Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2019 » Август » 19

Аксиологический компонент гражданского патриотизма и волонтерская деятельность студентов

Байко Анжелика Петровна, куратор волонтерского клуба «СЛОН» БГУКИ, старший преподаватель кафедры педагогики социокультурной деятельности
Климкина А.Г., Старорусова М.Н., Сергеева М.Н., студенты факультета заочного обучения БГУКИ
Белорусский государственный университет культуры и искусств, г. Минск, Беларусь

Аннотация: Рассматривается как в деятельности студента-волонтера формируется смысловой ряд личностно значимых ценностей гражданского патриотизма, происходит самореализация и осознание своей значимости, полезности обществу. Представлены выводы по результатам исследования гражданско-патриотической культуры среди волонтеров из числа студентов факультета музыкального искусства.
Ключевые слова: гражданский патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическая социализация, гражданско-патриотическая культура.

В современной научной литературе широко обсуждается дискурс гражданственности и патриотизма. В педагогике современной школы [5] гражданская культура, как интегративное качество личности, характеризуется степенью овладения общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа, сформированной готовностью личности к выполнению гражданского долга. Вместе с тем, 20-летний мониторинг белорусских исследователей А.В. Русецкого, Л.А. Гащенко [4] зафиксировал проблемные аспекты гражданско-патриотической социализации современного поколения – в духовной системе взглядов студенческой молодежи гражданско-патриотические ценности перестали быть доминирующими. Поэтому при организации целенаправленной деятельности по формированию гражданского патриотизма необходимо обеспечивать диалектическую сопряженность между воспитательными целями и средствами их достижений, отслеживать не только социально-действенную, но и аксиологическую составляющую данного феномена. В процессе становления гражданско-патриотических ценностей заложены исторические, социально-культурные, духовные и иные предпосылки, позволяющие аккумулировать весь массив в единое комплексное образование мировоззрение.

Опираясь на исторические предпосылки и современные социально-политические особенности развития общества А.В. Лубский [3] выделяет базовые условия и основные направления формировании гражданского патриотизма, среди которых ведущим называется социально-гуманистическое направление, требующее развития сущностных сил человека, заботящегося об общественной пользе, способного к сознательной деятельности в интересах других людей или ради их общего блага. Тогда как нравственно-альтруистическое направление предполагает формирование личностной установки на самоограничение во имя достижения общественных идеалов и любви к Родине; а креативно-активистское – требует пробуждение критического отношения к социальной действительности и интереса к общественной деятельности: способности видеть недостатки и участвовать в устранении этих недостатков посредством неформальных объединений, чувства ответственности за свои действия. Логическим продолжением и результатом становится стремление к самореализации в социальных практиках как проявление гражданской позиции и патриотизма.

Студентов, как категорию молодых людей объединенных институтом высшего образования, отличает высокий интеллектуальный уровень, профессиональная направленность, стремление к социальной зрелости, широкое активное участие в общественных движениях. Неслучайно В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев [6] называют этот период «установлением авторства на собственную жизнь», когда поиск смысла жизни связывается с созданием собственной частицы культуры и среды, этим объясняется и важность для представителей этого поколения осознание результатов деятельности.

Чтобы избежать многих ошибок в гражданско-патриотическом воспитании молодежи, по мнению Б. Вульфова, нельзя стремиться решать частные вопросы (профессиональной подготовки, моральной стойкости, умения соблюдать законы и другие), не сформировав главного: умения размышлять над непростыми проблемами современной жизни и действовать в нем, ориентируясь на патриотические и общечеловеческие ценности, свое собственное совершенствование [2]. Поэтому событийное социально-культурное волонтерство студентов мы рассматриваем, как доступное средство гражданско-патриотического воспитания молодежи. Посредством подобного волонтерства студенты имеют возможность осмыслить не только общественное значение своей деятельности, но и уяснить ее аксиологический и личностный смысл, определить насколько обеспечивается их гражданская самореализация. Организуя работу с волонтерами, большое внимание уделяется подготовительному этапу, направленному на аспекты преодоления стереотипов, поиска аргументации и оригинального решения поставленной задачи, с целью активизации ценностно-творческой деятельность молодых людей.

Важным является наличие компонентов национальной идентичности и самоидентификации, когда «образ мы» включает представлениями «о других», о языке, месте проживания, об историческом прошлом, государственность. На уровне личностных качеств гражданский патриотизм представляют собой современное мировоззрение, которому соответствуют установки и ценности; готовность выполнить конституционный долг; любовь к большой и малой Родине; общественно значимые поведение и деятельность; социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность. Приведенный перечень личностных качеств студентов-волонтеров коррелирует с основными компонентами культуры – сознанием, отношениями и деятельностью – и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве с духовностью, гражданской и социальной активностью личности.

Вот почему при воспитании гражданско-патриотической культуры волонтеров мы стремимся обеспечивать интеграцию трех взаимозависимых компонентов: когнитивного (знания об исторических корнях своей Родины и своего народа, их место в мировом развитии, осознание значимости этих знаний как личностно ценных); эмоционального (наличие чувства уважения к другим людям, любви к своей земле, проявление заботы и рачительности хозяина в любой ситуации с целью сохранения богатств и ценностей своей страны и себя как личности) и деятельностного (стремление и способность проявлять себя в делах, в том числе заботиться о пожилых людей, детях и инвалидах, проявлять глубокую заинтересованность в сохранении окружающей среды, сбережении памятников старины, реликвий своего рода, народного наследия и т.д.). Эти компоненты в единстве формируют волонтера-гражданина – знающего, чувствительного и деятельностного. Причем, именно в деятельности студента-волонтера выстраивается смысловой ряд личностно значимых ценностей гражданского патриотизма, происходит самореализация и осознание своей значимости, полезности обществу.

Рассматривая гражданско-патриотическое воспитание студентов-волонтеров как специально организованный и целенаправленный процесс формирования в том числе и общественных качеств и навыков, мы мотивируем постоянное самообразование, тренируем умение общаться и лидерские качества, рефлексируем переживания и ориентируем на самовоспитание чувства ответственности за свои поступки и слова, стремление быть лучшим. Постоянная актуализация гражданско-патриотического содержание деятельности волонтеров стимулирует объединения усилий молодежных объединений и организаций [1].

в 2018-2019 учебном году с опорой на методику И.В. Журловой [4] мы исследовали сформированность патриотизма среди волонтеров из числа студентов факультета музыкального искусства. Полученные результаты свидетельствуют о преобладании средне-высокого уровня, при котором студенты демонстрируют знания по базисным понятиям и категориям «патриотизм», «Отечество», «долг перед Родиной» при самостоятельности суждений; умеют отстаивать свои позиции при обсуждении общественно значимых идеалов. Студенты-волонтеры данной группы хорошо откликаются на предложения поучаствовать в конкурсах и мероприятиях гражданско-патриотической направленности. Вместе с тем мы отмечали, что часть студентов при демонстрации хороших знаний по исследуемым аспектам, по-прежнему нуждается во внешнем стимулировании, – их участие в этой деятельности носит ситуационный характер и не имеет аксиологической мотивации.

В заключении подчеркнем, что гражданский патриотизм как результат длительного, социально детерминированного процесса гражданско-патриотического воспитания, характеризующегося уровнем гражданско-правовой культуры. Знания и представления о языке, месте проживания, об историческом прошлом, государственности, являясь базисом любви к родине и к своему народу, формируют гражданско-патриотическое мировоззрение, которое в свою очередь должно иметь действенное проявление: посредством активного участия в благотворительной и социально значимой волонтерской деятельности. Проявление гражданской позиции студентов-волонтеров невозможно без аксиологического компонента, основой которого являются духовные ценности.

Список литературы
1. Байко, А. П. Духоўнасць, патрыятычнасць і сацыяльная актыўнасць як паказчыкі грамадзянскай культуры студэнтаў-валанцёраў / А. П. Байко // Культура: открытый формат - 2013 : сборник научных статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2013. – С. 329-333.
2. Вульфов, Б. Готовим организаторов патриотического воспитания детей: содержание и технологии / Б. Вульфов // Народное образование. – 2009. – № 8. – С. 101-107
3. Лубский, А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе / А.В. Лубский // Гуманитарий Юга России. – 2017. – №1. Электронный ресурс Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskiy-patriotizm-o-sovmestimosti-patriotizma-i-grazhdanstvennosti-v-rossiyskom-obschestve. – Дата доступа: 06.03.2019.
4. Русецкий, А.В. Созидательный и гуманистический потенциал белорусской национальной идеи : монография / А.В. Русецкий, Л.А. Гащенко. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. – 203 с.
5. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций / Е.Ф. Сивашинская; И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 212 с.
6. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar