- 12.07.2019
- 2442 Просмотра
- Обсудить
СПБ ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж»
Гражданское и патриотическое воспитание выступают актуальными стратегическими ориентирами развития государственной молодежной политики, в том числе, в системе среднего профессионального образования.
Приоритетными направлениями воспитательной работы в СПБ ГБПОУ «Колледж электроники и приборостроения» (далее-Колледж) выступают гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, в т.ч. студенческое самоуправление, добровольческая и волонтерская деятельность.
Ценностно-целевую направленность формирования будущих профессионалов с активной жизненной позицией, независимым мышлением, созидательным патриотическим мировоззрением, способностью принимать самостоятельные решения, уважать культуру и традиции своего народа, задают нормативные документы, содержащие концептуальные и стратегические рамки в планировании воспитательной работы в условиях учреждений СПО:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи 20 ноября 1989 года);
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (раздел VII);
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 года №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики до 2025 года»;
Концепция воспитания обучающихся государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы.
Методологическую основу организации воспитательной работы составляет компетентностно - деятельностный подход, акцентирующий внимание на необходимости формирования социальных компетенций в качестве основного результата гражданско-патриотического воспитания.
Раскрывая сущность компетентностного подхода, многие ученые (Р.М.Шерайзина, А.В.Хуторской и др.) выделяют два базовых понятия: компетенция и компетентность.
При этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, а второе соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности).
П.Г. Щедровицкий основой компетенции считает способность мышления, рефлексии, коммуникации, понимания. Владение компетенцией позволяет встроить свою деятельность в текущий социальный контекст.
Таким образом, концептуальную основу феномена «социальная компетенция» составляет совокупность структурных компонентов: знаний, опыта, личностных характеристик и способностей, проявляющихся в готовности адаптироваться к социальной среде, успешно взаимодействовать с его субъектами, выбирать эффективные способы деятельности и варианты поведения.
Условиями создания социокультурной среды для формирований социальных компетенций у студентов СПБ ГБПОУ «Колледж электроники и приборостроения» выступают:
формы организации воспитательной работы, обеспечивающие право выбора участия, отбора содержания и форм совместной деятельности на основе самоуправления;
развитие социального партнерства;
сетевое взаимодействие с организациями дополнительного образования детей и иными организациями в сфере воспитания;
историко-краеведческая деятельность по изучению и сохранению отечественного историко-культурного наследия;
развитие искусства художественного слова и сценической речи;
военно-спортивная подготовка;
использование музейных экспозиций, экскурсоводческая деятельность;
развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом;
совершенствование форм и методов студенческого самоуправления;
методическое сопровождение воспитательного процесса.
педагогическая поддержка, основанная на готовности принимать и
стимулировать инициативу, признавать достижения, окультуривать опыт.
Таким образом, с 2008 года по настоящее время в Колледже сложилась целостная социокультурная воспитательная среда, интегрирующая возможности социальной, спортивной, творческой, историко-краеведческой, методической деятельности, менеджмента, студенческого самоуправления и добровольчества.
Примером эффективной формы воспитательной деятельности в Колледже может служить описание ежегодной традиционной Акции «У Памяти в долгу», приуроченной ко Дню Героев Отечества.
Развитие социального партнерства и сетевого взаимодействия в рамках Акции проявилось в сотрудничестве с Общественной организацией «Жители блокадного Ленинграда», Внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга муниципального округа Константиновское, шестью общеобразовательными школами Красносельского района, Санкт-Петербургским военным институтом войск национальной гвардии РФ, другими социальными институтами.
Отражением ценностей сохранения военно-культурного наследия выступала Торжественная церемония возложения цветов к памятной доске, посвященная памяти выпускника Колледжа, Героя России В.К.Широкова.
Студенты Колледжа подготовили и представили вниманию присутствующих творческую музыкально-поэтическую композицию, посвященную Героям Отечества, где проявили искусство художественного слова.
Курсанты Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии РФ приняли участи в военно-спортивных соревнованиях Акции в качестве жюри.
Участники военно-спортивных соревнований отстаивали спортивную честь учебного заведения в конкурсе строя и песни, сборки и разборки автомата, стрельбы из пневматического оружия, использования средств защиты, оказания первой медицинской помощи.
«Музей двух героев», созданный в Колледже, позволил студентам подготовить и провести экскурсию об экспозициях, посвященным Героям-выпускникам учебного заведения, чей подвиг является примером патриотизма и гражданской ответственности.
Среди форм студенческого самоуправления в Колледже действует Студенческий Совет, Совет волонтеров, Старостат.
Методами студенческого самоуправления выступают участие в конкретных мероприятиях, патриотических акциях и форумах, публикации в социальных сетях, личный пример.
Работа с активом состоит, среди прочего, в обучении лидеров разрабатывать инновационные студенческие проекты, создавать информационные площадки в социальных сетях, осваивать основы тайм-менеджмента, целеполагания, планирования и контроля, вести переговоры, мотивировать, и т.д. В частности, соответствующие компетенции лидеры Колледжа смогли получить, участвуя в мастер-классах, квестах, дискуссиях, деловых играх городского форума «Профессионалы будущего», в рамках которого получили бесценный опыт создания и защиты социальных проектов.
Критерии оценки результатов создания социокультурной среды можно увидеть в сформированности социальных и творческих компетенций.
Адекватной процедурой оценки результативности может выступать «портфолио» студентов, включающее различные достижения той или иной компетенции за период обучения.
Показателями эффективности могут выступать социальная и творческая активность, уважение к культурным традициям и историческому прошлому России и малой Родины, сформированные гражданско-патриотические ценности, сохранение и приумножение историко-культурных традиций Колледжа.
Эффектами можно считать активное участие в подготовке встреч с воинами-интернационалистами и ветеранами военных действий, акциях возложения цветов к мемориальным комплексам, подготовке и проведении информационных часов гражданско-патриотической тематики, дискуссионном обсуждении военно-патриотических фильмов о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., изготовлении стенгазет на патриотическую тему, участии в военно-спортивных играх и книжных выставках, в разработке сценариев и проведении торжественных памятно-мемориальных мероприятий района и города.
В целом, опыт создания социокультурной воспитательной среды средствами гражданско-патриотического воспитания обеспечивает сформированность социальных компетенций и может быть интересен специалистам, реализующим воспитательные технологии в СПО.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.