Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Июль » 22

Применение нестандартных форм обучения в формировании знаний у обучающихся

Бардина Марина Вячеславовна, преподаватель
Ликино-Дулевского политехнического колледжа-филиала ГГТУ г.Ликино-Дулево, Московская область

Анатация: Одной из проблем современного образования является снижение интереса обучающихся к изучению предметов, поэтому применение нестандартных форм обучения способствует формированию прочных и глубоких знаний у обучающихся.
Ключевые слова: дифференцированный подход, междисциплинарные связи, процесс интеграции, интегрированное обучение, бинарный урок.

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при которой ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учёт потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению, поэтому основная задача современного учителя выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана тем, что оно позволяет наиболее эффективно показать междисциплинарные связи и естественнонаучный метод исследования.
На фоне снижения интереса к предметам, несогласованности и разобщенности этапов формирования у обучающихся общих понятий специфика естественно-научных дисциплин на их современном уровне приводит преподавателей к мысли о комплексном подходе при обучении этим предметам.

Под интеграцией в педагогической системе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением ранее разнородных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, который входит в систему.

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами. Он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Интегративный подход означает применение принципа интеграции в любую часть педагогического процесса, обеспечивая целостность системного педагогического процесса.

Принципы интегрированного обучения должны работать на достижение главной цели интегрированного обучения – развитие мышления обучающихся. Среди них:
1. Синтезированность знаний способствует развитию полноты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.
2. Углублённость изучения способствует развитию глубины мышления.
3. Актуальность изучаемой проблемы усиливает практическую направленность, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.
4. Альтернативность решения предполагает возможность выбора оптимального из нескольких возможных, способствует развитию гибкости мышления, развивает оригинальность мышления.
5. Доказательность решения развивает доказательность мышления.
Среди главных задач интегрированного обучения можно выделить основные:
1. Создание и формирование оптимальных условий для развития мышления в процессе обучения физике и математике на основе интеграции этих предметов.
2. Повышение и развитие интереса, креативного мышления к темам.

Для того, чтобы развивать мышление обучающихся, необходимо создать и сформировать оптимальные условия.
Таким условием может быть интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий в себе обучение при изучении одного понятия, темы или явления одновременно для нескольких дисциплин.
Как известно, это специально организованный урок, со специфической целью для осуществления межпредметных связей.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Например,
• повышение мотивации обучения деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
• рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
• организация специализированной работы с мыслительными действиями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т. д.;
• показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Эффективность бинарных уроков заключается в
• соединении усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого.
• усилении управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость группы).
• усилении индивидуальности обучения.
• облегчено изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.

Итогами бинарного обучения являются:
1.Повышение качества профессиональных знаний и формирование умений, навыков.
2. Повышение познавательной и практической самостоятельности и активности.
3.Осознаное восприятие материала.

При бинарном уроке – необходимость заучивания отпадает, теоретическое положение переносится в область практического действия, поэтому учебная информация становится доступной, понятной. Более простой.
На таких уроках повышается интерес и активность обучающихся, они становятся соучастниками процесса обучения, учатся использовать разные источники, самостоятельно стараются применить полученные знания и информацию на практике. Им нравится реализовывать свои креативные амбиции, творческие способности. У обучающихся формируется целостная картина окружающего мира.

Список литературы:
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005
2. Современные технологии обучения. Интерактивные методы. Под редакцией Г.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой, Л.И.Косовой, М.2002
3. Среднее специальное образование, журнал, №2,2017
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar