Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2020 » Февраль » 3

Эссе "Путь в профессионализм"

Овчинникова Ирина Алексеевна
федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 264 Федеральной службы исполнения наказаний

Путь в профессионализм
Уча других, мы учимся сами
Сенека

Если вспомнить, как все было тогда, окажется, что причин, ясно формируемых, в общем-то, не было: как ни банально, но надо же было где-то работать? Острота проблемы ощутилась сразу же после получения диплома Томского политехнического университета в 1995 году по специальности инженер – технолог металлообработки.
Обстоятельства сложились так, что я вместо инженера стала преподавателем. Мне, вчерашней студентке, без опыта работы, доверили обучать и воспитывать подростков! В то время я ничего не знала о педагогике. Необычным было все. Что же означает научение себя «быть преподавателем», когда овладение профессией не подтверждается вузовским дипломом? На мой взгляд, это - создание условий, при которых привычное и знакомое наделяется новыми смыслами, порожденными опытом жизни, опытом переживаний, опытом профессиональной деятельности.
Из моего сумбурного «преподавательства» того времени я все же кое-что «вынесла». Контакт - как условие дальнейшего взаимодействия. Личное умение - как единственный способ убеждать. И главное – уверенность в том, что я совершенно не знаю чему и как учить обучающихся на занятиях. Из общения с ними мне стало ясно, что помимо преподавателя с его прекрасной методикой есть еще обучаемый, о котором я практически не имела понятия, не знала ни-че-го! А ведь он полноправный участник и главная цель учебного процесса и основной его критерий. А у меня - скудный набор поверхностных бытовых представлений, в институте не преподавались ни педагогика, ни психология. Были проблемы? Безусловно, были, и даже трудноразрешимые.
Я самостоятельно изучала психологию: общую и психологию индивидуальных творческих способностей. Строила познавательную часть своей дисциплины по развивающему принципу, стараясь ничего не «давать» обучающемуся в готовом виде, подводить его всякий раз к собственному открытию. Леонтьев, Давыдов, Амонашвили… Труды этих ученых «участвовали» в моей практической работе. Это те знания, которые давали пищу моей педагогической фантазии, давали возможность «разворачивать» мою дисциплину к обучающемуся, учитывая особенности его возраста. Известна мысль К.Д.Ушинского: перенимается не сам опыт, а идеи, выведенные из него. Первые годы прошли в муках поиска.
Школа молодого педагога, педагогические чтения, литература, курсы повышения квалификации… Самыми главными преподавателями педагогики стали для меня обучающиеся, ежедневное общение с ними. Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я благодарна обучающимся, моим первым выпускникам, снисходительно все переносившим. Я благодарна всем коллегам, которые чуть позже вовлекли меня в «водоворот» событий и незаметно оказывали помощь.
Каждый человек талантлив и неповторим. У каждого свой мир. Необходимо дать возможность обучающимся поверить в свои силы, почувствовать себя независимыми и свободными, помочь быть успешными. В книге западногерманского врача Н. Пезешкиана нахожу подтверждение этой важной для меня мысли: «Работа учителя подобна работе садовника, который ухаживает за разными растениями. Одно любит солнечные лучи, другое – прохладную почву. Одно любит берега потока, другое – бесплодную вершину. Одно процветает на песчаной почве, другое – на суглинке. Каждое требует наиболее подходящего ухода. В противном случае результат будет неудовлетворительным». Постепенно я выбирала те направления, на которых строится моя педагогическая философия.
Первое направление – справедливость, честность, требовательность. Быть доброй, но не добренькой, помогать обучающемуся реализоваться, но не пускать все на самотек. Подбирать для каждого свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех. Справедливо указывать на ошибки, но не унижать самолюбие, давать возможность исправить ошибки.
Второе направление – постоянно находиться в творческом поиске, находить ответы на любые вопросы, преодолевать себя.
Третье направление – спешить передать свои знания, учить, не поучая, помня заповедь Сократа «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светиться».
Мне понятны по содержанию и близки по духу современные образовательные технологии. Проблемное обучение является основным звеном, из которого в дальнейшем развиваются познавательные и профессиональные ин¬тересы человека. Процесс усвоения новых знаний идет в системе проблемного обучения как субъективное открытие их обучающимися с помощью преподавателя. Моя роль – методическое сопровождение самообразования обучающихся, необходимо направить их на путь поиска решений, побуждать применять самостоятельно добытые знания.
Использование компьютерных технологий предоставляет новые возможности для активизации процесса познавательно - профессиональной деятельности обучающихся: инициированию активности, усилению самостоятельности и оживлению творческой работы.
Готовясь к занятию, я всегда вспоминаю слова: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь к познанию труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным обучающимся нужно ставить только преодолимые для него задачи. В.А. Сухомлинский писал: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… Таковы законы природы».
Таким образом, мое преподавание, начавшись с полного сумбура в моей педагогической голове, постепенно приобрело какие-то очертания. Думаю, что опыт, собираемый по зернышку, по песчинке, все-таки прирастает. Но абсолютно точно, что при входе в аудиторию каждый раз я ощущаю, что в новой ситуации, с новыми обучающимися, состояние которых тоже новое, я должна забывать о своем опыте.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar