Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Октябрь » 24

Роль иностранного языка в гражданско-патриотическом и духовном воспитании студентов

Косточко Марина Александровна, зам.директора по воспитательной работе
Зотова Елена Сергеевна , преподаватель
ОГБПОУ «Костромской политехнический колледж» г. Кострома, Костромская область

Аннотация: в данной статье речь идет о воспитательном потенциале учебной дисциплины «Иностранный язык» и о возможностях его реализации в рамках изучения иностранного языка в профессиональной образовательной организации. Рассматриваются учебные темы, которые формируют интерес к будущей профессиональной деятельности, истории, семье, искусству.

Ключевые слова: иностранный язык, родной язык, культура, учебные темы, приёмы аудиторной и внеаудиторной работы, иноязычная коммуникация.


«Кто не знает иностранных языков, тот ничего не знает о своём собственном» - писал И.В. Гёте [2]. Говоря об обучении иностранному языку и об изучении иностранного языка, необходимо начинать с того, в какой мере обучающийся и обучающий владеют своим родным языком. Безусловно, язык – это неотъемлемая часть национального самосознания. Во-первых, каждый язык имеет лишь одному ему присущие грамматический строй, особенности употребления лексики, идиоматические выражения, фразеологизмы и т. д. Любой язык - это самостоятельная система, которая имеет специфические внутренние закономерности функционирования и развития.

Во-вторых, язык – это отражение национального характера и национального менталитета. Любой национальный язык представляет собой своего рода копилку, хранилище бесчисленного множества только ему свойственных афоризмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок. Порой один и тот же смысл в разных языках передается по-разному. Через язык идет воспитание человека, с детства он впитывает национальный дух, то, что отличает одного человека от другого, одну нацию от другой.

В-третьих, язык любого народа является важным компонентом культуры и специфическим средством хранения и передачи информации. Язык возник одновременно с возникновением общества. Благодаря языку, письменным свидетельствам мы узнаем историю. Именно в языке отражаются культура, язык является средством создания художественной картины мира. Якоб Гримм писал: «Язык становится живым свидетельством о народах» [1].

Современное преподавание иностранных языков базируется на том, что язык в образовательном процессе выступает не только как средство коммуникации и познания, но и как способ проникновения в культурное поле и менталитет нации. А познать чужую культуру, возможно лишь лучше и глубже постигнув свою собственную, осознать себя ее носителями. Данный подход в преподавании иностранного языка, ведущий к сравнению родной культуры с культурой страны изучаемого языка и тем самым обогащению и углублению знаний о реалиях национальной культуры, является эффективным средством воспитания национального самосознания.

Перед нами стоит задача воспитания нового поколения социально активных членов общества, ответственных за развитие и сохранение духовных ценностей национальной культуры, обладающих высокой культурой межнационального общения, способных преодолевать стереотипы представителями других культур.

Итак, каким же образом мы решаем эту задачу на практике?
Поскольку предметом обсуждения на уроках иностранного языка, являются, практически, все стороны жизни, наш предмет обладает большим потенциалом. Начинаем мы традиционно с темы «Я и моя семья», что может быть для человека ближе и дороже. Рассказывая о своей семье, студенты, так или иначе, связывают жизненный путь своих предков с историей своей страны, испытывая чувство гордости их достижениями, своими корнями. Они составляют генеалогическое дерево. В поцессе этой работы студенты узнают факты, которые они передадут будущим поколениям, скажем так, пишут историю своей семьи. Многие высказывают сожаление, что в свое время не записали то, что рассказывали им бабушки, прабабушки. Рассуждая о своих жизненных планах, они задумываются о том, какую пользу они принесут своей стране, своей малой родине.

Темы «Учеба», «Колледж» предполагают изучение истории учебного заведения, создание презентаций о своей будущей профессии, ее роли и месте в современном мире. Студенты готовят газеты о колледже.

При изучении темы «Профессия, карьера» на старших курсах мы обсуждаем профессии, которые востребованы в настоящее время и, в частности, в нашей стране, городе. Студенты рассказывают о выбранной ими профессии, составляют список требований к специалисту. Готовим вопросы для интервью, которое можно взять у преподавателей, родителей, руководителя предприятия (для тех, кто отправляется на практику). Все это, безусловно, формирует интерес к будущей профессии, осознание ее важности для будущего страны.

Тема «Спорт» позволяет обсудить спортивные достижения наших известных спортсменов, которые не просто вызывают чувство гордости своей Родиной, но и являются примером целеустремленности, выдержки, порою – героизма. Изучаем историю олимпийских игр, в каких городах стран изучаемого языка они проходили. И так можно перечислить еще многие, многие темы.

Достаточно большой блок посвящен теме России, ее политическое устройство, национальные символы, столица Москва и другие крупные города. Здесь в полной мере происходит погружение в историю, культуру страны. С архитекторами мы, например, говорим об архитекторах, строивших Кострому. Проводим экскурсии, знакомимся с творчеством художников, скульпторов, архитекторов.

Кроме всего прочего, мы разговариваем о праздниках, обычаях, традициях. Чтобы был включен личностный аспект, студенты рассказывают о традициях, принятых в их семье, о любимых праздниках.
Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту обучающихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Чем обширнее знания о своей стране, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой.

И далее переходим к традициям и культуре стран изучаемого языка, сравниваем, что общего, в чем отличие. Вообще, когда речь заходит о каких-то явлениях, особенностях в культуре стран изучаемого языка, это волей неволей побуждает к тому, чтобы «покопаться» в истории и культуре своей страны.
Мы изучаем тему «Искусство». А это и музыка, и литература, и изобразительное искусство. И здесь наибольшие достижения не столько в плане языковой подготовки, сколько с точки зрения погружения в культуру своей и другой страны.

На занятиях по иностранному языку используются самые разнообразные формы и приёмы аудиторной и внеаудиторной работы. Обучающиеся могут участвовать в работе над проектами, моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить «круглые столы».

При работе с текстовым материалом мы постоянно отмечаем богатство русского языка, сколько различных нюансов можно выделить при переводе выразительными средствами, имеющимися только в нашем языке.
Преподаватели иностранного языка активно используют такой ресурс, как социальное партнерство. Сотрудничество с детско-юношеской библиотекой им. Корнилова, с Костромской Областной универсальной научной библиотекой стало хорошей традицией. Совместные учебные занятия по краеведению, памятным датам Российской и мировой истории позволяют использовать данный ресурс в полной мере.

Когда спорят о том, нужен ли иностранный язык как учебная дисциплина, то все доводы сводятся к тому, что каждый интеллигентный и образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык, что иностранный язык необходим для будущей профессии, что знание иностранного языка развивает, так как позволяет узнать много нового, интересного.

Но, кроме того, иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, но и сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и современным взглядом на мир.

Список литературы
1. Лимаренко А. А., Патриотическое воспитание на учебных занятиях по английскому языку // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.nsportal.ru, 2015
2. Цитаты об изучении иностранных языков // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://linguis.net/quotes-about-language-learning/
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar