- 03.12.2019
- 4681 Просмотр
- Обсудить
Бакина Татьяна Викторовна
ГОУ ВО МО ГГТУ Промышленно-экономический колледж
ГОУ ВО МО ГГТУ Промышленно-экономический колледж
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе (А. Колмогоров)
Задача педагога - вовремя увидеть, разглядеть способности обучающегося, поддержать его и развить способности. Что же понимается под термином «одаренность»? В настоящее время в психологии нет общего представления о природе одаренности. Имеются два альтернативных подхода к решению этой проблемы.
Первый: все дети талантливы, каждый по-своему одарен. Однако, такой подход размывает специфику понятия «одаренность» как дар «Божий», которым наделены единицы, избранные, такие, как Моцарт, Гете, Пушкин. Но современные исследования показывают, что максимум на 20 -30% зависит от воспитания и личных трудов, а 80% - это врожденное. В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающегося с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая личность? Зависит от многих обстоятельств. Я считаю, что если человеку Бог дал такой дар, либо это было заложено в генах этого человека, то этот дар обязательно проявится в благоприятных условиях.
Одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
- интеллектуальные способности;
- креативность;
- настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу)
Но одаренностью можно считать, если есть показатели по одной из этих характеристик.
Я считаю, что одаренность – это синоним слову «потенциал».
Действительно, детей с потенциальными возможностями к какой- либо дисциплине много. Как их вовремя заметить? Чтобы из искры разгорелось пламя, нужно приложить немалые усилия.
Сегодня мы говорим о развитии способностей обучающихся во внеурочной деятельности - об олимпиадах. Важнейшей формой в практике моей работы являются олимпиады. Олимпиада (греч)- соревнование, смотр, конкурс. Олимпиада проверяет знания по предмету в объеме программы, уровень развития речи, кругозор, сообразительность, смекалку. В целом олимпиада служит развитию творческой инициативы учащихся, расширяет кругозор, развивает логическое мышление. Перед учителем стоит нелегкая задача, так как не выработана система подготовки к олимпиадам, не придуманы еще универсальные методы и способы обучения, благодаря которым ученик и писал бы грамотно, и побеждал в олимпиадах.
В продолжение многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и
воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносят свои плоды: в течение всей педагогической деятельности учащиеся становились призерами и победителями олимпиад по Теплотехнике, Материаловедению, Инженерной графике, Измерительной техники.
Система работы включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных обучающихся;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности;
-создание условий для всестороннего развития.
Прежде всего, одаренных учащихся надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: отличаются хорошей памятью, склонны к размышлениям, внимательны, трудолюбивы, любознательны. Конечно самое главное - интерес к предмету.
Кроме творческого развития учащихся на уроках, важным фактом является стремление олимпиадника самостоятельно добывать знания.
Индивидуально работая с участниками олимпиад, как, впрочем, каждый учитель, составляю план работы для самостоятельных занятий учащегося вплоть до работы над теми чертами характера, которые мешают во время олимпиады.
Невозможно привить интерес к дисциплине, если учитель сам не увлечен своим предметом. Поэтому учителю постоянно надо совершенствовать свои знания – учиться. Немаловажным считаю и создание условий для развития всесторонней личности.
Добиваюсь того, чтобы ученик работал над собой, то есть умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую личность и развивать ее можно лишь благодаря самовоспитанию. Приступая к самообразованию, говорю о том, что, когда идешь за кем-то вслед дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, не по- забудется. И что талант – это 1% способностей, а 99 потенциала.
Почему олимпиады — это круто:
• Оригинальные задания. Олимпиадные задачки считаются самыми сложными и интересными. Они требуют не только знаний, но и креатива. Зато держат мозг в «тонусе».
• Тренировка перед экзаменами. Участие в олимпиадах учит рационально распределять время и справляться с волнением.
• Льготы для поступления. Призёры и победители Всероссийской олимпиады школьников и олимпиад из Перечня Минобрнауки могут поступить в вуз без экзаменов, получить максимальный балл за профильный предмет на ЕГЭ или другой бонус.
• Интеллектуальная тусовка. На олимпиадах собираются те, кого объединяет любовь к науке и саморазвитию. А общение, основанное на общих интересах, нередко перерастает в настоящую дружбу. Существуют даже групповые олимпиады, где участвуют команды школьников.
• Путешествия. Очные туры олимпиад часто проводятся в других городах и даже странах. А значит, вас ждут приключения!
Как подготовиться к олимпиаде:
Какую бы олимпиаду вы ни выбрали, следует придерживаться следующих общих правил.
• Ознакомьтесь с условиями участия и критериями проверки. Готовиться проще, когда знаешь, чего от тебя ожидают.
• Участвуйте в разных олимпиадах. Это разовьёт умение работать с разными задачами и критериями, а также станет дополнительной тренировкой.
• Не переутомляйтесь! Соблюдайте режим, правильно питайтесь, уделяйте время отдыху и физическим нагрузкам.
• Время от времени готовьтесь вместе с единомышленниками. Одна голова, а две найдут оригинальный подход к решению и вовремя обнаружат ошибку.
Способы подготовки к олимпиадам:
Выберете подход, близкий вам по духу, или сочетайте все три.
Самоподготовка
Тренируйтесь решать задачи разной сложности. Для этого вам пригодятся варианты олимпиад прошлых лет или сборники задач. Не забывайте про учебники: можно обратиться к вузовским.
С репетитором
Педагог может помочь составить план подготовки к олимпиаде и разъяснить непонятные моменты. Но не стоит забывать о самостоятельной подготовке. Занятия будут продуктивнее, если приходить к репетитору с конкретными вопросами.
Онлайн-школа
Подготовка через интернет удобна тем, что не нужно тратить время на дорогу и можно заниматься где угодно. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» подготовка к олимпиадам входит в индивидуальный маршрут учащихся.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.