- 24.12.2019
- 4848 Просмотров
- Обсудить
СПБ ГБПОУ «Колледж метрополитена»
В условиях модернизации профессионального образования повышаются требования к реализации образовательных программ, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, педагогическим кадрам, к качеству подготовки выпускника. Анализ требований к педагогическим кадрам показал, что существенно изменились требования к квалификации и практическим навыкам педагогов. Одной из мер по повышению требований к педагогическим кадрам явилось внедрение профессионального стандарта, который конкретизирует требования к их профессиональной деятельности. Принимая во внимание требования, предъявляемые к современному преподавателю, необходимо постоянно повышать квалификацию, как с формальной точки зрения, так и с помощью организации методической работы в образовательном учреждении.
В современных условиях среднему профессиональному образованию необходимы педагогические кадры, которые быстро адаптируются к постоянно изменяющейся реальности, мотивированы на повышение квалификации и освоение новых навыков. Для соответствия постоянно изменяющимся требованиям педагогическим кадрам должны быть созданы условия, которые будут способствовать их профессиональному росту. Повышение квалификации может осуществляться как формально, так и неформально, через методическую работу образовательного учреждения. Основополагающим фактором эффективной методической работы является деятельность методических объединений.
Методические объединения могут выступать в качестве эффективного средства повышения квалификации педагогических кадров, если в своей работе будут руководствоваться андрагогическими принципами, учитывать реальные профессиональные потребности педагогических кадров, использовать эффективные формы работы, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям.
Молчанов С. Г. отмечает, что методическая работа – обязательная составная часть профессиональной деятельности, так как педагогические кадры обязаны разрабатывать рабочие программы учебных дисциплин, методические указания по проведению практических и лабораторных занятий для обучающихся, учебно-методические пособия и др. [2].
Буров К. С., отмечает, что методическая работа очень важное звено в совокупности мер, способствующих повышению мастерства педагогов, а также методическая работа в образовательном учреждении - важная составляющая системы непрерывного образования педагога.[1].
Методические объединения играют важную роль в повышении квалификации педагогических кадров. Тщательное планирование их деятельности является неотъемлемой частью грамотной методической работы образовательного учреждения среднего профессионального образования. Необходимо включить в работу педагогических кадров активные формы, такие как, обучающие семинары, мастер-классы, тренинги, конференции, круглые столы, участие в городских конкурсах профессиональной деятельности, развитие научно-исследовательской работы. Активные формы деятельности стимулируют педагогические кадры повышать свою квалификацию, мотивируют к самообразованию, проявлению творческого подхода к решению профессиональных задач.
Работа методических объединений должна строиться на принципах андрагогики, наиболее важными из которых являются: совместная деятельность; системность обучения; возможность применения полученных знаний «здесь и сейчас»; получение положительных результатов обучения и выявление новых потребностей в обучении.
Организуя и планируя методическую работу, необходимо анализировать и изучать профессиональную деятельность педагогических кадров, уровень их готовности к различным видам деятельности, что позволит создавать условия для эффективного повышения их профессиональной квалификации.
Все многообразие организационных форм методической работы можно представить в виде педагогических семинаров, мастер-классов, круглых столов, научно - практических конференций, индивидуальных консультаций, работ над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и др. Методическая работа образовательного учреждения среднего профессионального образования должна отражать реальную потребность педагогов в непрерывном повышении профессиональной квалификации. Специалисту системы среднего профессионального образования необходимо иметь творческий подход к решению профессиональных задач, внедрять в практическую деятельность современные технологии.
В условиях стремительного развития научно-технического прогресса, интенсивного увеличения научной и научно-технической информации наблюдается тенденция к увеличению числа преподавателей, которые участвуют в семинарах, где они выступают с докладами, отправляют статьи для участия в научно-практических конференциях, распространяют свой опыт и сами пополняют свои педагогические знания.
Новые условия организации профессиональной деятельности педагогических кадров требуют пересмотра технологий и методов обучения, форм организации и проведения учебных занятий, экзаменов. В этой деятельности оказывают помощь методические объединения.
Методическое объединение – действенная модель повышения квалификации без отрыва от рабочего процесса, а также эффективное средство об¬мена имеющимся опытом, обеспечения роста мастерства педагогов, их теоретического уровня, вооружение педагогов практическими навыками и умениями.[3].
Методическое объединение организуется при наличии не менее пяти преподавателей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить преподаватели смежных дисциплин.
Как правило, методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения образования, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам;
Количество методических объединений и их численность определяются, исходя из поставленных перед образовательной организацией задач. Основная цель методического объединения заключается в выявлении реальных потребностей и создании условий для повышения квалификации педагогических кадров.
Работа методических объединений образовательных учреждений среднего профессионального образования приобрела особую значимость, так как от образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогических кадров зависит решение задач, стоящих перед учебным заведением.
В работе методических объединений существуют следующие проблемы:
- содержание деятельности методических объединений оторвано от достижений, исследований педагогической науки;
- методические объединения не способны работать на опережение;
- педагогические кадры боятся нововведений, выбирают традиционные формы обучения;
- оторванность от реальных потребностей преподавателей;
- низкий уровень ведения исследовательской и научной деятельности;
- отсутствие обучения педагогов в образовательном учреждении среднего профессионального образования;
- формальное осуществление педагогами инновационной деятельности, невозможность ее внедрения в образовательный процесс.
При определении путей совершенствования работы методических объединений необходимо руководствоваться не только общими задачами повышения квалификации педагогических кадров, но и настоятельной потребностью преодоления имеющихся негативных явлений в постановке методической работы (заорганизованность, однообразие форм и методов, слабый учет специфики отдельных предметов и потребностей каждого преподавателя, отрыв от других видов повышения квалификации, недостатки в создании условий для проявления творческих успехов преподавателя и т. п.).
Признавая необходимость тесной взаимосвязи разнообразных форм методической работы между собой и с основными видами деятельности по повышению квалификации педагогических кадров, целесообразно увеличить роль методических объединений в планировании, организации и оценке результатов методической работы в образовательных учреждениях.
Условия, обеспечивающие успешную работу методических объединений:
- привлекательность и ясность целей деятельности методических объединений;
- построение деятельности на диагностической основе;
- совместное принятие решений, открытость;
- быстрое реагирование на внешние изменения, постоянное развитие;
- разнообразие форм деятельности;
- результативность работы.
Это означает переход методических объединений к работе в атмосфере творческого сотрудничества, взаимного уважения, учета интересов всех участников. Только так можно достигнуть качественно нового уровня индивидуального и коллективного развития.
Возможности методических объединений:
- совершенствование образовательного процесса;
- учебно-методическое сопровождение образовательных программ;
- распространение передового педагогического опыта;
- тьютерское сопровождение педагогического коллектива и обучающихся;
- организация повышения квалификации;
- участие в организации и проведении организационно-методических мероприятий;
- планирование деятельности педагогических кадров;
- подготовка образовательного учреждения к прохождению контрольно-надзорных процедур.
Педагогические кадры образовательного учреждения среднего профессионального образования должны постоянно совершенствоваться, заниматься самообразованием, обновлять свои знания, использовать современные технологии и методы обучения. Этого можно достичь лишь при непрерывном обучении и повышении квалификации. Поэтому работа методических объединений образовательного учреждения среднего профессионального образования должна быть направлена на систематическое повышение профессионального уровня педагогических кадров.
Для изучения потребностей педагогических кадров в повышении квалификации необходимо проводить диагностику.
Анкетирование позволяет выявить проблемы, с которыми педагогические кадры сталкиваются в своей профессиональной деятельности, а также какие формы работы методических объединений будут наиболее эффективными и востребованными педагогами. Как правило, педагогические кадры наиболее эффективными формами считают методические семинары (семинары-практикумы); посещение уроков, круглые столы. Тем не менее, зачастую участие педагогических кадров в работе методического объединения носит формальный характер, такой как, посещение заседаний и мероприятий, уроков коллег. При этом работа методических объединений, как правило, решает многие проблемы педагогических кадров, такие как подготовка к участию в конкурсах, семинарах, конференциях, круглых столах; разработка и корректировка учебно-методического комплекса дисциплины; информирование о возможности повышения квалификации; помощь в подготовке портфолио к аттестации; знакомство с новыми формами и методами обучения; помощь в подготовке и проведении уроков; возможности использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности др.
На сегодняшний день работа методических объединений часто носит формальный и краткосрочный характер, и не отражает действительную потребность в повышении квалификации педагогических кадров. Потенциал методических объединений используется не полностью, а ведь именно они могут помочь создать условия и атмосферу, в которой увеличится творческая активность преподавателей, повысится мотивация к повышению квалификации, самообразованию.
Для успешного достижения поставленной цели и задач программы деятельности методических объединений, реализации всех ее этапов необходимо взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, которым должно быть свойственно инновационное поведение, умение работать в команде, готовность успешно и творчески решать учебно-воспитательные задачи и работать в режиме многозадачности, выбирать эффективные технологии обучения. Согласованность действий, понимание идей, заложенных в основу программы, позволит успешно повысить квалификацию педагогических кадров.
Формы и методы работы должны учитывать специфику профиля, контингент обучающихся, форму обучения, состав и квалификацию преподавателей и т.д. В деятельности методических объединений должны сочетаться коллективные и индивидуальные формы методической работы. Особое внимание необходимо уделять самообразованию педагогических работников, их участию в научно-методической работе, а также контролю за результативностью её проведения.
Основное внимание методические объединения должны уделять совершенствованию методики обучения и воспитания, что достигается постоянным повышением педагогического мастерства и квалификации преподавателей. Вместе с тем значительное место в работе занимают учебно-организационные вопросы, а непосредственно на председателей методических объединений возлагаются вопросы анализа работы и организации контроля за деятельностью преподавателей.
Рассматривая деятельность методических объединений образовательного учреждения среднего профессионального образования необходимо обратить внимание на то, что она планируется в соответствии с индивидуальным планированием работы преподавателя, которое включает в себя: подготовку к учебной работе, обобщение собственного педагогического опыта, повышение квалификации, организацию и проведение внеклассной работы по дисциплине; разработку и корректировку методического сопровождения учебного процесса; воспитательную работу в рамках дисциплины.
Для увеличения эффективности работы методических объединений необходимо разработать перспективную программу работы методических объединений. Данная программа должна учитывать выявленные потребности педагогических кадров в повышении квалификации в рамках работы методических объединений образовательного учреждения среднего профессионального образования. Программа предполагает создание комфортных условий для решения профессиональных задач, повышения квалификации, развития самообразования. Важнейшим механизмом реализации программы является возможность участникам демонстрировать свой опыт путем прямого комментированного показа приемов работы.
Ожидаемые результаты от реализации программы работы методических объединений: увеличение доли преподавателей, участвующих в мероприятиях колледжа и вне его; совершенствование учебно-методических комплексов дисциплин; разработка и публикация учебно-методических пособий по направлениям деятельности методических объединений; увеличение доли молодых преподавателей аттестованных на первую категорию и более опытных на высшую; повышение активности в научно-исследовательской и инновационной деятельности; развитие мотивации к непрерывному образованию, самообразованию; расширение социального партнерства; развитие способности педагогических кадров к рефлексии и самоанализу; повышение качества образования.
Источники.
1. Буров К. С. Методическая работа в образовательном учреждении. Вестник ЮУрГУ 2007. –N 6. C. 37.
2. Молчанов С. Г. Профессиональная компетентность в системах аттестации, управления, повышения квалификации и профессиональной деятельности/С. Г. Молчанов//Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: межвузовский сборник научных трудов. Вып.1.-Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование». 2001. 122с.
3. Семикина Н. И. Совершенствование уровня профессионального потенциала сотрудников//Экономика и социум: современные модели развития. 2017. N 17. С. 66.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.