Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Август » 30

Методы обучения при получении среднего профессионального образования

Костычев Владимир Иванович, преподаватель
Ликино-Дулёвский политехнический колледж-филиал ГГТУ , г.Ликино-Дулёво, Московская область

Аннотация:
Современный процесс обучения это процесс взаимодействия между преподавателем и студентами с целью получения студентами определенных знаний и навыков.

Групповые методы – это взаимодействия студентов и преподавателя, когда они взаимодействуют друг с другом в ходе урока.
Проблемы подготовки квалифицированных специалистов в разных профессиональных областях требует более прогрессивных подходов в учебном процессе. Большое значение приобретает такое понятие, как психологическая компетентность, которая является базовым личностным новообразованием, определяющим уровень самосознания и саморегуляции, обеспечивающий знание человека о самом себе, адекватную оценку своих возможностей, способность к самонаблюдению и рефлексии, оптимальному взаимодействию с окружающим миром, потребность в самопознании и саморазвитии. Поэтому, чтобы решать такие задачи, необходимо совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы, а для этого необходимо применять активные групповые формы и методы обучения.

Активность студентов, их жизненный опыт, самообучение, должны послужить для генерации новых знаний и нового опыта в процессе творческого, педагогически управляемого взаимодействия студентов между собой и с преподавателями. Креативность каждого студента, при групповой подготовке являются механизмом, позволяющим эффективно перестраивать педагогический опыт на новом уровне.

Суть активных методов заключается в организации методов групповой работы, которые основываются на специфических принципах, реализуемых последовательно, в соответствии с целями и задачами профессионального образования, через осознание когнитивных и личностных процессов в групповой динамике. При этом высокая мобилизация студентов в учебном процессе позволяют быстрее и эффективнее приобретать знания, навыки и умения, проявлять творческие способности и расширять возможности их применения в различных сферах деятельности. При такой форме организации групповой работы, студенты занимают активную позицию, а усвоение учебной информации происходит в процессе проживания личного опыта нового поведения в групповом взаимодействии.

В своей профессиональной деятельности, я активно использую такие методы, как ролевые, деловые, управленческие игры; дискуссии. Все эти методы в комплексе предполагают высокую активность участников группы с проявлением креативности. Использование таких методов позволяет студента находиться в центре реальных взаимодействиях с другими участниками учебного процесса.

При этом создаются такие учебные ситуации, при которых разрабатываются оптимальные стратегии при решении разных задач. Далее происходит демонстрация, обосновывается и отстаивается найденное решение, при этом предполагается развернутый анализ и сопоставление различных когнитивных стратегий. Студенты проявляют творческие способности, а не следуют заученным шаблонам. Самое главное, чтобы в процессе групповой работы были созданы условия, которые бы могли позволить реализовать творческий потенциал каждого студента и перестроить отношения между педагогом и студентом.

Рассмотрим основные принципы организации групповой работы студентов.
Принцип активности. Студенты проигрывают учебную ситуацию, выполняют задания, при этом ведут наблюдение за поведением других по специальной схеме. Как только участникам дается установка на готовность включиться в совершаемые действия, их активность резко возрастает.
Принцип исследовательской позиции. Здесь в роли конструктора и организатора выступает преподаватель, который проектирует такие ситуации, дающие возможность студентам осознанно апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними. Создается такая среда, основной характеристикой которой являются неопределенность, и здесь возникает необходимость в принятии правильных решений.
Принцип объективации (осознания) поведения. Во время занятий поведение студентов переводится с одного уровня восприятия информации (импульсивного) на другой уровень, позволяющий производить изменения в процессе занятий. Здесь обратная связь является универсальным средством объективации поведения.
Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. Этот принцип учитывает интересы всех участников, особенно это касается их чувств, эмоций, переживаний. Важное отличие субъект-субъектного общения – полное самораскрытие всех участников, их посвящение в мотивы общения.

Все эти методы групповой работы обращают внимание непосредственно к накопленному опыту обучающихся, который постоянно накапливается в процессе выполнения учебных заданий.

Такая организованная групповая работа позволяет осознавать и проецировать на себя такие стороны интеллектуального творческого процесса, как постановка проблемной задачи, формирование концептуальных решений, преодоление познавательных барьеров, ошибки, инсайды и т.п. Такой вид помогает визуализировать логику решения проблемы в динамическом режиме этих процессов, степень увеличения способностей общения и креативности. В итоге рефлексия помогает трансформации знаний и представлений.
Важной составляющей активных методов является то обстоятельство, что студенты проявляют групповой энтузиазм, повышенную энергию и полезную конкуренцию. При этом уровень познания каждого студента группы значительно увеличивается, повышается степень готовности включаться в нужный момент в групповые ситуации, улучшая навыки взаимодействия с другими.

Студент получает возможность приобретения опыта при выполнении групповой работы, при этом подгруппы по 4-7 человек, выполняют задания в определенных условиях за ограниченное время, что позволяет каждому студенту проявить и оценить свои возможности. Причем проблемы, которые предстоит решить выходят за пределы стандартных ситуаций и представлений. Поэтому выявляются некоторые студенты неспособные фантазировать, у них возникают недоумения по поводу ненужной, по их мнению, деятельности, требования дать «правильный ответ».
Первые занятия начинаются с простых межличностных заданий. При моделировании некоторых ситуаций, создающих эффект неожиданности, контрастности, эффект ярко выраженной соревновательности, возникает такой эмоциональный эффект как новизна, увлеченность, интерес. Именно в этот период открываются новые способы взаимодействия в группе.

А обратная связь позволяет принимать любые высказывания участников группы как конструктивных. Очень важным для группы являются предложения, эмоциональные реакции. И такая связь естественно воспринимается как свидетельство партнерских отношений, как признание ценности чужого высказывания или предложения. В групповом процессе у каждого студента появляется шанс, что он действительно предлагает нужные методы и варианты решений. Происходит реконструкция имеющегося опыта, изменяются неадекватные стереотипы, что является условием развития творческой активности студентов.

В учебный процесс такие методы вводятся постепенно, при этом сохраняется непринужденная атмосфера, не допускаются перегрузки и дискомфорт. К выбору таких методов обучения необходимо подходить очень осторожно и избирательно, учитывая уровень подготовки группы. Основной задачей является сознательная вовлеченность всех в процесс группового взаимодействия, их более высокая активность.

Студенты обучаются в соответствии со своими возможностями; обучение носит интерактивный режим. Способа преодоления трудностей в различных педагогических ситуациях в значительной мере определяет дальнейшие взаимодействия студентов в группе и с преподавателями. Таким образом, работа студентов имеет характер совместного обучения, так как группа ориентирована на создание общего продукта, при этом используются полученные знания, умения и навыки всех студентов группы, которые в процессе совместной деятельности преобразуются.
Преимуществами таких активных групповых методов обучения являются высокая познавательная, творческая и эмоциональная активность, экономичность, а также возможность более активного взаимного взаимодействия всех участников обучения, что согласуется с основными тезисами педагогики и психологии об органичном единстве эмоциональных и интеллектуальных аспектов человеческой психики.

Список литературы:

1.Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.
2.Бурнард, Ф. Тренинг межличностного взаимодействия / Ф. Бурнард. – СПб., 2011.
3. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники : учеб. пособие / И.В. Вачков. – М., 2010
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar