Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Декабрь » 16

Компетентностно-инновационные технологии преподавания педиатрии

Врач-педиатр - Захарова Елена Викторовна,
преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ РО «Каменск – Шахтинский медицинский колледж», Ростовская область г. Каменск – Шахтинский

Компетентностно-инновационные технологии преподавания педиатрии
Современными технологиями обучения является прием внутри предметной интеграции знаний и учебных дисциплин в единый учебный курс. Отмеченный в последние годы интерес научно-педагогической общественности к этой инновационной технологии вполне оправдан, так как интеграция учебных дисциплин позволяет повысить интенсивность обучения в несколько раз.

Инновационным методом обучения студентов педиатрии является интегративно-модульный подход. Под модулем понимают дидактико-методический комплекс, связывающий содержание, процесс и результаты воедино, позволяющий более полно учесть индивидуальные особенности, уровень подготовки к обучению предмету, конкретной теме студентов, повысить их самостоятельность. Модульная технология обучения характеризуется дискретностью, точностью направления цели обучения, вариативностью, самостоятельностью и индивидуальностью. На основном этапе проектирования производилось ранжирование учебного процесса по модулям и по основным его компонентам. На этапе разработки учебной программы идет соотнесение выделенного в ней учебного содержания с базовым образовательным стандартом, с имеющимся базовым учебником, методическим комплексом и определение всех необходимых компонентов учебной программы.

Социальные преобразования в обществе, научно-технический прогресс, тенденции дальнейшего развития науки и образования, достижения педагогической теории и практики определили стратегию модернизации системы высшего образования.

На современном этапе средне-специальная медицинская школа внедряет инновационное направление - компетентностный подход. Компетентность – это набор всего того, что позволяет человеку успешно справляться с поставленным делом. Прежде всего, это знания, умения, навыки. Компетентность включает не только когнитивную и операциональную – технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.
Педиатрия является одной из основных клинических дисциплин в подготовке медицинских работников. Полученные во время обучения знания будут использоваться в практической деятельности специалиста. На этапе внедрения этого метода занятия поделены в соответствии с интегративно-модульной системой на модули. Каждый модуль включает в себя несколько занятий, близких по целям, задачам, тематике. В клинике таким связующим звеном является определенная система организма, которая изучается согласно программе. Особенностью модульного обучения является отведение максимального учебного времени для самостоятельной работы. Работа над модулем включает лекции, практические занятия, овладение методиками обследования ребенка, индивидуальную и самостоятельную работу студента, тестовые задания, ситуационные задачи, написание истории болезни, реферата по неотложным состояниям в педиатрии.

Основы преподавания дисциплины педиатрии для будущего медицинского работника требуется значительная эрудиция в обширном круге педиатрических вопросов: основных анатомо-физиологических особенностей органов и систем ребенка, периодах детского возраста и возрастно-зависимой патологией, знание основной семиотики заболеваний, ведущей патологии раннего и старшего возраста при меньшей потребности владеть большим диапазоном манипуляций.

В рамках интегрального подхода произведено ранжирование учебного процесса по модулям и по основным его компонентам с учетом специальности. Каждый модуль включает в себя несколько занятий, близких по целям, задачам, тематике. В клинике таким связующим звеном является определенная система организма, которая изучается согласно программе. Особенностью модульного обучения является отведение максимального учебного времени для самостоятельной работы. Работа над модулем включает лекции, практические занятия, овладение методиками обследования ребенка, индивидуальную и самостоятельную работу студента, тестовые задания, ситуационные задачи, написание истории болезни, реферата по неотложным состояниям в педиатрии. Изучение модуля завершается итоговым занятием, включающим усвоение практических умений и знаний по тематике модуля.

Кроме инвариантных модулей, являющихся обязательными для усвоения каждым студентом, выделяются вариативные или элективные модули, которые студент может освоить самостоятельно. Элективные модули дают возможность каждому студенту формировать собственную образовательную траекторию.

В рамках реализации компетентностного подхода в обучении практические занятия проводится на базе кабинета педиатрии, где каждый обучающийся имеет возможность проводить объективный осмотр детей посредством использования фантомов: осуществляется оценка физического и нервно-психического развития, определение группы здоровья, проведение медицинских осмотров, практическая реализация регламента противопоказаний к проведению профилактических прививок, оценка пробы Манту.

Преимущества организации учебного процесса на новых базах заключается в возможности самооценки образовательных результатов и их совершенствовании. В процессе построения занятия студент приобретает и компетенции социального взаимодействия с коллегами, пациентами, умение сотрудничества, уважения. Результатом данного подхода является измеряемые конкретные достижения студентов, выраженные на языке компетенций: знаний, умений, навыков. Оценка этих достижений является не просто фиксацией итогов, а новым этапом развития, повышающим качество образования.

Таким образом, интегральный подход преподавания педиатрии в рамках каждой отдельной специальности обеспечивает эффективность обучения по всем направлениям профессионального образования и позволяет добиться лучших результатов в профессиональной подготовке студентов.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar