Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Январь » 22

Вопросы реализации межпредметных связей в Калужском базовом медицинском колледже

Хасанова Ольга Владимировна
ГАОУ КО СПО «Калужский базовый медицинский колледж», г.Калуга, Калужская область

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы эффективной реализации межпредметных связей общеобразовательных и специальных дисциплин в медицинских колледжах

Актуальность проблемы межпредметных связей обусловлена профессиональной спецификой практической и научно-теоретической подготовки средних медицинских работников. Система обучения в медицинских колледжах должна подготовить к самостоятельной деятельности специалиста эффективно использующего полученные знания, навыки и непрерывно стремящегося к повышению профессиональной компетентности. Формирование у студентов практических навыков медицинской сестры невозможно без базиса фундаментальных знаний, заложенных общим образованием, общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

Учебный процесс медицинского колледжа основан на системном комплексном подходе к применению межпредметных связей, результатом которого является компетентносная характеристика будущего медицинского работника.
Эффективная реализация межпредметных связей обусловлена Федеральным государственным образовательном стандартом среднего профессионального образования (ФГОС) [5] на основе которого в Калужском базовом медицинском колледже разработана Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (ППССЗ) [6], которые «обеспечивают единство дисциплинарной, междисциплинарной и профессионально-модульной подготовки обучающихся, всех видов практического обучения, способствующей формированию общих и профессиональных компетенций и подготовке конкурентоспособного выпускника»[6].

ФГОС и ППССЗ формулируют учебно-познавательные, образовательные и воспитательные задачи, для достижения которых преподаватель должен обеспечить:
- усвоение основных знаний по изучаемой теме;
- обоснование сущности, взаимосвязи и причинно-следственных связей изучаемого предмета с другими дисциплинами (общеобразовательными, специальными);
- регулярный мониторинг ранее полученных студентами знаний по другим дисциплинам;
- обобщение выводов по теме во взаимосвязи со знаниями, полученными ранее.
Соединение общего и профессионального образования путем использования традиционных и инновационных форм организации обучения обеспечивают дидактическую основу межпредметных связей.

ППССЗ устанавливает такие виды учебных занятий как: лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практика, выполнение курсовой работы, а также предусматривает использование других видов учебных занятий. Использование различных форм организации обучения (занятие-исследование, занятие-инсценировка, мультимедиа-занятие, занятие-конференция и др.) обеспечивает и раскрывает междисциплинарную взаимосвязь отдельных дисциплин.

Реализация межпредметных связей в ППССЗ КБМК осуществляется путем взаимной согласованности учебных программ, обусловленной системой наук и дидактико-воспитательным целям таким образом, чтобы изучение одного предмета основывалось на знаниях и практических навыках, полученные в ходе изучения других. В первый год обучения студенты получают общеобразовательную подготовку, которая позволяет приступить к освоению ППССЗ. Умения и знания, полученные студентами при освоении учебных дисциплин общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются на последующих курсах обучения и процессе изучения учебных дисциплин таких учебных циклов ППССЗ, как «Общий гуманитарный и социально-экономический», «Математический и общий естественнонаучный», а также отдельных дисциплин профессионального цикла[6].

Основами клинических дисциплин являются знания по предметам: анатомия, химия, физика, биология, фармация, сестринское дело, физиология, психология, педагогика и другие науки.
При проведении занятий по специальным дисциплинам в КБМК внимание преподавателей акцентировано на формирование этико-деонтологических качеств будущих медицинских работников, развитию клинического мышления, отработки манипуляционных навыков по алгоритмам на фантомах-манекенах.

Педагоги колледжа в ходе реализации междисциплинарных связей активно интегрируют современные инновационные методы обучения, сочетая их, с проверенными временем, традиционными. Лекционные занятия по специальным дисциплинам проводятся в презентационной форме с использованием мультимедийного оборудования, мотивируя студентов на получение новых знаний. Большое значение имеет самостоятельная работа студентов, которая начинается с самоподготовки и закрепляется в ходе практических занятий. Основная задача педагога на этом этапе подготовки специалиста – приучить студента к систематической и кропотливой работе с учебниками, методическими пособиями и электронными ресурсами.

Лабораторные и практические занятия важная часть теоретической и профессионально-практической подготовки студента. Сочетание теоретический знаний с их практическим применением и является в данном случае межпредметной связью. Выполнение студентами лабораторных и практических занятий, согласно ППССЗ, предусматривает:
- закрепление, углубление, обобщение, систематизацию полученных знаний по конкретным темам дисциплин;
- формирование умений и навыков применять полученные знания на практике;
- развитие интеллектуальных умений будущих специалистов;
- выработку при решении задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.[6]

Практические занятия по профессиональным модулям (ПМ) проводятся в подгруппах в составе не менее 8 студентов, что создает условия для персонифицированного подхода. При проведении практических занятий по дисциплинам «Сестринское дело в педиатрии» и «Сестринское дело в терапии» предлагаются ситуационные задачи, как один из видов интерактивного обучения. Рассмотрение ситуационных задач предполагает использование всего потенциала полученных ранее знаний по смежным и общеобразовательным дисциплинам, содействует углублению материала, развитию их познавательной активности и мыслительной деятельности. В ходе практических занятий педагогами колледжа используются презентационные и наглядные пособия, отработка манипуляций в «реальном» времени на фантомах, проводятся ролевые игры «медсестра-больной», что помогает в изучении клиники заболевания, проблем пациентов, оказании адекватной медицинской помощи и оценки её эффективности.

Организованный в колледже систематический контроль уровня знаний прививает навыки самостоятельной активности, развивает интеллектуальный потенциал и тренирует память будущих специалистов.

Учебно-исследовательская работа по тематике профессиональных модулей также является одной из форм реализации межпредметных связей, создающей предпосылки к исследованию вопросов в сочетании со смежными дисциплинами, развивает клиническое мышление, углубляет и обобщает теоретические знания. Студенты самостоятельно, посредством информацонно-коммуникационных технологий оформляют результаты своей исследовательской деятельности, взаимодействуют в медицинских учреждениях с пациентами и будущими коллегами, обогащают приобретенные теоретические знания практическим опытом, подготавливая себя к самостоятельной деятельности.

Основной задачей реализации межпредметных связей является создание для студентов эффективной, монолитной по структуре и содержанию системы общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных знаний, умений, навыков и компетенций, являющейся основой их будущей профессии.

Список использованных источников
1. Бухарина Т. Внедрение инновационный технологий в педагогический процесс медицинского ВУЗа // Врач: научно-практ. журн. 2011. №10 С.71-73
2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005.
3. Романцов М.Г., Гребенюк Т.В., Сологуб Т.В., Шульдяков А.А., Даниленкова Г.Г. Использование методов конструктивной педагогики в реализации Болонской декларации при обучении будущих мед работников // Здравоохранение Российской Федерации: научно-практ. журн. 2011. №1. С. 32-35.
4. Хусаенова А.А., Насретдинова Л.М., Богданов Р.Р. Роль учебной и производственной практики на базе медицинский организаций в формировании клинического опыта будущего специалиста-медика // Образование и воспитание. 2016. №4. С. 52-54.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело – Электронный ресурс: http://kbmk.org/uploads/kolledj/obrazovatelnaya_deyatelnost/f gos_sd_2014.pdf. Режим доступа: компьютер.
6. Программа подготовки специалистов среднего звена. Специальность 34.02.01 –
Электронный ресурс: http://kbmk.org/uploads/kolledj/obrazovatelnaya_deyatelnost/ppssz/ PPSSZ_SD.pdf Режим доступа: компьютер.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar