- 22.07.2019
- 4538 Просмотров
- Обсудить
Промышленно-экономический колледж ГГТУ, г.Орехово-Зуево, Московская область
Аннотация: Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего специалиста.
Ключевые слова: мотивация, формирование будущего специалиста, факторы повышения мотивации, эффективность учебного процесса, заинтересованность.
Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего специалиста. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов. Наверняка, каждый преподаватель хоть однажды задавался вопросом: «Почему студенты не учатся или не хотят учиться?». Причин может быть много: студенты не чувствуют себя психологически комфортно в группе, они разочаровались в выборе данной профессии, им не хочется учиться, потому что это не интересно и т. д. Студент сам должен захотеть учиться, заинтересоваться учебой, осознавая при этом, для чего ему нужна эта профессия и сможет ли он самореализоваться как личность и специалист.
Мотивы — это сложная и подвижная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и становлении. Необходимо изучить мотивы выбора специальности и скорректировать мотивы учения и влияния на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Можно лишь создать для студента необходимые условия, при которых ему самому будет интересно учиться. А создание таких условий зависит от многих факторов: влияния круга общения студента, запросов социума, воздействия родителей и, конечно же, формирования образовательной и воспитательной среды в колледже, для которой огромное значение имеет сам преподаватель как личность и специалист, начиная с внешнего вида и заканчивая профессионализмом.
Важный фактор повышения мотивации студентов колледжа — мотивация студентов преподавателем. Студент — не школьник, которому можно сказать «так надо», и он с этим согласится, поэтому преподаватель должен уметь доказать студентам, что им нужны знания для того, чтобы стать хорошими специалистами и самореализовавшимися личностями.
Данный фактор подразумевает:
• Субъектно-субъектные отношения студента и педагога: преподаватель должен был наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью и обсудить вопросы (даже, если они отдаленно связаны с предметом). Преподаватель должен помочь студенту поверить в собственные силы. Сотрудничество, доверие, наставничество — ключевые слова для определения таких взаимоотношений.
• Уважение к студенту: какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения. Видеть в нем индивидуальность, уникальность, признавать самобытность личности — залог успеха преподавателя.
• Стимулирование на результат, а не на оценку: студенту необходимо открыть возможности практического применения знаний. Так, к примеру, история из жизни заводского цеха, связанная с техникой безопасности или особенностями поломки в механизмах, запоминается намного лучше, чем обычная теоретическая информация.
• Умение педагога заинтересовать студента: своим предметом и личным примером. На занятия, где можно высказать своё мнение, обсудить, поучаствовать в диспуте, основанном на взаимоуважении и приятии, хочется приходить.
Педагог, для студента, прежде всего личность, обладающая определёнными человеческими качествами, умеющая создать на уроке атмосферу психологического комфорта и ситуацию успеха. Педагог не должен обманывать и разочаровывать своих воспитанников.
• Умение грамотно использовать систему по ощрения-наказания: похвала и критика являются важным инструментом в руках педагога. Порицание не должно быть унизительным, оно должно открыть для студента перспективу дальнейших действий для освоения чего-либо или исправления, а публичная похвала, подкрепленная описанием достоинств и отличительных особенностей, придает студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать не только аналогичного, но и более высокого результата.
• Формирование положительного отношения к профессии: педагог должен уметь разъяснить и убедить студента в нужности и важности выбранной специальности. Иногда нужно просто подбодрить, пояснить перспективу освоения профессии, заостряя внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах.
• Максимальная свобода выбора для студента: ориентируясь на личность студента, можно предлагать различные индивидуальные задания, темы сообщений, докладов, виды творческих работ, дать возможность студентам самим разрабатывать друг для друга задания различной степени сложности. Осознание не только сопричастности к процессу обучения, но и значимости для этого процесса — лучший способ повысить мотивацию.
• Интерес педагога к личному опыту студента: не только в профессиональной деятельности, но и к социальному опыту личности вообще. Это необходимое условие для взаимности интереса.
Повлиять на мотивацию могут все участники образовательного процесса: педагоги, администрация, родители и, конечно, сами студенты.
Факторов, повышающих мотивацию к обучению, может быть много, но ни один из них не будет «работать», если нет внутренней мотивации, приятия студентом той деятельности, в которую он включается.
Главный мотив учения — внутренняя побудительная сила, когда студент осознает для себя значимость деятельности.
Перед профессиональным учебных заведением, в условиях современной действительности, стоит непростая задача — создать такие условия, при которых студент за время обучения смог бы не только овладеть специальными и общекультурными компетенциями, но и сформировать качества социально- зрелой личности.
Список литературы:
1. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой/ Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография Улан-Удэ, 2014. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://gurutestov.ru/test/12
2. Мормужева Н.В. Мотивация студентов - путь к современному специалисту // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. г. Челябинск: Два комсомольца, 2013 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/98/4633/
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.