- 30.11.2019
- 5051 Просмотр
- Обсудить
ГБПОУ «Миaсский медицинский колледж», г. Миасс, Челябинская область
Аннотация: В статье рассматривается необходимость приобщения к профессиональным этическим ценностям медицинского сообщества будущих специалистов - медиков среднего звена.
Kлючевые слова: ценности, нравственные ориентиры, гуманизм, духовность, милосердие, профессиональные ценности, медицинская этика.
«Если ни во что не веришь, если ни в чем не видишь смысла, и не можешь утверждать какую-нибудь ценность, все дозволено, и ничто не имеет значения. Нет доводов «за», нет доводов «против», и убийцу невозможно ни осудить, ни оправдать. Что сжигать людей в газовых печах, что посвящать свою жизнь уходу за пораженным – никакой разницы. Добродетель и злой умысел становится делом случая или каприза», - писал знаменитый французский философ и писатель Aльбер Камю.
Рассуждая о значении ценностей и нравственных ориентиров для человека, можно сделать вывод, что неумение различать хорошее и плохое, добро и зло, ценности и aнтиценности может привести к деформации личности, стать причиной бездуховности и антиобщественного поведения.
«Ценность» - философско-этическое понятие, но оно достаточно широко используется не только в сфере гуманитарных знаний, но и в публицистике, и в обыденной жизни. Мы говорим о ценностях духовных и материальных, нравственных и культурных, ценностях науки и образования, религиозных и личностных. Современное мировое сообщество в качестве таких ценностей признает жизнь, свободу, счастье, справедливость, веру.
Особое значение приобретает духовность в медицинской деятельности, поскольку именно она является основным источником становления личности будущего специалиста. Рассматривая в процессе преподавания понятие «духовность», мы говорим о том, что настоящая духовность — это то, что существует в самом человеке и является его достоянием, это его внутренняя независимость, творческие способности, труд с радостью и самоотдачей, чувство ответственности и цельность его характера.
Приобщение к ценностям – длительный процесс, охватывающий все этапы жизнедеятельности человека, начиная с раннего детства. Важный этап в этом процессе – юношеский возраст, когда особенно интенсивно происходит духовные поиски смысла жизни и своего предназначения, самопознание и понимание своего «Я».
Важное место в иерархии ценностей современного общества принадлежит образованию. Ценность образования состоит не только в том, что человек приобретает определенные профессиональные знания и умения. Говоря «образованный человек», мы подразумеваем наличие у него не только узкопрофессиональных умений и навыков, но и личностные качества: интеллигентность, стремление к духовному росту, умение правильно распорядиться и достойно применить свои знания.
Личностные ценности могут быть напрямую связаны с профессиональной деятельностью, мотивацией. Не так много существует профессий, в которых ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на судьбу профессионала и судьбу другого человека, как профессия медицинского работника. Желание помогать людям, избавлять их от страданий, сочувствие, сопереживание, сострадание, доброта, отзывчивость – все эти качества должны быть присущи, прежде всего, представителям медицинской профессии. Выбор профессии является не только следствием, но и активизирует процесс развития личности. Например, человека в белом халате мы хотим видеть внимательным, вежливым, доброжелательным, честным, великодушным, совестливым, дисциплинированным.
Специфика медицинской деятельности и образования уникальны тем, что профессиональные ценности медицинского работника максимально совпадают с общечеловеческими ценностями - жизнь, здоровье человека, гуманизм, нравственность, справедливость, вера. От меры усвоения профессиональных ценностей зависит и уровень профессиональных значимых качеств личности будущего медицинского работника.
Профессиональные ценности специалистов, занятых в сфере здравоохранения, подразделяются на компетeнтностные - глубокие теоретические и практические умения, знания, навыки; познавательныe- стремление к профессиональному росту, углублению, совершенствованию знаний, не только узкопрофессиональных; этические – гуманизм, уважение к человеческому достоинству, справедливость, милосердие, забота, сочувствие, спасение жизни; личностные – любовь к профессии, своему делу, эмпaтия, коммуникабельность, умение работать в коллективе, здоровье.
Познавательные - Формирование ценностного отношения к человеку должно составлять основу обучения в образовательном учреждении медицинского профиля, т.к. основе профессии медицинского работника лежит важнейшая ценность – человеколюбие. Стремление оказать высококвалифицированную помощь, спасти жизнь человека, излечить являются основополагающими факторами профессионального роста. Как говорил Гиппократ: «Где есть любовь к людям, там есть любовь к врачебному искусству».
Процесс профессионального обучения является фактором саморазвития личности будущего специалиста-медика. Овладение профессиональными знаниями сопровождается духовным развитием и обогащением студентов. Каждое занятие, как теоретическое, так и практическое, имеет конкретные воспитательные цели и ценностную направленность. Целенаправленно или опосредовано преподаватель раскрывает сущность той или иной ценности, составляющей духовный мир человека и, одновременно, являющейся основополагающим принципом врачебной деятельности. Например, воспитательной целью занятия может быть воспитание гуманизма, любви к человеку, милосердия, сострадания. Как учил Парацельс: «Сила врача – в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь».
Этические – Причём в медицинском учебном заведении изначально имеются все возможности для воспитания высоконравственного специалиста, поскольку это образовательное учреждение является симбиозом как воспитательного, так и образовательного процесса, отличающимся тем, что первостепенное значение уделяется профессиональному медицинскому образованию в тесной взаимосвязи с формированием нравственности будущих медицинских работников. И оптимизация образовательного процесса в значительной степени развивает самостоятельную познавательную активность студента, способствует развитию гармоничной, социально активной личности, развивает ценностно-смысловые установки и коммуникaтивность. A гуманистическая парадигма медицинского образования способствует возникновению душевного контакта в процессе врачевания, пониманию тонких механизмов и специфики заболеваний и вызывает чувство высокого гражданского долга.
Но становление этого отношения может быть обеспечено, только в том случае, когда в содержание и методику преподавания соответствующих учебных дисциплин будут введены представления о гуманистической сущности профессии медсестры, а практика будет основываться на ценностном отношении к человеку, т. е. на принятии больного человека как уникальной духовной сущности. Ведь гуманность у студента-медика формируется через психологический механизм перехода накопленных знаний в личностное качество.
Личностные - Приобщение к профессиональным ценностям происходит не только в учебное время. В воспитательной работе колледжа есть направления, которые способствуют воспитанию профессионально значимых качеств личности и формированию ценностных ориентаций будущего медицинского работника – «Формирование духовно-нравственной культуры» и «Профессиональное воспитание». Практикуются разные формы и виды воспитательной деятельности: конференции - добровольческая (волонтёрская) деятельность - участие в акциях .
Принадлежность к такой гуманной профессии обязывает к тому, что никакие сложности бытия никогда не были и не могут быть оправданием ремесленничества или бездушия для людей в белых халатах. Следовательно, при любых социальные условиях, в которых проходит деятельность медицинского работника, подлинная нравственность является незыблемой основой его профессиональной принадлежности.
Первоочередной задачей педагога является донесение до сознания студентов-медиков, готовящихся к своей деятельности, осознание этой истины. Немаловажное значение имеет и способ воздействия на сознание студентов в процессе их обучения — творческое осмысление данной проблемы будет также способствовать и инновации всего нашего общества.
И в первую очередь высокий уровень духовности необходим студентам-медикам, только он позволит им достичь успеха в деятельности, поможет найти правильный подход, как к пациентам, так и к коллегам. Из этого следует, что обучение, в обязательном порядке, должно включать в себя этапы достижения этого уровня, способствовать раскрытию творческого потенциала студента, что позволит ему, в его будущей работе, находить выход из сложной ситуации при помощи нестандартного решения.
Интерес и любовь к избранному делу, осознание значимости своей будущей профессии, овладение основами этической составляющей медицинского служения человеку - залог будущей успешной деятельности выпускников медицинского колледжа.
Список литературы
1. Гогловa О., Ерофеев С., Гогловa Ю, Биомедицинская этика: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.: ил.
2. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/ Л.И. Кулешова, Е.В.Пустоветовa: под редакцией В.В. Морозова. – Изд. 5 – е. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 716 с.: изд.
3. Хрустолев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения и сбережения здоровья: учебник. 2013. – 400 с.
Интернет ресурсы:
1. https://studfiles.net
2. Http student. ru
3. Http www.bibliotekar.ru
4. http://www.medcollegelib.ru/
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.