Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Октябрь » 11

Деловая игра как метод мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся учреждений среднего профессионального образования

Засорина Людмила Игоревна, преподаватель
ГАПОУ ТО «Тюменский колледж производственных и социальных технологий»,
г.Тюмень, Тюменской области


Деловая игра как метод мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся учреждений среднего профессионального образования

Business game as a method of motivation of teaching and cognitive activity of training institutions of secondary professional education

Аннотация: в статье проанализирована деловая игра, как один из эффективных методов профессионального обучения, способствующий развитию самостоятельной познавательной деятельности, формированию профессиональных компетенций обучающихся. Определена специфика содержания и организационные формы проведения деловой игры в условиях среднего профессионального учебного заведения.

Abstracts: in the article the business game is analyzed as one of the effective methods of vocational training, contributing to the development of independent cognitive activity, the formation of professional competencies of students. The specifics of the content and organizational forms of conducting a business game in the conditions of an average professional educational institution are determined.

Ключевые слова: активные методы, деловая игра, познавательная деятельность, профессиональная деятельность.
Key words: active methods, business game, cognitive activity, professional activity.

Современное общество живёт и развивается в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях меняющейся жизни востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависит от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Также от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, творчески и самостоятельно мыслить. Тот метод обучения, который существует в нашей образовательной системе, не активизирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей обучающих.

В связи с этим особую актуальность приобретает использование активных методов обучения в частности использование деловой игры в профессиональном обучении.
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности, которая побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и студент.

Преподаватель не должен быть направлен на изложение готовых знаний. Задача преподавателя – контроль за самостоятельным овладением студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывающие личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний. Для таких учебных занятий является важным, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы, такие как речь, память, воображение и т.д.

Чаще всего в образовательные учреждения СПО приходят учащиеся с низким уровнем обученности и сформированности учебных умений и навыков. У них в большей степени развиты такие виды мышления, как предметно-действенное и наглядно-образное, что не дает в должной мере мыслить самостоятельно, рассуждать и делать выводы [5, 34-39 с.]. И задача преподавателя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам учащегося. Преподавателю необходимо не только доступно рассказать и показать, но и научить обучающегося мыслить, привить ему навыки практических действий. Для этого на занятии нужно использовать нестандартные и оригинальные приемы, которые помогут активизировать мыслительную деятельность обучающихся, повысят интерес, будут способствовать совершенствованию учебного процесса: учащиеся будут увлечены, и их работоспособность повышается, а значит, возрастает результативность занятия. Также использование активных методов на занятии создает благоприятные условия для организации коллективной работы обучающихся, формирует у них такие качества личности, как самостоятельность, коллективизм, организаторские и коммуникативные склонности и способности, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственность за последствия своей деятельности. Вследствие этого, преподавателю на занятиях чаще нужно применять деловые игры.

Деловая игра – метод предназначен для выработки умений принятия самостоятельных и коллективных решений. Для её проведения определяются сложная проблема, цели игры и задачи. Такой проблемой может быть управление производством, требующее от играющих принятия частных и общих решений. Для проведения игры создаётся один или несколько коллективов. В каждом коллективе распределяются роли, при этом обязательным должно быть различие интересов участников, определяемое ролью. Поскольку во всякой игре в той или иной степени моделируется поведение какой-либо системы, то процессы, протекающие в ней, в ходе игры сжимаются в масштабе времени по отношению к реальному.

Наиболее существенным признаком деловой игры является наличие неопределённости и вероятностного характера протекания процессов функционирования моделируемой системы.
Для проведения деловой игры создаётся система стимулирования, предназначенная для решения трех задач: побудить каждого поступить как в жизни; побудить каждого поступиться личными интересами в интересах коллектива; дать достаточно объективную оценку вклада каждого в достигнутый успех [2, 81-97 с.].

Все сказанное позволяет сделать вывод, деловая игра - это в определенном смысле репетиция будущей профессиональной деятельности. Она дает возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или другой момент реального события. В таких играх моделируется деятельность какой-либо организации, предприятия или подразделения, например - работа «Автомастерской». Можно имитировать конкретную деятельность людей, обстановку, условия, в которых осуществляется деятельность. Такие игры помогают отрабатывать конкретные специфические операции, например, методику монтажа. Также отрабатывается тактика поведения, профессиональные действия, выполнение обязанностей конкретных лиц. Таким образом, деловая игра позволяет достичь поставленных задач и способствуют личностному и профессиональному росту.

Ссылки на источники
1. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / В.М. Лизинский. - М.: Знание, 2004. -126 с.
2. Смолкин, А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. - М.: Высшая школа, 1991. – 175 с.
3. Матирко, В.И. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач / Под ред. В.И. Матирко. - М.: «Высшая школа», 1991. – 30 с.
4. Сластенин, В.А. Педагогический процесс как система / В.А. Сластенин - М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar