- 26.07.2019
- 10426 Просмотров
- Обсудить
Пермский государственный национальный исследовательский университет (Колледж профессионального образования), г. Пермь, Пермский край
Аннотация: статья посвящена изучению проблемы организации практики как важного элемента образовательного процесса. Обозначен ряд проблем организационно-методического и технического характера, а также проблем студенческой отвлечённости, характерных для практической части образовательного процесса. Предложены пути повышения качества организации практики студентов.
Ключевые слова: практика, учебная практика, производственная практика, производственная (преддипломная) практика, организация практики студентов, эффективность практики.
Практика студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования — один из важнейших элементов образовательного процесса. В современных социально-экономических реалиях профессиональная компетентность молодого специалиста, только что окончившего образовательное учреждение, становится одним из приоритетных требований потенциальных работодателей. Качество профессиональной практической подготовки обучающихся повышает их конкурентоспособность на рынке труда при выборе места работы и получении достойного уровня заработной платы.
Особое значение наличие практического опыта приобретает в системе среднего профессионального образования, где задача обучения состоит в подготовке квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями общества и государства в довольно короткие сроки [1, ст. 68]. В этом случае системная, целенаправленная, сплоченная и результативная подготовка молодого специалиста в учебном заведении и «в поле» очень важны.
Современное среднее профессиональное образование имеет практико-ориентированный характер: значительное внимание в процессе обучения уделяется решению практических кейсов, посещению организаций и предприятий наряду с традиционными лекционными занятиями. Актуальность такого подхода объясняется несколькими причинами. Во-первых, обучение через решение практических задач на рабочем месте с использованием знаний, полученных в ходе теоретического обучения, является эффективным методом работы с подростками и молодежью – основной массой обучающихся учреждений среднего профессионального образования. В отличие от традиционной лекции, метод практико-ориентированного обучения позволяет лучше запомнить учебный материал и освоить выполнение основных трудовых функций, требуя осмысленного подхода и непосредственного участия обучающихся. Во-вторых, практика обеспечивает логическую связь с теоретическим обучением, демонстрирует процесс настоящей работы, повышает интерес обучающихся и на деле отвечает на распространенный вопрос о практическом значении изучаемых дисциплин специальности.
Таким образом, являясь последним этапом освоения профессионального модуля, практика логически завершает процесс освоения учебного цикла и имеет по-настоящему важное значение. Практика реализует важнейшие цели образования по эффективному овладению практическими умениями на основе теории, изученной в образовательной организации, и подготовке к настоящей работе в роли знающего свою профессию специалиста.
Правила организации и прохождения практики обучающихся по программам среднего профессионального образования определяется Приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» [2], где процесс практики представлен в виде поступательной трехступенчатой структуры. В ходе учебной практики обучающиеся закрепляют теоретические знания, приобретают первичные навыки по избранной специальности, а также привыкают работать самостоятельно. Работая на производственной практике, обучающиеся получают профессиональные умения и навыки по выбранной специальности. Завершая обучение, обучающиеся проходят производственную (преддипломную) практику, где углубляют, дополняют и закрепляют теоретические знания и практический опыт, полученные в колледже при изучении профессиональных модулей, а также собирают материалы для выполнения научно-исследовательской работы и написания выпускной квалификационной работы. Постепенное прохождение практики обеспечивает обоснованное, последовательное расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Мониторинг процесса прохождения практики обучающимися учреждений среднего профессионального образования позволяет выявить ряд проблем, которые, по нашему мнению, можно условно разделить на несколько групп: организационно-методические проблемы, проблемы вовлечённости обучающихся и технические сложности.
К проблемам организационно-методического характера относятся низкая подготовленность преподавателей к процессу руководства практикой, низкое качество или полное отсутствие к моменту начала практики разработанных для обучающихся рекомендаций по прохождению практики; отсутствие точно выстроенной коммуникации между руководителем практики и обучающимися; высокая нагрузка практикантами на одного руководителя практики; низкая заинтересованность руководством практикой с материальной и временной точек зрения.
Решение проблем организационно-методического характера требует повышения ответственности преподавателей за процесс руководства практикой. Эта работа не должна ограничиваться приёмом готовых работ и формальным выставлением оценок. Напротив, задача руководителя практики состоит в ответственном посещении обучающих семинаров, активном обсуждении вопросов подготовки к практике и актуализации рабочих программ практики.
Структурированные и осмысленные знания, полученные в ходе совещаний, должны передаваться обучающимся в ходе консультационных встреч перед практикой. Имея единые знания, руководители практики должны консультировать будущих практикантов по процедурным вопросам прохождения практик, нормам поведения в организациях-базах практики, грамотному составлению отчетных документов и сдаче готовых работ. Процесс коммуникации должен включать определение значимости консультаций по практике, установление точных дат консультаций, помощь обучающимся по возникающим вопросам и организацию современного общения с использованием электронных средств связи на основе установленных преподавателем правил общения (частота, часы консультирования).
Немаловажным элементом практики является ее методическое сопровождение. Осведомлённость о заданиях на практику важна обучающимся и работодателям для качественной организации руководства практикой на местах. Для этого требуется проведение заблаговременной и качественной работы по разработке и актуализации методического сопровождения практики.
Нельзя не отметить, что и без того высокий уровень учебной нагрузки большинства преподавательского состава в течение учебного года не оставляет свободного времени для качественной разработки методический материалов по практике, мешает налаживанию индивидуальной работы с обучающимися и не способствует качественному выполнению работы. При этом, все недоработки преподавателя в итоге отражаются на низком качестве работ студентов, что ведёт к обоюдному повышению недовольства процессом прохождения практики руководителем практики и обучающимися, проявлению негативного поведения и снижению заинтересованности в качественном выполнении работы.
Проблемы студенческой вовлечённости связаны с отсутствием единого знания о процессе эффективного прохождения практики обучающимися, низким качеством выполнения заданий практики, несформированностью компетентностного подхода к процессу обучения, множественными ошибками оформления отчётных документов.
Нельзя отрицать, что проблема низкого качества практической работы связана с самими обучающимися и уровнем их вовлеченности в образовательный процесс. Зачастую ошибки в прохождении практики и представлении отчётных документов связаны с непосещением ими обязательных консультационных занятий, на которых проводится инструктирование по вопросам эффективного прохождения практики. Несомненно, требуется повышать общую дисциплину обучающихся и добиваться высокой посещаемости.
Компетентностый подход как способ освоения программы специальности в системе ФГОС СПО, остаётся непонятным студентам. Практика показывает, что по-настоящему понять смысл профессиональных компетенций обучающиеся могут только при индивидуальной работе с каждым из них. Поэтому важным кажется организация индивидуальной работы для пояснения сложных терминов компетенций, понятным каждому студенту языком, применительно к специфике его работы в организации.
Стоит отметить, что проблема оформления документов по итогам практики зачастую представляет сложность. Достижение грамотности и аккуратности в ходе работы с отчетными документами – одна из важных задач практики, которую нельзя оставлять без внимания. Однако существует объективная проблема низкой компьютерной грамотности обучающихся при работе даже с самыми простыми текстовыми редакторами, например, Word. Оказывается, обучающиеся, в большинстве недавние выпускники школ, не всегда умеют совершать простейшие операции по редактированию и форматированию академических работ. При этом, общие навыки работы в программах персонального компьютера являются неотъемлемым атрибутом любого современного и эффективного человека и специалиста. В этой связи необходимым представляется повышение внимания к качеству подготовки обучающихся в рамках базовых курсов по информатике и других дисциплин, связанных с работой над академическими проектами.
Среди технических проблем, связанных с практикой, стоит отметить недостаточность мест практики по специальностям, сокрытие практикантами фактов уклонения от прохождения практики, непрофессиональное поведение на месте практики, списывание отчётных работ.
Технические проблемы организации практики требуют проведения большой работы с базами практик в области межорганизационного взаимодействия для осуществления учёта практикантов и оценки их деятельности. Не все организации имеют специально выделенных специалистов для работы с практикантами, а ответственные специалисты на местах не всегда имеют достаточно времени для проведения качественного контроля работы обучающихся. Отсутствие постоянной связи между базами практик и образовательным учреждением снижает качество процесса управления практическим обучением.
Кроме этого, требует совершенствования взаимодействие с базами практик по вопросу компетентностного подхода к работе студентов в организациях. Это предполагает полное понимание сотрудниками баз практики структуры учебного процесса и целей практики. Вопрос работы в рамках освоения профессиональных компетенций сложен, поскольку имеет для работодателей несколько искусственный характер. На деле не все организации обладают возможностями для отработки всех необходимых профессиональных компетенций, что, тем не менее, не отменяет значения работы в них для обучающихся. Стоит признать, что с опущением некоторых необходимых к освоению компетенций прерывается логическая цепочка комплексного обучения, снижается его качество. В этих условиях повышается роль руководителя практикой, способного найти подход к решению проблемы по освоению всех профессиональных компетенций модуля.
Значительная работа по выявлению проблем организации практики студентов проведена в работе И.А. Исаковой и А.В. Мигунова, где на примере студентов, обучающихся в бакалавриате по направлению «Социальная работа», выделены 4 группы сложностей, с которыми сталкиваются участники процесса практики в учебном заведении [3]:
1. Формирование профессиональных компетенций в процессе практической подготовки.
2. Соблюдение студентами конфиденциальности информации о клиентах.
3. Заключение договоров на проведение практики.
4. Прохождение практики вне общеустановленных сроков ее проведения.
В рамках данной статьи некоторое внимание было направлено на изучение проблем первой группы. Однако, не стоит забывать и о других 3 группах проблем, которые также создают трудности в процессе организации практического обучения, поэтому требуют выявления методов их эффективного регулирования и своевременного решения.
Таким образом, практика является крайне важной частью образовательного процесса. Качество организации практики отражается на уровне приобретённых практических знаний и умений, и, в результате, на качестве работы выпускников учреждений среднего профессионального образования, будущих сотрудников российских компаний. Для повышения качества организации практики необходимо учитывать проблемы организационно-методические характера, проблемы вовлечённости обучающихся и технические сложности. Их решение должно способствовать налаживанию системы рабочих и партнерских отношений между администрацией образовательных организаций, руководителями практики, организациями-базами практики и обучающимися, чтобы готовить по-настоящему эффективных специалистов среднего звена.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.06.2019) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования».
3. Исакова И.А., Мигунова А.В. Студенческая практика в системе практико-ориентированного обучения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 71-77.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.