- 28.01.2020
- 1906 Просмотров
- Обсудить
Ликино-Дулёвский политехнический колледж - филиал ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет, г.Ликино-Дулёво, Московская область
Аннотация: в условиях современной образовательной среды классный руководитель колледжа должен находиться на шаг впереди тех, кого воспитывает, быть интересной личностью, владеть знаниями в различных областях. Для педагога на первом месте образование обучающихся, их воспитание и становление личностных качеств.
Ключевые слова: классный руководитель, функции классного руководителя, классный час, тематика классных часов, организация классных часов.
Согласно приказу Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" классное руководство рассматривается как та часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника [1].
Взаимоотношения со студентами классный руководитель строит на основе следующих принципов: отношение к каждому студенту, как к свободной личности, уважение достоинства и индивидуальности, стремление к сотрудничеству.
Чтобы лучше узнать студентов классному руководителю приходится просмотреть их личные дела, посетить студентов, проживающих в общежитии, прийти на занятия в группу, встретиться после занятий, установить связь с родителями, провести родительские собрания. И конечно, основной формой общения со студентами были и остаются классные часы [2, с. 119]. Идея проведения подобных мероприятий для преподавателей очень удобная, для студентов - явно не очень. Они считают классные часы только тем мероприятием, которое отнимает у них их драгоценное время. Однако это не так. Ведь именно в это время и происходит узнавание и закрепление чего-то нового и важного для них. Воспитание очень тонкая вещь.
Классные часы в Ликино-Дулёвском политехническом колледже - филиале ГГТУ (ЛДПК – филиал ГГТУ) проводятся два раза в месяц в соответствии с планом воспитательной работы колледжа и графиком классных часов, утвержденным директором колледжа. Один из ежемесячных классных часов – организационный (вопросы успеваемости, посещаемости, дисциплины), второй – тематический.
Темы классного часа определяются социальными, общественными, возрастными, профессиональными потребностями воспитательной работы: «От безответственности до преступления – один шаг»; «Курильщик – сам себе могильщик»; «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик»; «Пою тебя, мой край родной», «Тепло материнских сердец» и другие.
На одном классном часе студентам первого курса было предложено несколько тестов по выявлению характеров обучающихся, сплоченности их как коллектива. Им было интересно отвечать на вопросы тестов и затем слушать обобщенную информацию о себе. Разбирались и вспоминались ситуации, связанные с этикетом и поведением в общественных местах.
Межличностные отношения в группе играют очень важную роль. Спокойствие, ровное отношения студентов между собой, способствует повышению доверия между ними, повышает творческую самоотдачу и стимулирует многих к повышению уровня и качества образования, способствует уверенности в правильности выбранной будущей профессии.
Обязательно нужно говорить ребятам об их социальном и общественном предназначении, об их роли в настоящем и будущем страны, о престиже выбранной профессии. С этой целью на классный час приглашаются бывшие выпускники колледжа, работающие по специальности в различных организациях. Это поддерживает и подстегивает студентов, накладывает на их личное восприятие жизни определенные обязанности.
Классные часы с приглашением специалистов из правоохранительных органов, из наркодиспансера, из поликлиники, беседы классного руководителя со студентами, во многом способствуют тому, что уменьшается количество правонарушений среди студентов, поскольку им объясняют их обязанности и права, знакомят с новыми приказами и постановлениями, объясняют вред применения наркотиков, табака и алкоголя. Показ специальных фильмов наглядно показывает им как надо и как не надо себя вести в определенных жизненных ситуациях.
Духовно-нравственное воспитание и народные традиции являются неотъемлемой частью воспитания в целом, ибо это одна из главных тенденций воспитания человека в целом. На классном часе «Пою тебя, мой край родной» студенты, проживающие в разных населенных пунктах городского округа, рассказывают об истории своей малой родины, представляют презентационные материалы по предложенной теме. Все это говорит о любви к своей Родине, к ее незабываемым традициям.
При организации воспитательной работы особое внимание должно уделяться формированию у студентов чувства патриотизма, нравственных и духовных потребностей. Заметной стала постепенная утрата студенческой молодежью традиционного патриотического сознания [4, с. 56].
Знаменательные события национальной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, образования и науки, культуры и спорта еще сохранили нравственные идеалы, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию студентов с учетом сложившихся в настоящее время тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.
Душевный отклик у студентов вызвал классный час, посвященный годовщине снятия блокады Ленинграда (проводится ежегодно, с первого по четвертый курс). Ребята смотрели кадры документальной хроники, обсуждали особенности строительства и эксплуатации дороги 101 («дорога жизни»), слушали истории жителей блокадного Ленинграда.
Воспитание подрастающего поколения в духе любви к отчизне, подготовка его к жизни в самом широком смысле - одна из важнейших задач нашего современного общества.
А вообще методов организации воспитательной работы в студенческой группе очень много и все зависит от преподавателя, студентов и обстоятельств.
Но главную суть этого процесса хотелось бы, чтобы придерживались все: воспитать гармонично развитую личность, придерживающуюся основных человеческих ценностей и нравственных принципов, которые приняты в нашем обществе и испокон веков передаются из поколения в поколение [3, с. 105].
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений
2. Сергушина Е.С. Социально-профессиональное самоопределение старшеклассников как педагогическое явление // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2017. № 57.
3. Чеботарева Т.А. Функциональная роль классного руководителя в формировании личностных качеств выпускника колледжа // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.).- Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.
4. Шкарин Д.Ю. Классное руководство как целенаправленная система воспитания // Молодой ученый. 2015.-№2.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.