- 19.08.2019
- 2066 Просмотров
- Обсудить
Климкина А.Г., Старорусова М.Н., Сергеева М.Н., студенты факультета заочного обучения БГУКИ
Белорусский государственный университет культуры и искусств, г. Минск, Беларусь
Аннотация: Рассматривается как в деятельности студента-волонтера формируется смысловой ряд личностно значимых ценностей гражданского патриотизма, происходит самореализация и осознание своей значимости, полезности обществу. Представлены выводы по результатам исследования гражданско-патриотической культуры среди волонтеров из числа студентов факультета музыкального искусства.
Ключевые слова: гражданский патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическая социализация, гражданско-патриотическая культура.
В современной научной литературе широко обсуждается дискурс гражданственности и патриотизма. В педагогике современной школы [5] гражданская культура, как интегративное качество личности, характеризуется степенью овладения общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа, сформированной готовностью личности к выполнению гражданского долга. Вместе с тем, 20-летний мониторинг белорусских исследователей А.В. Русецкого, Л.А. Гащенко [4] зафиксировал проблемные аспекты гражданско-патриотической социализации современного поколения – в духовной системе взглядов студенческой молодежи гражданско-патриотические ценности перестали быть доминирующими. Поэтому при организации целенаправленной деятельности по формированию гражданского патриотизма необходимо обеспечивать диалектическую сопряженность между воспитательными целями и средствами их достижений, отслеживать не только социально-действенную, но и аксиологическую составляющую данного феномена. В процессе становления гражданско-патриотических ценностей заложены исторические, социально-культурные, духовные и иные предпосылки, позволяющие аккумулировать весь массив в единое комплексное образование мировоззрение.
Опираясь на исторические предпосылки и современные социально-политические особенности развития общества А.В. Лубский [3] выделяет базовые условия и основные направления формировании гражданского патриотизма, среди которых ведущим называется социально-гуманистическое направление, требующее развития сущностных сил человека, заботящегося об общественной пользе, способного к сознательной деятельности в интересах других людей или ради их общего блага. Тогда как нравственно-альтруистическое направление предполагает формирование личностной установки на самоограничение во имя достижения общественных идеалов и любви к Родине; а креативно-активистское – требует пробуждение критического отношения к социальной действительности и интереса к общественной деятельности: способности видеть недостатки и участвовать в устранении этих недостатков посредством неформальных объединений, чувства ответственности за свои действия. Логическим продолжением и результатом становится стремление к самореализации в социальных практиках как проявление гражданской позиции и патриотизма.
Студентов, как категорию молодых людей объединенных институтом высшего образования, отличает высокий интеллектуальный уровень, профессиональная направленность, стремление к социальной зрелости, широкое активное участие в общественных движениях. Неслучайно В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев [6] называют этот период «установлением авторства на собственную жизнь», когда поиск смысла жизни связывается с созданием собственной частицы культуры и среды, этим объясняется и важность для представителей этого поколения осознание результатов деятельности.
Чтобы избежать многих ошибок в гражданско-патриотическом воспитании молодежи, по мнению Б. Вульфова, нельзя стремиться решать частные вопросы (профессиональной подготовки, моральной стойкости, умения соблюдать законы и другие), не сформировав главного: умения размышлять над непростыми проблемами современной жизни и действовать в нем, ориентируясь на патриотические и общечеловеческие ценности, свое собственное совершенствование [2]. Поэтому событийное социально-культурное волонтерство студентов мы рассматриваем, как доступное средство гражданско-патриотического воспитания молодежи. Посредством подобного волонтерства студенты имеют возможность осмыслить не только общественное значение своей деятельности, но и уяснить ее аксиологический и личностный смысл, определить насколько обеспечивается их гражданская самореализация. Организуя работу с волонтерами, большое внимание уделяется подготовительному этапу, направленному на аспекты преодоления стереотипов, поиска аргументации и оригинального решения поставленной задачи, с целью активизации ценностно-творческой деятельность молодых людей.
Важным является наличие компонентов национальной идентичности и самоидентификации, когда «образ мы» включает представлениями «о других», о языке, месте проживания, об историческом прошлом, государственность. На уровне личностных качеств гражданский патриотизм представляют собой современное мировоззрение, которому соответствуют установки и ценности; готовность выполнить конституционный долг; любовь к большой и малой Родине; общественно значимые поведение и деятельность; социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность. Приведенный перечень личностных качеств студентов-волонтеров коррелирует с основными компонентами культуры – сознанием, отношениями и деятельностью – и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве с духовностью, гражданской и социальной активностью личности.
Вот почему при воспитании гражданско-патриотической культуры волонтеров мы стремимся обеспечивать интеграцию трех взаимозависимых компонентов: когнитивного (знания об исторических корнях своей Родины и своего народа, их место в мировом развитии, осознание значимости этих знаний как личностно ценных); эмоционального (наличие чувства уважения к другим людям, любви к своей земле, проявление заботы и рачительности хозяина в любой ситуации с целью сохранения богатств и ценностей своей страны и себя как личности) и деятельностного (стремление и способность проявлять себя в делах, в том числе заботиться о пожилых людей, детях и инвалидах, проявлять глубокую заинтересованность в сохранении окружающей среды, сбережении памятников старины, реликвий своего рода, народного наследия и т.д.). Эти компоненты в единстве формируют волонтера-гражданина – знающего, чувствительного и деятельностного. Причем, именно в деятельности студента-волонтера выстраивается смысловой ряд личностно значимых ценностей гражданского патриотизма, происходит самореализация и осознание своей значимости, полезности обществу.
Рассматривая гражданско-патриотическое воспитание студентов-волонтеров как специально организованный и целенаправленный процесс формирования в том числе и общественных качеств и навыков, мы мотивируем постоянное самообразование, тренируем умение общаться и лидерские качества, рефлексируем переживания и ориентируем на самовоспитание чувства ответственности за свои поступки и слова, стремление быть лучшим. Постоянная актуализация гражданско-патриотического содержание деятельности волонтеров стимулирует объединения усилий молодежных объединений и организаций [1].
в 2018-2019 учебном году с опорой на методику И.В. Журловой [4] мы исследовали сформированность патриотизма среди волонтеров из числа студентов факультета музыкального искусства. Полученные результаты свидетельствуют о преобладании средне-высокого уровня, при котором студенты демонстрируют знания по базисным понятиям и категориям «патриотизм», «Отечество», «долг перед Родиной» при самостоятельности суждений; умеют отстаивать свои позиции при обсуждении общественно значимых идеалов. Студенты-волонтеры данной группы хорошо откликаются на предложения поучаствовать в конкурсах и мероприятиях гражданско-патриотической направленности. Вместе с тем мы отмечали, что часть студентов при демонстрации хороших знаний по исследуемым аспектам, по-прежнему нуждается во внешнем стимулировании, – их участие в этой деятельности носит ситуационный характер и не имеет аксиологической мотивации.
В заключении подчеркнем, что гражданский патриотизм как результат длительного, социально детерминированного процесса гражданско-патриотического воспитания, характеризующегося уровнем гражданско-правовой культуры. Знания и представления о языке, месте проживания, об историческом прошлом, государственности, являясь базисом любви к родине и к своему народу, формируют гражданско-патриотическое мировоззрение, которое в свою очередь должно иметь действенное проявление: посредством активного участия в благотворительной и социально значимой волонтерской деятельности. Проявление гражданской позиции студентов-волонтеров невозможно без аксиологического компонента, основой которого являются духовные ценности.
Список литературы
1. Байко, А. П. Духоўнасць, патрыятычнасць і сацыяльная актыўнасць як паказчыкі грамадзянскай культуры студэнтаў-валанцёраў / А. П. Байко // Культура: открытый формат - 2013 : сборник научных статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2013. – С. 329-333.
2. Вульфов, Б. Готовим организаторов патриотического воспитания детей: содержание и технологии / Б. Вульфов // Народное образование. – 2009. – № 8. – С. 101-107
3. Лубский, А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе / А.В. Лубский // Гуманитарий Юга России. – 2017. – №1. Электронный ресурс Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskiy-patriotizm-o-sovmestimosti-patriotizma-i-grazhdanstvennosti-v-rossiyskom-obschestve. – Дата доступа: 06.03.2019.
4. Русецкий, А.В. Созидательный и гуманистический потенциал белорусской национальной идеи : монография / А.В. Русецкий, Л.А. Гащенко. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. – 203 с.
5. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций / Е.Ф. Сивашинская; И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 212 с.
6. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.