Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2019 » Июль » 12

Разработка и использование КИМов как условие повышения качества знаний и умений студентов на общепрофессинальных дисциплинах

Алметова Светлана Альбертовна, преподаватель
ГБПОУ Республика Марий Эл «Автодорожный техникум», г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

Аннотация: Качество образования не может существовать без оценки. А чтобы оценить качество, необходимы инструменты для оценивания. Контрольно- измерительные материалы, предназначенные для объекта измерения и для контроля и оценки образовательных достижений студентов - это материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

Ключевые слова: устный опрос (УО), письменные и практические работы, контроль с помощью технических средств и информационных систем; разноуровневые карточки, тестовый контроль: закрытого типа, открытого типа; контрольные работы.

Качество образования - это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений студента и оценку качества образовательного процесса.

Для опытных педагогов создание КИМ не представляет проблем, так как процесс оценивания знаний и умений студентов отработан для реализации образовательных стандартов предыдущего поколения.
Качество образования не может существовать без оценки. А чтобы оценить качество, необходимы инструменты для оценивания. Контрольно- измерительные материалы, предназначенные для объекта измерения и для контроля и оценки образовательных достижений студентов - это материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

Хочу рассмотреть подробно именно контрольно-измерительные материалы.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ)- разновидность оценочных средств, направленных на два основных процесса: контроль и измерение.

К видам контроля можно отнести:
- устный опрос (УО);
- письменные и практические работы;
- контроль с помощью технических средств и информационных систем.
Устный опрос- наиболее распространённый метод контроля. Он может быть индивидуальным, фронтальным, уплотненным. Я использую на уроках фронтальный опрос. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех студентов группы. С помощью фронтального опроса можно проверить выполнение студентами домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению новой темы. Устный опрос сочетаю с выполнением студентами устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний студента, устный опрос имеет, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 студентов. При фронтальном опросе не всегда легко выставлять студентам оценки, так как ответ на 1-2 небольших вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала. Поэтому я применяю еще и уплотненный опрос, т.е. вызываю одного студента для устного ответа, а двум- трем студентам предлагаю дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).
Уплотненным этот опрос называется потому, что вместо выслушивания устных ответов проверяю письменные ответы студентов и выставляю за них оценки, т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков. При таком опросе студент может дополнять, уточнять или углублять ответы своих одногруппников, подвергающихся устному опросу, он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы преподавателя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний.

Письменные работы - важнейший метод контроля. Это задачи, тесты и разноуровневые карточки. По продолжительности письменные работы могут быть: кратковременные (7-15 минут) и более длительными. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех студентов. Это важная положительная сторона данного метода. Для проверки знаний раздаю студентам заранее подготовленные на отдельных листках бумаги задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы, предлагаю несколько вариантов. Трудность вопросов и задач для всех вариантов должны быть одинаковыми.

Разноуровневые карточки для проверки усвоения учебной темы состоят из обязательной части и дополнительной части. В дополнительную часть включены задания более сложного уровня. За обязательные части начисляется по одному баллу, а за дополнительную часть по 3 балла.

Использование на уроках уровневых заданий позволяет добиться от студентов хороших результатов по дисциплине, побуждает у них желание учиться, создает ситуацию успеха на уроке, учит работать самостоятельно, доказывать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Тестовый контроль даёт возможность при незначительных затратах времени проверить всех студентов. Применяю различные типы тестовых заданий:
• закрытого типа (когда студенту предстоит выбрать из готовых вариантов ответа);
• открытого типа (когда студент сам находит ответ и вписывает в бланк).

Задания закрытого типа,
1) выбор одного правильного варианта ответа:
- простой выбор — один ответ из 4-5;
- простой выбор из множества — один ответ из 6-15;
- выбор наиболее точного ответа из представленных.

2) выбор несколько правильных вариантов ответа
- ответ за тест может засчитывается только если все ответы даны правильно
- сложный выбор — двух и более правильных ответов из 4-5;
- сложный выбор из множества — двух и более правильных ответов из 6-15.

3) установление соответствия можно отнести задания на сортировку и классификацию. Варианты соответствия между:
- понятиями и определениями;
- текстом и изображением;
- списком авторов и цитатами;
- списком понятий и их характеристикам и др.
4) определение последовательности
- установление логической последовательности;
- расстановка чисел по возрастанию и убыванию;
альтернативный ответ (предлагается установить Да-Нет или Правда-Ложь по каждому приведенному утверждению).

Задания открытого типа:
- вписать небольшую фразу, слово или символы — как дополнение к контексту. Свободное изложение- студенту выделяется место для свободного изложения ответа на вопрос. Место может быть ограничено по количеству символов. Рассмотренные тестовые задания позволяют оценить не только знания студента, но и умения и навыки, полученные в процессе обучения.
С помощью тестов студент может проконтролировать себя, оценить свои знания и обнаружить слабые места в своей подготовке. Тестовый контроль является быстрым и надёжным способом проверки уровня и степени подготовки студентов.

Контрольные работы - это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы я провожу в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков студентов. После проверки и оценки письменных работ провожу анализ результатов, выявляю типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки. Провожу разбор плохо усвоенных тем материала. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех студентов группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто.

Практические работы направлены на обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины, а также на формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности, развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов и выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Практические работы позволяют выявить, как студенты умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности.
Контроль с помощью технических средств и информационных систем.

Выполнение компьютерных тестовых заданий повышает творческий подход к решению поставленной задачи и стимулирует самостоятельную работу студентов. Применение разработанных графических заданий направлено на: повышение учебной активности студентов по сбору и анализу информации по результатам исследования; осознанное и глубокое изучение теоретического материала; оптимизацию затрат времени для изучения задания и выполнения графической работы; объективность итоговой оценки.

Сочетание правильно подобранных видов контроля, представляет собой механизм, который дает возможность провести скрыто процесс определения степени обученности студентов.
Каждый субъект образовательного процесса заинтересован в обеспечении качества образования. Оценка качества не сводится только к тестированию знаний студента, но и содержанию образования, формам и методам обучения, материально- технической базе, кадровому составу, которые обеспечивают развитие компетенций студента.

Список литературы
1.Шмелев А.Г. Практическая тестология. – М. : «Маска», 2013.- 687с.
2. http://pedsovet.su/metodika/5976_vidy_i_formy_pedagogicheskih_testov
3. https://urok.1sept.ru.
4. http://wiki.tgl.net.ru/index.php.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar