Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Ноябрь » 30

Роль дисциплины «Методика учёбы» в реализации ППССЗ специальности 34.02.01 Сестринское дело на базе основного общего образования

Аксенова Ирина Юрьевна, преподаватель
Бердский филиал ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж», г. Бердск, Новосибирская область

Аннотация: Статья раскрывает цели, задачи, содержание и требования к результатам освоения дисциплины выбора «Методика учёбы», а также роль дисциплины в повышении качества реализации ППССЗ специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Ключевые слова: дисциплина, практические навыки и умения, метапредметные компетенции, профессиональнозначимые личностные качества, практикоориентированный подход в обучении.

Преподавателем учебной дисциплины «Методика учёбы» я являюсь 12 лет, поэтому мне хотелось бы поделиться в этой статье своим педагогическим опытом, надеюсь, что он будет кому-нибудь полезен. Прошу заметить, что данный методический материал носит чисто рекомендательный характер и не является обязательным для организации учебного процесса в преподавании вышеназванной дисциплины.
Дисциплина «Методика учёбы» относится к вариативной части рабочего учебного плана ФГОС СПО, рабочая программа дисциплины реализуется в цикле ОГСЭ.

Готовых учебников и конкретных требований ФГОС к содержанию и результатам освоения дисциплины нет, поэтому мне приходилось самой определять цели, задачи и содержание дисциплины.
При разработке рабочей программы учебной дисциплины «Методика учёбы» в качестве основы я использовала примерную программу электива «Методика учёбы», разработанную ГОУ ВУНМЦ Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, 2000 год, предназначенную для всех специальностей базового уровня (Приложение № 4). При определении целей, задач, содержания и результатов освоения дисциплины я также учитывала требования Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.11.2009 года № 589) к уровню подготовки выпускника. Также учитывались потребности и пожелания участников образовательного процесса колледжа: преподавателей, студентов, социальных партнёров (методические руководители производственных практик).

Роль дисциплины в системе подготовки выпускника – это создание условий для успешной адаптации студентов групп нового набора к новому формату обучения при переходе из общеобразовательной школы в систему среднего профессионального образования; создание условий для повышения мотивации к будущей профессиональной деятельности и для повышения результативности обучения через формирование общеучебных навыков и умений, общих и профессиональных компетенций, профессионально значимых личностных качеств.

При переходе из общеобразовательной школы в образовательное учреждение СПО обучающиеся сталкиваются с рядом новшеств:
− Меняется продолжительность учебного занятия с 45 минутного урока на полуторачасовые теоретические и 6 часовые практические занятия.
− Появляются новые формы организации учебного процесса: вместо привычных предметов – учебные дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули; вместо уроков - лекции, семинарско - практические занятия, учебные и профессиональные практики.
− Повышается степень ответственности обучающихся за результаты освоения образовательной программы: в соответствии с требованиями ФГОС СПО 50% учебного
времени отводится на самостоятельную работу студентов.
− Современными образовательными технологиями в системе СПО на сегодня являются практикоориентированный, пациентоориентированный и симуляционный подходы в обучении, поэтому на протяжении всех лет освоения ОПОП идёт работа по формированию навыков и умений самостоятельно выбирать, планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность (учебную, профессиональную, волонтерскую, проектную и т.д.).

Исходя из вышеизложенного, были определены цели, задачи и содержание дисциплины:
Цель: формирование у студентов метапредметных компетенций и профессионально значимых личностных качеств, способствующих скорейшей адаптации обучающихся к новым условиям обучения и успешному освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Задачи, обеспечивающие достижение цели:
1. Создание условий для обеспечения адаптации студентов к новым условиям обучения.
2. Усиление мотивационной составляющей обучения для успешного освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).
3. Создание условий для формирования общеучебных навыков и умений, общих и профессиональных компетенций.
4. Создание условий для самопознания и развития профессионально значимых личностных качеств (самостоятельность, ответственность, коммуникативность, толерантность, сострадание), жизненных принципов (гражданская идентичность, патриотизм, активная жизненная позиция, профессиональная этика).
5. Показ важности самостоятельной работы студентов в освоении ОПОП (цели, формы, содержание, место в учебном плане, возможные виды учебной деятельности).
6. Формирование у обучающихся навыков саморефлексии, для осуществления объективного анализа своих учебных достижений.
Содержание дисциплины я разделила на 4 основные раздела:
Раздел 1: Социальная адаптация. Развитие коммуникативной компетенции.
Раздел 2: Построение успешной жизненной траектории: образовательной, профессиональной, личностной.
Раздел 3: Организация самостоятельной работы.
Раздел 4: Определение и развитие профессионально значимых свойств личности. Методы самообучения.
Разработку содержания любого обучающего курса нужно начинать с определения точек контроля. По курсу «Методика учёбы» были определены следующие требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– организовывать учебную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество;
– выполнять основные виды аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности;
– эффективно работать на лекции;
– составлять разные виды конспектов: плановый, тезисный, тематический, смешанный, свободный, опорный;
– владеть навыками работы с учебным текстом;
– составлять план прочитанного: простой, развёрнутый – сложный, тезисный, в форме вопросов;
– составлять сравнительную таблицу;
– осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него задач, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
– составлять реферат, готовить устное выступление или доклад по теме, мультимедийную презентацию;
– организовывать и осуществлять проектную, исследовательскую работу;
– работать в коллективе или команде, эффективно общаться;
студент должен знать:
– виды учебной деятельности;
– правила выполнения домашнего задания;
– источники информации (достоверные и недостоверные);
– виды студенческих работ;
– виды учебных текстов;
– виды чтения;
– виды работ с учебным текстом;
– способы конспектирования;
– правила работы на лекции;
– требования к оформлению реферата, доклада, мультимедийной презентации, проектной и исследовательской работы;
– бесконфликтные способы общения;
– свои индивидуальные особенности: приоритетные каналы восприятия, виды памяти, хронотип.

В процессе освоения дисциплины шла работа по формированию следующих общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Опыт показывает, что учебные занятия целесообразнее проводить в комбинированной форме: после краткой теоретической лекции, перехожу к отработке практических умений, тем самым реализуя практико ориентированный принцип обучения. Это помогает не просто рассказать студентам, как правильно организовать свою учебную деятельность, но и создать условия для отработки общеучебных навыков и умений. С этой целью предъявление теоретического материала и отработку практических умений провожу параллельно.

На занятии по теме «Как правильно работать на лекции», сначала рассказываю о типах планов, об этапах работы по их составлению, а затем перехожу к практической части:
1. Предлагаю студентам прочитать текстовой вариант лекции по теме занятия «Как правильно работать на лекции».
2. На следующем этапе вместе со студентами составляем простой план прочитанного текста: делим текст на смысловые части, находим главную мысль каждой части и пытаемся сформулировать пункты плана. Как показывает моя многолетняя педагогическая практика – это самое сложное для обучающихся.
3. Затем знакомлю студентов с правилами оформления тезиса и даю задание составить самостоятельно тезисный план этого же текста. Эта работа трудностей не вызывает.
В результате этой работы студенты незаметно для себя почти наизусть усваивают содержание текста «Как правильно работать на лекции» и получают практические навыки составления разных видов плана.
На теме «Виды конспектов» учу студентов строить развёрнутый сложный многоступенчатый план.
На теме «Виды чтения» - составлению опорного конспекта.
На темах «Виды студенческих работ» и «Хронотипы людей» - составлению сравнительной таблицы.
На теме «Каналы восприятия» студенты учатся выявлять доминирующие каналы и определять оптимальные для себя виды учебной деятельности.
На теме «Суточные биоритмы организма человека» они составляют наиболее благоприятный и щадящий для здоровья распорядок дня.

На последнем итоговом занятии студенты демонстрируют мультимедийные презентации, сопровождая их устным выступлением по теме. Перечень рекомендуемых тем итогового выступления выдаётся в начале курса. В ходе выполнения данного вида учебной деятельности проверяется уровень сформированности следующих умений:
1. Владение методами устного выступления.
2. Составление доклада с опорой на мультимедийную презентацию.
3. Грамотное составление мультимедийной презентации в соответствии с требованиями.
4. Использование достоверных источников информации.
5. Работа с информацией (сбор, сортировка, переработка, оформление; полное/неполное владение информацией по теме; соответствие представленной информации заявленной теме).
6. Составление плана доклада (раздел «Оглавление»).
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar