достичь успеха, как можно стать более эффективным в своей деятельности, и начать усиливать их. На этом пути есть много интересных инструментов, и все время появляется что-то новое.

Преподаватель системы дополнительного образования, так или иначе связанный с художественным, творческим началом, изначально настроен на открытость, контакт с большой аудиторией, на то, чтобы эмоционально делиться своими творческими продуктами, успехами и достижениями, планами. Однако не все понимают для чего это нужно делать в цифровом пространстве и что именно рассказывать о себе миру. Также остро стоит тема безопасности и защиты данных.

В этой статье речь о том, как использовать цифровые социальные технологии для личного продвижения педагога. Это начальный уровень освоения темы, о которой все вроде бы и так знают или слышали, но не вникали в детали. Цель: выстроить посредством цифровых социальных технологий эффективное и безопасное пространство для развития личного творческого потенциала преподавателя.

Статья является обобщением разработанного мною тренинга для преподавателей системы художественного образования, специалистов, сотрудников учреждений культуры и искусства, студентов старших курсов профессиональных образовательных учреждений культуры и искусства. Сам тренинг появился как раздел междисциплинарного курса по журналистике (ПМ.03«Корреспондентская деятельность в средствах массовой информации сферы музыкальной культуры» МДК.03.01 «Основы журналистской деятельности в области музыкального искусства», «Основы музыкального и литературного редактирования») для студентов специальности 53.02.07 «Теория музыки» Тольяттинского музыкального колледжа им. Р.К. Щедрина. Раздел пополнялся все новыми деталями и практиками, им интересовались не только студенты, но и коллеги-преподаватели моего учебного учреждения, а также сотрудники Тольяттинской филармонии, с которыми сложился дружеский и профессиональный контакт.
Как журналисту и специалисту по связям с общественностью мне было интересна тема цифрового социального маркетинга, стратегии продвижения. В процессе изучения и собственных исследований появилось желание поделиться опытом, познакомить своих коллег, преподавателей, студентов, творческих людей с возможностями новых ресурсов социальных медиа, помочь усовершенствовать навыки самопрезентации, «заточить» маркетинговые инструменты для реализации творческих проектов.

1.Цифровые социальные технологии и педагогическая профессия
В начале 2017 года Президент РФ В.В. Путин озвучил переход российской экономики на новый этап. Был принят государственный курс на «цифровую экономику», или цифровизацию. В мае 2018 года федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям переименовали в Министерство по цифровому развитию. Эти факты сигнализируют об актуальности цифровой темы. К сожалению, эта сфера часто воспринимается как сфера деятельности узких специалистов – программистов, web-мастеров, копирайтеров, smm-специалистов и т.д. Думаю, пришло время приоткрыть цифровую «кухню», и приблизить специфичную терминологию к аудитории современных педагогов творческих направлений.

Само понятие digital («диджитал» в пер. с англ. цифровые технологии) имеет несколько значений. Прежде всего, это перевод любой информации (текст, видео, аудио) в цифровую форму с целью обработки большого объема данных. Это носители, предоставляющие доступ в интернет (компьютеры, планшеты, смартфоны); локальные сети, где пользователи обмениваются информацией; специальные приложения; также новые виды искусства digital art. Нередко понятием digital называют все, что существует online (новостная лента, аккаунты, поисковые системы, чат-боты, online-обучение, платформы Youtube, vimeo и многое другое).

Существует общепринятая линейка профессий, на основе взаимодействий с объектом профессиональной деятельности. Чаще всего творческий специалист работает в системах «человек-человек», «человек-художественный образ». В последнее десятилетие для всех профессий возрастает роль «человек-знаковая система», или цифровые технологии, которыми пользуются все специалисты, находясь на разных уровнях, имея разные цели и владея разным набором пользовательских функций.

Также есть общепринятые в мире модели бизнеса, которые учитываются при продвижении товаров и услуг. Это B2B – business to business - услуги для бизнеса; B2C – business to consumer - услуги для покупателя; B2G – business to government - услуги для органов государственной власти (сайт по госзакупкам, сайт по госулугам и пр.). Найти место для творческих профессий здесь затруднительно, так как этот род деятельности сложно соотнести с бизнесом.
Не так давно, наряду с существующими моделями появилась новая модель бизнеса, основанная на непосредственном взаимодействии между людьми: H2H - human to human - «человек для человека». Сейчас она занимает лидирующие позиции в цифровом мире, развивается параллельно другим моделям, благодаря распространению социальных сетей, ориентирована на личность, на индивидуальные потребности каждого участника процесса. На мой взгляд, H2H наиболее подходит для творческой деятельности, так как оперирует понятиями, близкими языку искусства и гуманитарных наук. В то же самое время эта модель приобщает творческих специалистов к рыночной экономике и предлагает продвигать свои услуги самой широкой аудитории.

2. Особенности популярных соцсетей
Социальные сети уже перестали быть только средством общения для друзей, одноклассников, разделенных расстояниями. Это новые медиа и информационные агрегаторы, также это платформы для построения социальных отношений. Сегодня социальные сети обладают большим набором функций, при этом каждая сеть имеет свою специфику.
ВКонтакте
• Основана П. Дуровым (РФ)
• 220 млн. подписчиков, 185 млн. старше 18 лет
• 5 место по посещаемости в мире
• 78% пользователей на мобильных платформах
• Много коммерческих групп
Инстаграм
• занимает лидирующее место среди социальных сетей в 2017-2018 18 году, основана К. Систером и М. Кригером (США) в 2010 г.
• изначально задумывалось как приложение для обмена фото и видео для смартфонов
• в 2012 г. приобретена компанией «Фейсбук»
• количество пользователей 1,1 млрд. человек
• по джанным ВЦИОМ (2017 г.) 14% российских интернет-пользователей ежедневно пользуются аккаунтом
Фейсбук
• Основана М. Цуккербергом (США) в 2004 г.
• Входит в топ-3 по посещаемости
• 720 млрд посещений в сутки
• В 2017 году аудитория 2 млрд человек
• Владеет мессенджером WhatsApp и сетью Instagram
Телеграм
• Мессенджер для смартфонов, позволяет обмениваться сообщениями и медиафайлами многих форматов (разработчик П. Дуров), самая актуальная социальная сеть в 2019 году
• Имеет много личных каналов-миниблогов на актуальные темы, которые не затрагиваются в официальных СМИ.
• 100% защищенность информации
• Высокая скорость передачи сообщений
YouTube
• Владелец с 2006 г. компания Google. Начало работы с 2005 года
• Видеохостинговый сайт с услугами размещения, хранения и трансляции видеоматериалов
• Представляет фильмы, клипы, трейлеры к фильмам, новости и каналы блогеров, образовательные передачи, любительские видеозаписи
• В январе 2012 года количество ежедневных заходов пользователей составило 4 млрд.
• С 2015 года появились новые функции, дублирующие ведущие социальные сети
• С 2017 года можно размещать на своем канале текстовые материалы
• Имеет большую значимость в медиамире, с ним вынуждено считаться телевидение
Практически все сети имеют систему ботов – умных настроек, позволяющих заниматься доставкой новостей, подбором видео, аудиоматериалов, статей и рекламы с учетом индивидуальных потребностей пользователя. Подобную функцию индивидуальной подборки материалов также осуществляет платформа Яндекс-дзен.

3. Самопрезентация – залог успеха
Педагог должен уметь настроить личный аккаунт (личную страницу) в социальных сетях. Думаю, не стоит доказывать целесообразность и важность этого шага для профессиональной деятельности. Личная страница - это личный бренд, часть стратегии продвижения себя как эксперта в своей профессиональной сфере. Стоит понимать, что это не самопиар, а грамотный рассказ о себе как профессионале с правильно расставленными акцентами. Личный аккаунт решает три задачи: удерживает внимание, показывает уникальность и полезность взаимодействия с данным специалистом.
Первое, с чего начинается знакомство в сети – главное фото. Оно должно быть достоверное и актуальное, вызывать доверие. Важные факторы: улыбка, доброжелательность, желание контактировать. Лучше избегать изображений с котиками и прочими животными (это может быть в вашей ленте), с родственниками/детьми. Желательно, чтобы фон не отвлекал от лица. В Facebook или Youtube используется верхний баннер (там лучше расположить горизонтальное фото), который может говорить о ваших личных целях, предпочтениях, взглядах на жизнь, знаковых событиях, планах и мечтах.
Информация должна быть краткая, запоминаемая. При самоописании хорошо воспринимается микст профессиональных и человеческих качеств, это вызывает доверие.

В информации о себе важно определить главное направление своей деятельности. Например, для музыканта это - исполнитель, дирижер, ведущий концертов, солист, преподаватель, руководитель коллектива, аниматор, композитор и т.д. Далее определить конкретную нишу внутри своей деятельности, продемонстрировать то, что лучше всего получается. Примеры: «пою русские романсы», «учу петь легко», «устраиваю джем-сейшны», «быстро и качественно аранжирую», «записываю и монтирую выступления на CD диск», «готовлю к поступлению в музыкальный вуз», «провожу мастер-классы по вокалу для всех желающих». Также в рассказе о себе желательно учесть три составляющие профессиональной деятельности – релевантный (соответствующий образованию) опыт и опыт работы в других сферах. Опыт работы в одной профессии является показателем стабильности. Информация о других сферах деятельности в свою очередь показывает гибкость мышления, умение адаптироваться, меняться, осваивать новое.

Следующий важный вопрос: «Чем я могу быть полезен?». Для этого надо правильно продемонстрировать свои достижения. Желательно не перечислять награды и звания (они не будут читаться полностью), а указать кратко проект, участие в нем и логотип или фото в виде знака-иконки. Например, фото и подпись «Мои ученики прошли кастинг в оркестр Ю. Башмета, г. Сочи, 2014» - лучшая иллюстрация к достижениям. Темами обращения к вам как специалисту могут быть: творческие проекты, решения; возможности, связи с другими специалистами; услуги; навыки, компетенции. Все это надо корректным образом вписать в рассказ «О себе».

Практическое упражнение: проанализируйте свою страничку в соцсетях, внесите необходимые изменения. Составьте резюме о страничке коллеги с анализом фото, информации, степени его экспертности. Оцените уровень открытости, стремления делиться опытом, заинтересованности в сотрудничестве. Попросите составить резюме о вашем аккаунте вашего коллегу, обменяйтесь мнениями.

4. Инструменты работы в социальных сетях.
Существуют краткие и развернутые приемы продвижения специалиста системы образования в соцсетях, определяющие уровень его экспертности. К кратким относятся: ссылка, лайк (иконка «нравится»), комментарий. Ссылка показывает ваш интерес к теме, желание ее обсудить. Комментарий иногда может развернуть обсуждение в новом русле, это очень важный показатель вашего профессионализма. Иногда меткий комментарий меняет смысл чужого поста, создает поле обсуждения и становится темой собственного авторского поста.

К развернутым и более основательным приемам продвижения относятся пост и сторителлинг. Существуют следующие типы постов: новость, мероприятие, лайфхак (ценный совет из личного опыта), чек-лист (инструкция по пунктам, например, «10 правил виртуоза-пианиста»), личная рецензия на событие, блиц-опрос (например, «какую музыку вы слушали сегодня утром?»), мини-интервью (с известным человеком, авторитетным профессионалом). Например, Фейсбук обладает огромным функционалом, вам предлагают в настройках выбрать способ размещения поста – в ленту новостей, в историю, в «живое вкдючение», также можно настроить оповещения о реакциях на пост и т.д.

В последнее время популярность набирает лайфхак. Только на Youtube и Pinterest собраны тысячи полезных советов от обычных пользователей интернета на самые разные темы, и конечно там есть подборки на темы «Как найти хорошего преподавателя живописи/музыки», «Как создать музыкальное произведение в 5 приемов», «Как написать книгу за 30 дней». Далеко не все владельцы личных каналов являются профессионалами, среди них немало дилетантов и самозванцев. Согласитесь, что совет человека, имеющего опыт, знания и достижения, более ценен и несет большую пользу, но важно правильно и интересно подать его.

Сторителлинг (storytelling), или умение рассказывать увлекательные истории в виде отдельного поста или серии постов как понятие появилось сравнительно недавно. Это рассказ о чем-либо, байка, новелла, повествование, случай из жизни, наблюдение, эссе, размышление. Идеи для написания истории: событие из жизни, личный опыт, некий кризис и его преодоление, путешествие/поездка, интересная ситуация, семейные или местные традиции, дети.
Методика создания story в социальных сетях и в блогах совпадает с традиционной драматургией художественного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Но есть более простые и наглядные приемы. Story как произведение для цифрового пространства состоит из трех разделов, в которых должны быть ответы на три блока вопросов: 1) Кто? Где? Когда? 2) Действие, результат, решение 3) Итог, вывод: что изменилось, какой опыт приобрел. Описание действия всегда привлекает внимание, демонстрирует то, как именно вы справились с проблемой, подчеркивает вашу уникальность. Не менее важны и выводы, они должны быть вкладом в вашу личную копилку опыта. Здесь могут содержаться и оценки окружающих, близких людей.

Практическое упражнение: попробуйте тренироваться в написании историй. В их основу могут быть положены три цели.
1) Сближение с аудиторией (показать эмоциональную и человеческую открытость, принадлежность к определенной группе), например история из серии «Мой обычный рабочий день».
2) Доверие, вызывающее сопереживание с автором. Чаще всего это бывает непростая жизненная и рабочая ситуация, кризис или рассуждение на тему конфликта, например: «Конфликт с учеником: расставание или новый этап?».
3) Экспертность. Здесь важно показать свой профессиональный уровень, компетентность. При этом желателен простой, ясный и доверительный язык текста, без воды и абстрактных размышлений, только суть. Например: «Как настроиться на победу в конкурсе – мой личный опыт».

Заключение
Таким образом, цифровые социальные технологии для педагогов, специалистов творческих профессий создают неограниченные возможности для развития. Один человек может иметь страницу в соцсетях, создать свой сайт, блог, канал YouTube, а также быть участником, инициатором или администратором паблика или группы. Представленные инструменты позволяют повысить ценность и узнаваемость специалиста как эксперта и уникальной личности.

Список литературы:
1. Блог нетологии. – [электронный ресурс] Режим доступа: https://netology.ru/blog
2. Дайворт Майкл. Социальные сети.Руководство по эксплуатации. - [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dkniga.ru/upload/iblock/d6b/d6b3620d20875e5a9889c08c251b201a.pdf
3. 7 трендов в соцсетях в 2019 году. - [электронный ресурс] Режим доступа: https://news.pressfeed.ru/7-trendov-v-socsetyax-2019/
4. Социальные сети. - [электронный ресурс] Режим доступа: https://wiki.rookee.ru/socialnaya-set/
5. Учитель и соцсети: правила выживания. - [электронный ресурс] Режим доступа: https://pedsovet.org/beta/article/ucitel-i-socseti-pravila-vyzivania
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar