- 14.10.2019
- 2174 Просмотра
- Обсудить
Шаравина Наталья Сергеевна, преподаватель
ГБПОУ «Сызранский медико-гуманитарный колледж», г. Сызрань, Самарская область
ГБПОУ «Сызранский медико-гуманитарный колледж», г. Сызрань, Самарская область
Модульная организация учебного процесса в преподавании общеобразовательной дисциплины история
Аннотация: Установка на личностно – ориентированное обучение привело к необходимости освоения блочно – модульной технологии.
Ключевые слова: модуль, блочно-модульная технология, самооценка, учебный процесс
Личностно – ориентированная педагогика и здоровье сберегающие технологии – вот то, что должно стать совершенно обязательным в любой образовательном учреждении и для каждого преподавателя, а воспитании интеллектуального, самостоятельного человека должно служить главной конечной целью образовательного процесса.
Установка на личностно – ориентированное обучение привело к необходимости освоения блочно – модульной технологии. Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:
• Содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);
• Преподаватель общается с обучающимися, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учащимся индивидуально;
• Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижении следующих целей:
1) Активизация учебного процесса;
2) Повышения уровня усвоения изучаемого материала;
3) Мотивация учения;
4) Развитие способностей к саморегуляции деятельности, ее самооценка;
5) Развитие навыков сотрудничества и делового общения.
И как ожидаемый результат – это способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.
Каждый студент – активный субъект своей собственной деятельности. Позиция студента-это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата.
Происходит динамическое развитие во взаимодействие: преподаватель-студент – группа. Функция педагога – от информационно- контролирующей идёт к консультативно-координирующей. Взаимодействие студент – преподаватель идёт с помощью модуля.
Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое. Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого учащегося в отдельности и всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включить в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.
Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах. В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей: 1 модуль (1-2 урока) – устное изложение преподавателем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; 2 модуль (3-5 уроков )- самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством преподавателя работаю с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют; 3 модуль (1-2 урока)- повторение и обобщение темы; 4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме. Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа.
Самое сложное – это оценка. Следует помнить, что сегодня учащиеся получают новую информацию не только на уроке, не только из учебника, но и из множества других источников. Оценка средство развития и воспитания личности, поэтому система оценивания обеспечивает мотивацию деятельности студента, и у каждого студента есть шанс получить более высокую оценку. В том числе и за счет дополнительных усилий в изучении предмета. Главной задачей является не как отследить результаты, а как сделать обучение комфортным, создать чувство успеха и этим способствовать развитию личности, учитывать то, что в каждом студенте заложены определенные наклонности, следовательно и способности. Необходимо заранее довести до учащихся требования к знаниям и умениям, сформировав их четко и однозначно, тогда контроль становится объективным, гласными открытым, не возникает обид и подозрений в пристрасти преподавателя.
Анализ информации позволил сделать вывод о том, на уроках истории остается высокий сознательный уровень.
дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для этих студентов средством активной познавательной деятельности. Учащимся представляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной, позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. В итоге можно с уверенностью сказать, что преподавание истории с использованием блочно- модульной технологии влияет на динамику роста качества знаний.
Список литературы
1. Бородина О.И. Россия на рубеже двух эпох. Современный подход к преподаванию истории. М.: Знание, 1992. - 96 с.
2. Бородина Н.В., Эрганова Н.Е. Основы разработки модульной технологии обучения: Учебное пособие. Екатеринбург, 1994. - 88 с.
3. Бочкина Н.В. Самостоятельность личности школьника /системно-структурный анализ/. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1991. - 86 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.