Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Декабрь » 24

Проблемы формирования профессионально-правовой компетентности студентов СПО

Тупицина Елена Александровна,преподаватель
ОГБПОУ «Ульяновский строительный колледж», г. Ульяновск, Ульяновская область

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования правовой компетентности студентов СПО и актуальность изучения правоведческих дисциплин. Процесс формирования профессиональной-правовой компетентности имеет определённые сложности, способы преодоления которых включают изменение учебного плана и внедрение интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: правовая культура, правовая грамотность, правовая компетентность, правоведческие дисциплины

В настоящее время требования к выпускникам СПО изменились. Несколько десятилетий назад для характеристики квалифицированного специалиста было достаточно оценить его профессиональные знания, умения и навыки. В настоящее время перечень требований увеличился. Перед системой СПО ставятся задачи формирования таких важных характеристик будущих специалистов как управленческая культура, информационная компетентность, правовая культура, что отражено в требованиях ФГОС СПО. Показателем значимости тех или иных характеристик является востребованность студентами дополнительных платных образовательных услуг, направленных на их формирование. Проведенный в колледже социологический опрос показал, что у студентов практически всех специальностей существует потребность в изучении права и формировании юридической грамотности (30 %), освоении информационных технологий (39 %), повышении экономической грамотности (31 %). Опросы выявили стабильную тенденцию к возрастанию значимости правовых знаний для будущих специалистов, позволяющих им самостоятельно понимать действующие законы, юридические нормы, умело разбираться в них и применять в профессиональной деятельности, что актуализирует необходимость формирования у студентов профессионально-правовой компетентности.

В специальной литературе для характеристики профессионально-правовой компетентности используются такие понятия, как «правовая культура», «правовая компетентность», «правовая грамотность», которые понимаются как синонимы. «Вместе с тем эти понятия различны и отражают разные этапы становления правового сознания» [1, с. 591].
Под правовой культурой понимают «сформированную посредством правового обучения и воспитания совокупность знаний, способов деятельности и оценок, которые включают в себя сознательное отношение к правам, свободам и обязанностям, ответственность перед обществом и государством, уважение и соблюдение действующих законов и правил» [5, с. 21].

В специальной литературе выделяются определённые условия формирования правовой культуры обучающихся в учреждениях СПО:
– освоение будущей профессиональной деятельности, которая позволит специалисту найти своё место на рынке труда;
– организация образовательного процесса, предусматривающего применение разнообразных форм, методов и технологий обучения, ориентированных на освоение правовых знаний и умений;
– формирование умений работать в команде, которые необходимы для профессиональной деятельности и др.

Формирование правовой культуры студентов происходит как в процессе правового обучения и воспитания по дисциплинам правоведческого цикла, так и в процессе освоения профессиональных дисциплин. Формирование правовой культуры осуществляется на всех уровнях обучения, начиная с общеобразовательной школы.
Под правовой грамотностью понимают «совокупность профессионально ориентированных и граждански значимых знаний государственных законов, умений и определённых навыков руководствоваться ими в конкретной области трудовой деятельности, на основе гражданской позиции личности» [1, с. 591]. Правовая грамотность подразумевает ответственное поведение специалиста как гражданина своей страны.

Под правовой компетентностью понимается характеристика, отражающая «уровень обладания компетенциями в правовой сфере, отрасли. Особо её формирование необходимо для социальных сфер, для общей компетентности, а также для профессий и специальностей, связанных с законодательством, правом, нормативными аспектами, управлением» [2, с. 105]. Исходя из сущности термина «компетентность», стать компетентным человек может только после приобретения адекватной информации, знаний и практического опыта.

Таким образом, профессионально-правовая компетентность будущего специалиста должна стать целью преподавания правоведческих дисциплин в учреждениях СПО, а правовая грамотность и правовая культура должны стать прочной основой для её формирования.

Однако в организации процесса формирования профессионально-правовой компетентности студентов имеются некоторые проблемы, решение которых видится в следующем (на примере экономических специальностей):
1. Анализ ФГОС СПО для подготовки специалистов экономического профиля («Банковское дело», «Коммерция», «Бухгалтерский учет», «Страховое дело») выявил, что на изучение содержания учебных дисциплин «Основы права», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Трудовое право», «Финансовое право», «Предпринимательское право» планируется недостаточное количество учебного времени, что не позволяет в полной мере решить вопросы формирования профессионально-правовой компетентности студентов.

В качестве примера приведем анализ учебного плана по специальности 080108.51. «Банковское дело»:
1 курс – «Право» – 86 часов;
2 курс – нет правоведческих дисциплин;
3 курс – «Трудовое право» – 42 часа (дисциплина по выбору, региональный компонент), «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» – 52 часа.
Учебный план не предусматривает проведения по правовым дисциплинам ни спецкурсов, ни кружков, ни факультативов. Исключение из учебных планов правовых дисциплин на промежуточном этапе обучения (2 курс) резко снижает эффективность даже самых современных технологий обучения правовым дисциплинам на завершающем этапе обучения.
2. Анализ результатов опроса студентов всех курсов и преподавателей позволил установить следующее: существует положительная динамика интереса проявляемого студентами к правоведческим дисциплинам. Студенты и младших, и старших курсов интересуются проблемам формирования профессионально-правовой компетентности. В качестве одной из трудностей получения знаний указывается отсутствие в библиотеке учебно-методических пособий по правовым дисциплинам и отраслевых кодексов (ГК РФ, НК РФ, ТК РФ, КОАП РФ и др.).
3. Планирование изучения дисциплины «Право» на 1 курсе считается неоправданным, т.к. студентам приходится запоминать слишком большой объём латинской терминологии, имеющей практическое её назначение лишь при изучении дисциплин специального цикла на старших курсах. Таким образом, происходит нарушение логических связей межпредметного содержания по курсам обучения.
4. Содержание правовых дисциплин должно быть практико-ориентированным. Следовательно, акценты в преподавании правовых дисциплин должны быть смещены в сторону применения интерактивных методов обучения. Технологии обучения правоведческим дисциплинам должны быть исследовательско-развивающего типа с использованием деловых, ролевых, имитационных игр и др.

Содержание дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» дифференцируется с учётом профессиональной направленности. Главной задачей дисциплины является овладение студентами правовыми знаниями и навыками, необходимыми для последующей трудовой деятельности. Решение этой задачи связано с выработкой достаточных умений практического использования законодательства не только в производственной, служебной деятельности, но и в других случаях. Достигается это преимущественно логико-понятийными средствами воздействия на правосознание студентов: во-первых, путем усвоения более конкретных, практически значимых предписаний юридических норм отраслей и институтов права, регулирующих типичные, наиболее распространенные отношения, участниками которых могут стать все граждане; во-вторых, путем усвоения правовых норм, регламентирующих соответствующую профессиональную деятельность.

Таким образом, профессионально-правовая компетентность студента СПО представляет собой совокупность качеств, отражающих степень квалификации, уровень правовых знаний, умений, навыков, готовности и способностей, связанных с осуществлением комплекса мер по правовой поддержке и защите населения.
Формирование профессионально-правовой компетентности должно стать одной из педагогических целей профессиональной подготовки будущих специалистов. В настоящее время нормативная база обучения студентов не достаточно соответствует потребностям их будущей профессиональной деятельности. Решение вышеназванных проблем будет способствовать более эффективному формированию у студентов СПО профессионально-правой компетентности.

Список литературы
1. Вольская С.Ф., Зайцев А.А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза. Вестник МГТУ. 2006. Том 9. № 4. С. 590–593.
2. Высоцкий Л.А. Формирование правовой компетентности студентов колледжа на основе интегративно-модульных технологий обучения // Человек и образование. Волхов, 2011. № 4 (29). С. 105–109.
3. Лукаш O.A. Проблемы преподавания правовых дисциплин в образовательных учреждениях неюридического профиля // Известия Тул-ГУ. Гуманитарные науки. Вып.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. С. 259–262.
4. Правовое образование в общеобразовательных учреждениях: проблемы реализации концепции модернизации образования // Материалы Всероссийской научно-правовой конференции. М., 2009. 160 с.
5. Фирсов Г.А. Формирование правовой культуры в учреждениях профессионального образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – 13.00.01 / Ин-т теории и истории педагогики РАО. Москва, 2006. 56 с.
6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
7. Юрасюк Н.В. Формирование правовой компетентности менеджера на примере преподавания дисциплины «Правовое обеспечение деятельности менеджера организации» // Специалист. 2010. №10. С.10–11.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar