Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Октябрь » 20

Формирование учебной мотивации у обучающихся на занятиях химии и математики с использованием компьютерной технологии

Маховицкая Наталья Евгеньевна, преподаватель математики,
Семерджиева Елена Владимировна, преподаватель спецдисциплин
ОГАПОУ «Старооскольский индустриально-технологический техникум», г. Старый Оскол

Аннотация: Изучение дисциплин естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой. Математика дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных дисциплин (физики, аналитической химии, информатики и др.).
Ключевые слова: учебная мотивация, информационные технологии, химический анализ, математическая обработка результатов,


Одной из центральных проблем современного образования является создание учебной мотивации. Необходимо искать такие приемы и методы обучения, которые способствовали бы развитию обучающихся, обеспечивали самостоятельность их учебной и внеурочной деятельности. В поисках таких методов главный упор делаем на организацию информационного образования, необходимость которого диктует сама жизнь. Использование информационных технологий позволяет эффективно реализовать основные принципы обучения: наглядность, научность, доступность, активность и самостоятельность (1, 57).

Применение новых информационных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности позволяет направить интеллектуальный потенциал студентов на позитивное развитие. Они должны научиться использовать информационные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получениями информации для решения учебных, а затем и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжить образование в течение всей жизни

Сама учебная деятельность обуславливает актуальность и обновление содержания обучения, у обучающихся будет возможность самостоятельно приобретать знания, развивать активность. Нужно обратить внимание на основные приемы, для создания учебной мотивации у обучающихся.

Для обучающихся важна связь практической значимости и будущей профессии. Для их мотивации обязательно нужно связать усваиваемый новый материал с собственными практическими знаниями и опытом. Опыт показывает важность и необходимость получаемых знаний и умений, как повышается мотивационный уровень изучения дисциплины математика. Математика тесно связана со многими учебными предметами и дисциплинами, ее связь прослеживается практически со всеми профессиями и специальностями, с окружающим миром, она преобладает везде, что нас окружает (2, 45). Это не сухая и черствая наука, а разнообразная, многогранная и интереснейшая ее часть. Проследите ее значимость в выбранной вами профессии. Разве можно представить себе электрика без математики? Он не сможет проверить наличие цепи, замерить переходные сопротивления между проводниками; измерить сопротивление изоляции кабеля, обмоток двигателей и электродвигателей, электропроводки, чтобы это все выполнить, электрику нужны специальные знания, а также базовые по математике. А можно разве представить лаборанта химического анализа без математики и компьютерных технологий?

Две науки – математика и аналитическая химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в практических занятиях различного уровня.

Для аналитических целей в исследовательских и производственных лабораториях наряду с химическими методами широко применяют физико-химические и физические методы анализа. Для выполнения таких анализов применяют приборы со сложными электронными и оптическими схемами (4, 3). Оптические методы используют связь между составом анализируемого вещества и его оптическими свойствами. Количество компонента в анализируемом объекте определяется по интенсивности аналитического сигнала. В качестве аналитического сигнала может выступать масса осадка, сила тока, интенсивность линии спектра и т.д. Таким образом, первое, что необходимо сделать для получения аналитического результата верной точности – правильно записать единичный результат измерения. Затем рассчитывают содержание анализа с использованием функциональной зависимости "аналитический сигнал – содержание". Такая зависимость может быть представлена в виде формулы, таблицы или графика, установленной расчетным или опытным путем. Очень важно при получении результатов химического анализа правильно произвести их математическую обработку. Вот на этом этапе приходят на помощь компьютерные технологии. Математическая обработка результатов химического анализа – непременный этап аналитического определения. В химическом анализе чаще всего используют прямолинейные градуировочные графики, построенные для определенного диапазона определяемых содержаний, т.е. в области значений определяемых содержаний, предусмотренных методикой. Можно строить градуировочный график на миллиметровой бумаге, нанося на ось абсцисс (ось х) известную концентрацию стандартных растворов (или содержание определяемого компонента в них), т.к. это независимая переменная; на оси ординат (ось y) откладывают значения полученного для каждого из растворов аналитического сигнала. Этого достаточно, чтобы провести графическое определение после получения аналитического сигнала для раствора неизвестной концентрации.

Однако точность графического определения невелика: градуировочный график имеет, как правило, не очень большие размеры; экспериментальные точки несколько отклоняются от идеальной прямой, и провести прямую по найденным точкам можно несколькими способами. Та прямолинейная зависимость, которую фактически получает аналитик на графике, не обязательно окажется наилучшей из возможных. В общем виде уравнение прямолинейной зависимости выражается как y = a + bx. На практике удобно пользоваться электронными таблицами (3, 32). Наиболее простым, доступным, но в то же время мощным инструментом, позволяющим проводить все указанные расчеты, являются электронные таблицы (Microsoft Office Excel, Open Office Calc). Они позволяют избежать расчетов параметров линейных зависимостей и их построения на листе миллиметровой бумаги вручную.

Важно готовить нетрадиционные уроки, которые являются мощным эмоциональным методом мотивации. В нем могут принимать участие обучающиеся различного уровня обученности. Эти уроки всегда оживленные, разнообразные, интересные, полны всяких выдумок и фантазий, они показывают важную роль математики в различных областях науки.
Огромное значение для повышения учебной мотивации обучающихся имеет коммуникативное общение с преподавателем. Он должен стать для ребят старшим товарищем, излучать положительную энергию, тогда успех на уроке обеспечен, он не пройдёт мимо сознания обучающихся, оставит след в нём.

После решения задач преподаватель математики еще раз обращает внимание на выбор рационального способа решения и на связь между предметами. Подчеркивается, что математика базовая наука, с помощью методов и приемов которой можно решать задачи по всем прикладным наукам.

Таким образом, современные компьютерные технологии обеспечивают адаптацию процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучаемых: запасу знаний, специфике памяти, темпераменту и т.д. Поэтому один из путей усовершенствования обучения состоит в развитии автоматизированного образования, во внедрении в учебный процесс автоматизированных курсов и мультимедийных обучающих программных комплексов в дополнение к имеющемуся учебно-методическому обеспечению.

Список литературы :
1.Абасов. З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников // Школьные технологии. – 2012. - №5. – с.56-61.
2.Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб.ст. – М., 2006. – С. 44–50.
3.Иняев И. В., Данилина Е. И.//Метрологическая обработка результатов химического анализа. /Учебное пособие./ Издательский центр Южно-Уральского государственного университета. Челябинск.- 2015. – с.32-34
4. Толкачев А.В., Толкачева Т.К. Школа и СМИ в ХХI в.: организация информационно-коммуникативной деятельности учащихся// Химия в школе. – 2009.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar