Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Июль » 22

Методическое обеспечение профессионального модуля и дисциплины в ходе реализации ФГОС СПО

Быкина Галина Николаевна, преподаватель
Ликино-Дулёвский политехнический колледж - филиал ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Ликино-Дулёво, Московская область

Аннотация: основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. В связи с переходом учреждений системы СПО на ФГОС появилась необходимость в разработке нового методического материала по профессиональным модулям и дисциплинам, реализуемым в рамках ФГОС СПО.

Ключевые слова: программа подготовки специалистов среднего звена, содержание обучения, учебно-методическая документация, профессиональная подготовка.

Становление будущего специалиста профессиональной сферы является актуальной задачей, так как в современных условиях рынка труда востребован профессионал широкого профиля, обладающий мобильностью, навыками быстрой адаптивности к условиям непрерывно модернизирующихся производства и технологий, конкурентоспособности.

Конкретные требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) предъявляет Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования. В соответствии с ФГОС СПО п.7.16 «ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ» [1]. В связи с чем проблема комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса имеет особую актуальность и значимость в системе СПО. Для решения этой проблемы учебные заведения СПО постоянно обновляют содержание профессионального обучения, совершенствуют подходы к формированию и оценке общих и профессиональных компетенций, организации учебной и производственной практик, разрабатывают новые формы учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методическая документация включает:
• конспекты лекций (допускаются тезисы);
• учебную литературу, в том числе на электронном носителе;
• дополнительную литературу, в том числе на электронном носителе;
• справочники, каталоги, альбомы;
• методические указания по выполнению лабораторных работ и практических заданий;
• методические рекомендации по изучению учебной дисциплине, ее разделов, тем, отдельных элементов;
• методические разработки, авторские разработки;
• методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся;
• темы курсовых работ и методические указания по их выполнению;
• тематику и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий, исследовательских и творческих работ;
• тематические «копилки» - комплекты технологических задач, производственных ситуаций, профессиональных задач;
• положения, методические рекомендации по организации и проведению конкурсов, викторин, олимпиад, ролевых и деловых игр по учебной дисциплине;
• комплект оценочных средств для текущего, рубежного и итогового контроля знаний у обучающихся по качеству освоения учебного материала по учебной дисциплине;
• методический комплект «входного» контроля уровня знаний у обучающихся (для общеобразовательных дисциплин);
• систему контроля знаний у обучающихся по учебной дисциплине;
• критерии оценки умений, навыков, практического опыта, знаний по всем видам контроля знаний у обучающихся;
• документация по мониторингу качества освоения обучающимися учебной дисциплины с планом корректирующих мероприятий [3].

На формирование содержания обучения, как отдельной дисциплины, так и профессионального модуля влияет большое число факторов: педагогическое мастерство преподавателя, его квалификация и энтузиазм, материальная база учебного заведения, развитие научно-технического прогресса, требования работодателя и учебного заведения. Важнейшую роль играет наличие учебно-методической (программной) документации, отвечающей требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и комплексного обеспечения образовательного процесса по каждому учебному занятию [4].

При формировании ППССЗ образовательное учреждение обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей; программ учебной и производственной практик; методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных ФГОС СПО.
Проектирование комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса в средних профессиональных учебных учреждениях связано с идеей целостного системного подхода к каждому компоненту учебно-воспитательного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и студентов, позволяющих оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

В современной педагогике под комплексным учебно-методическим обеспечением понимается планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых программой подготовки специалистов среднего звена[2].

В современных условиях одним из приоритетных направлений развития профессиональной школы является формирование устойчивого взаимодействия образования и производства, направленного на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечение связи процесса обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать.
Итогами сотрудничества руководителей образовательной организации с предприятиями – партнерами является совершенствование профессиональной подготовки выпускников, повышение их конкурентоспособности на современном рынке труда, выявление социального эффекта, который заключается в получении грамотного специалиста, адекватного производству, способного не только выполнять определенные работы, но и творчески подходить к их выполнению.

В практическом обучении студентов стали традиционными такие формы работы, как: открытая защита отчетов по производственным практикам, выставки творческих работ студентов, участие в научно-практических конференциях разного уровня (отделение, колледж, область).
Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов СПО в формате организационных технологий учебного и воспитательного процессов, весьма сложно, трудоемко и длительно. Однако, получаемый позитивный результат позволяет ориентировать студентов на их будущую профессию, т.к. производство формирует заказ на специалиста с определенными качествами и само создает необходимые условия для качественной подготовки и творческой деятельности студентов, тем самым формирует специалиста с заданным качествами.

Список литературы
1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. Федеральный портал: Российское образование.http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php.
2. Фоминых И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 307-309.
3. Сизганова Е.Ю. Реализация учебно-методического комплекса в процессе подготовки студентов к социально-педагогической деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2007. URL:http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2006/Sizganova_E_Yu_2006.pdf.
4. Княжева В. В. Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 590-595.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar