Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » 2019 » Август » 21

Современные тенденции и вариативность получения образования в области фотографии

Пилипенко Мария Леонидовна
Мешкова Полина Андреевна
Манько Александр Александрович

студенты учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Байко А.П. старший преподаватель кафедры педагогики СКД

Аннотация: Рассматриваются варианты обучения фотографии в государственных и негосударственных организациях, в форме самообразования. Представлены средние-специальные учебные заведения, в которых готовят специалистов в области фотографии и фотоискусству, и обзор актуальных фотоконкурсов
Ключевые слова: обучение фотографии, фотоконкурс, самообразование.

В связи с активным формированием информационного типа общества изменяются привычные формы репрезентации культуры, ценностей, идеалов и образцов поведения в обществе, организованном по иным правилам совместной жизни, переходящей все больше в визуальную плоскость. Подобные трансформации средств и способов передачи информации, а также трактовки современной культуры, позволяют перейти на новый визуальный этап исследований. Фотография является способом коммуникации, с помощью которой мы транслируем свою жизнь, историю и культуру. Каждое фотографическое изображение – это текст, функционирующий в данной ситуации, имеющий определённый статус [1]. Фотография – один из главных двигателей преодоления социальных и глобальных проблем, таких как: защита прав человека, экологические проблемы и многие другие.

Инструментальные возможности современной науки позволяют проследить эволюцию средств визуализации на примере социальных фотографий и оценить возможность применения подобных практик в преподавании социологии и проведении эмпирических исследований, а также плюсы и минусы тотального распространения визуальных технологий в массовой культуре, науке и образовании. Анализ визуальной информации – одно из перспективных направлений исследований в области визуальной социологии и политики, активно развивающейся в настоящее время как академическая дисциплина и область исследования.

Фотографии представляют собой важный аспект школьных учебников, доминирующий во время преподавания и обучения в классе. Удивительно, что функции фотографий и их взаимоотношения с подписями и текстами никогда не были предметом специального анализа. И хотя в школе проводят конкурсы среди учащихся в сфере фотоискусства, обучение этому искусству в школьной программе отсутствует. Фотография, как мы уже говорили, является универсальным визуальным языком. Как и другой любой язык, фотография требует обучения с самого раннего возраста, а именно: умение правильно интерпретировать образ, вложенный в фотографию, умение владения инструментами создания фотографии [2]. Важно понимать современные тенденции в визуальном контенте и уметь их поддерживать, либо не поддерживать в социальном мире интернета. Доступность и оригинальность новой формы коммуникации обусловили интерес молодых людей к Instagram, позволившему пользователям делиться своими фотографиями с миром в Интернете. Инстаграм решил проблему передачи визуальной информации. Он предоставил замечательную возможность свободного общения без границ, способствуя коммуникации, диалогу между представителями различных стран.

В Республике Беларусь около шести высших и средне-специальных учебных заведений, которые обучают и выпускают специалистов в области фото- и видео искусство. Учиться на фотографа с базовым образованием (9 классов) предлагают четыре колледжа Беларуси: Минский государственный технологический колледж (филиал БНТУ), Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов, Витебский государственный технологический колледж (филиал БНТУ), Витебский государственный профессиональный лицей № 5 приборостроения. Абитуриенты поступают по среднему баллу аттестата и учатся 3 года (уровень профессионально-технического образования) или 3 года 8 месяцев (уровень среднего специального образования). Проходные баллы колеблются от «5» на платной форме, до «9» на бюджете. Выпускники получают дипломы государственного образца по специальностям «Фотография», «Техническая эксплуатация оборудования. Фотография» или «Декоративно-прикладное искусство. Фотография». Высшее образование для специалистов в области визуального искусства предлагает Белорусская государственная академия искусств, набирая на факультет экранных искусств. В Белорусском государственном университете культуры и искусств предлагается к изучению дисциплина «История искусств: фотоискусство» для специальностей культурологического и искусствоведческого профиля.

Наиболее актуальным способом обучения фотографии по нашему онлайн-опросу являются фотошколы, которые предлагают курсы для совершенствования профессиональной подготовки и мастерства. В Минске большинство фотошкол платных, но есть и бесплатные курсы, например, «Краявид» [3] и «Фотожурналистика: планирование документальных снимков». На бесплатных курсах фотографии «Краявид» во Дворце детей и молодёжи изучают темы: «Цифровая фотография», «В объективе», «Творческая фотография». Во время занятий слушатели практикуются в павильоне со студийным освещением, в компьютерной аудитории и лаборатории. После окончания курса выдают свидетельство о дополнительном образовании гособразца.

Если нет возможности посещать курсы вживую можно рассмотреть, как вариант, бесплатные онлайн-курсы. К примеру, российские фотошколы [4] предлагают освоить «Основы портретной фотографии» и «Работу в Adobe Photoshop». На занятиях разбираются композиции, особенности портрета, постановка света, техника для съёмки и основы работы в самом популярном графическом редакторе. В сети множество образовательных онлайн-проектов, где собраны курсы, разработанные мировыми лидерами фотоискусства. Порой достаточно просто зарегистрироваться, чтобы начать учиться: слушать, смотреть видеолекции и выполнять задания к ним. Например, coursera.org предлагает три русскоязычных курса «Основы фотографии», «Фотограмметрическая обработка материалов аэрофотосъёмки с БПЛА», «Adobe Photoshop CC».

Только в Минске минимум 25 частных школ, а по Беларуси в разы больше курсов, где можно постигать основы фотомастерства. В основном на занятиях изучают устройство и работу фотоаппарата, работу с освещением, Adobe Photoshop и особенности разных видов фотосессий. Длится обучение от 2 до 6 месяцев. По окончании таких курсов фотографы обычно получают сертификаты. Часть образовательных центров присваивают разряд и выдают справку об обучении государственного образца. Профессиональную карьеру фотографом можно также сделать и за рубежом, несколько стран, включая: США, Францию, Великобританию и др., предлагают квоты для обучению гражданам Беларуси.
Школа дизайна Parsons (Парсонс) является частным художественным и дизайнерским колледжем в Нью-Йорке – Пионер в области художественного и дизайнерского образования. Уже более века Parsons занимается подготовкой выдающихся художников, дизайнеров, профессионалов-исследователей, предпринимателей и лидеров рынка. Образовательный процесс с самого первого дня курируют выдающиеся художники, дизайнеры, архитекторы, фотографы, иллюстраторы, ученые и критики со всего мира. Выпускники получают дипломы степени бакалавра/магистра в области искусства. Институт Пратта (англ. Pratt Institute), имеет прекрасное современное оборудование, организует выставки, проводит выездные мероприятия, устраивает лекции приглашенных профессионалов. Всё это делает его отличным местом для получения качественного творческого образования и начала карьеры в Нью-Йорке. Выпускники Pratt Institute получают дипломы степени бакалавра/магистра в области искусства и становятся востребованными профессионалами.

В Беларуси создан союз фотографов – некоммерческое профессиональное объединение фотографов, призванное создавать условия и возможности для успешной профессиональной деятельности в области фотографии, как в коммерческой, так и в творческой. На базе союза проводятся фото мастер-классах, семинары, воркшопы, выставки, лекции, так же имеется своя библиотека фото литературы.

Наиболее эффективным и доступным способом обучения является самообразование. Количество присылаемых на различные конкурсы фотографий, как от профессионалов, так и от любителей, доказывает эффективность и популярность данного способа обучения.

Обзор актуальных фотоконкурсов:
PhotoContestInsider (https://www.photocontestinsider.com).
Your Photo on BBC (https://www.bbc.com) -каждую неделю эксперты BBC предлагают темы для фотографий, лучшие из которых публикуются по четвергам.
ViewBug (https://www. viewbug.com)-еженедельные фотоконкурсы под руководством всемирно известных фотографов и брендов.
Worldphoto (https://www.worldphoto.org/ru) – масштабный фотоконкурс, в котором компания Sony отбирает лучшие фотографии профессионалов и любителей со всего мира.
Allphotocontests (http://allphotocontests.ru/) – новости о проходящих крупных фотоконкурсах.
Фотоконкурс.ру – сайт, где можно принять участие в самых различных конкурсах фотографий.
PhotoKonkursy.ru – сайт создан с целью общения фотографов, проведения конкурсов фотографий и обучения.
B&W Child Photo Competition (https://blackandwhite.childphotocompetition.com/) – международный конкурс чёрно-белой фотографии.
BigPicture Natural World Photography Competition (https://www.bigpicturecompetition.org/) – международный фотоконкурс, организованный Калифорнийской академией наук, посвящён «богатому разнообразию жизни на Земле и призван вдохновлять на действия по её защите и сохранению благодаря силе изображений».

Таким образом, фотография является универсальным визуальным средством коммуникации. Говоря о современных тенденциях в области обучения фотографическому искусству, в первую очередь мы говорим об обучении новому визуальному языку, с помощью которого обращается внимание людей на социальные проблемы общества. Фотография способна проблематизировать наше отношение, реальности, репрезентации и идентичности. Наиболее популярным способом обучения являются неформальное образование с активными формами обучения; не сдают позиций и фотошколы, которые предлагают курсы для профессионалов.

Список источников:
1. Маклюэн, М. Фотография. / М. Маклюэн // Понимание медиа: внешние расширения человека / перевод с анг. В. Николаева. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2003. – С. 212-236.
2. Фотограф – профессия людей с неординарным взглядом на мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adukar.by/news/professiya-fotograf – Дата доступа: 20.08.2019
3. Курсы фотографии Краявiд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vse-kursy.by/minsk/4661-kursy-fotografii-krayavid.html – Дата доступа: 20.08.2019
4. https://uchinovoe.ru/?utm_referrer=
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar