- 20.02.2020
- 1186 Просмотров
- Обсудить
ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж педагогического образования»,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Аннотация: в статье раскрывается опыт создания дистанционных олимпиад по искусству на основе интеграции дисциплин «История музыки» и «История мировой культуры» для студентов отделений «Музыкальное образование» и «Музыкальное искусство эстрады (по видам)» на базе ИРКПО.
За последние два десятилетия, благодаря Интернету, искусство невероятно приблизилось к нам, стало доступно каждому. Если еще в 80-е гг. XX века мы изучали произведения великих композиторов по грампластинкам, представление об операх складывалось исключительно по аудиозаписям (что не так уж и плохо, так как наше воображение рисовало идеальные образы), то сейчас мы можем побывать на любом концерте, любом оперном спектакле, подключить русские субтитры и наслаждаться пением величайших певцов мира. Аналогично и с произведениями изобразительного искусства. Остались в прошлом открытки, репродукции, которые тщательно подбирал преподаватель МХК; мы можем совершить виртуальную экскурсию в любой музей мира и осмотреть экспозицию. Или совершить путешествие в любой город и ознакомиться с архитектурными достопримечательностями.
Но стали ли наши студенты, благодаря этим возможностям, культурнее и образованнее? Приходится констатировать, что нет. Когда знание становится столь доступным, оно теряет свою ценность, избавляет от необходимости что-либо запоминать. «Зачем загружать в свою голову лишние файлы, пусть они лучше хранятся на внешнем носителе», – так рассуждают некоторые студенты. На вопрос «с чем ты пойдешь в школу к детям?», они отвечают: «я подготовлюсь». Постоянное пребывание в интернете (социальные сети, мессенджеры) снижает качество мыслительной деятельности, а обилие информации, часто совершенно пустой, перегружает их мозг, обучающиеся не в силах сосредоточиться, обдумать, создать какой-то самостоятельный творческий продукт. Интернет привнес в нашу жизнь как положительные моменты, так и отрицательные.
Тем не менее, в этих непростых условиях преподаватели художественно-эстетических дисциплин должны решать задачи формирования гармонично развитой личности. Если речь идет о личности будущего специалиста в области музыкального образования, то ФГОС СПО (специальностей 53.02.01 Музыкальное образование и 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам) определяет его как проявляющего устойчивый интерес к выбранной профессии, способного к поиску, анализу и оценке информации, необходимой для решения профессиональных задач, ориентированного на постоянное самообразование и саморазвитие.
Какие требования предъявляются к знаниям и умениям наших студентов в области искусства? На основе анализа рабочих программ дисциплин «История музыки и музыкальная литература» (53.02.01.), «Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)» (53.02.02.), «История мировой культуры» (53.02.02.) мы выделили общие задачи для дисциплин художественно-эстетического цикла.
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен знать:
– основные этапы развития мировой культуры;
– основные направления, стили и жанры искусства;
– особенности языка различных видов искусства;
– шедевры мировой художественной культуры;
– творческие биографии крупнейших деятелей искусства;
уметь:
– ориентироваться в произведениях различных направлений, стилей и жанров;
– характеризовать особенности языка различных видов искусства;
– узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
– устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства.
С целью решения этих задач преподаватели дисциплин «История музыки» Борисова В. В. и «История мировой культуры» Тимофеева Е. Е. разработали дистанционные интегрированные олимпиады по искусству. В 2017–2019 гг. они были проведены на базе Иркутского регионального колледжа педагогического образования для студентов специальностей «Музыкальное образование» и «Музыкальное искусство эстрады (по видам)». С 2018 года участниками олимпиад стали также студенты Художественного отделения (44.02.03.) ИРКПО.
Главная идея, которой мы руководствовались, создавая первую олимпиаду – это подчинение всех заданий некоей композиции, может быть даже сюжетной линии, чтобы каждое последующее задание вытекало из предыдущего. И второе важное условие – задания по истории музыки и истории мировой культуры должны быть тесно взаимосвязаны, не должны существовать друг без друга; именно в этом идея интегрированной олимпиады.
Тему первой Олимпиады нам подсказала книга Н. А. Римского-Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни», в которой он подробно описывает свое трехгодичное кругосветное путешествие, отмечая те явления культуры, которые вызвали у него эмоциональный отклик. Это архитектура старой Европы и Нового света, музеи, творения природы. Мы решили отправиться вслед за юным гардемарином, который в дальнейшем станет великим композитором, воспевшим в своем творчестве море. Первую олимпиаду мы назвали «Море зовет!».
В Англии мы осмотрели знаменитые архитектурные сооружения (по фотографиям студенты должны были определить их). В Британском музее наше внимание привлекли картины Яна Вермеера «Дама, сидящая за вирджиналем» и «Концерт», и мы не упустили возможности спросить, какие музыкальные инструменты изображены на картинах, какую музыку могли бы исполнять участники концерта и какие общие детали имеются на этих картинах. Конечно, названия картин и фамилию художника студенты должны были определить сами. Олимпиаду мы сделали в формате pptx, что позволило насытить ее изображениями и свести текст к минимуму.
В Вестминстерском аббатстве мы посетили могилы Шекспира и Генделя и предложили студентам кроссворд по биографии Генделя, творчества которого мы почти не касаемся на уроках музыкальной литературы.
Естественным образом вошел в композицию олимпиады конкурс «Кто из Штраусов?» т.к. корабль Римского-Корсакова (в связи с политическими событиями) вернулся в Россию, и он посетил концерты И. Штрауса младшего в Павловске. Но Штраусов в истории музыки было пять, и по портретам композиторов студенты должны были определить «кто есть кто», а в папке «аудио», которая была предложена им, найти наиболее популярные произведения разных Штраусов.
В Северной Америке мы любовались Ниагарским водопадом и предложили найти музыкальное произведение, написанное под впечатлением от этого чуда природы. Нас несколько удивило, что никто из студентов не нашел это музыкальное произведение. В Вашингтоне по фрагментам необходимо было определить здание, являющееся ведущей достопримечательностью города (Капитолий). Ряд вопросов мы связали с географией. Были перечислены города, которые посетил Римский-Корсаков на обратном пути в Россию, требовалось назвать, через какие страны шел маршрут корабля.
Завершающие вопросы были связан с творчеством Римского-Корсакова как композитора-мариниста. Участникам были предложены картины русских художников, и необходимо было назвать и картину, и произведение композитора, связанное с этой картиной. Уже в первой Олимпиаде мы поставили задачу не только закреплять учебный материал и расширять общий кругозор, но и развивать творческий потенциал студентов через задания, направленные на восприятие музыки, развитие фантазии, сопоставление разных видов искусств. В первой олимпиаде мы попросили участников вспомнить имя художника-мариниста и подобрать его картины, соответствующие по характеру музыке любых трех романсов Римского-Корсакова из вокального цикла «У моря», и объяснить свой выбор.
Итак, первый опыт оказался удачным. Студенты оставили положительные отзывы на Олимпиаду:
– «Данная олимпиада дала мне возможность расширить хотя бы на некую долю процента свой кругозор»;
– «Вопросы поставлены довольно интересно, приступая к выполнению не можешь оторваться, так как хочется узнать «что? и что же дальше? …кто?»»;
– «При выполнении заданий осознаёшь уникальность, разнообразие, индивидуальность каждого из произведений, будь это полотно художника, творение композитора или шедевр архитектора. Понимаешь всё величие истории! Испытываешь радость за возможность прикоснуться к прекрасному и неповторимому!»;
– «С огромнейшим азартом искала информацию, и хотелось найти ответы на все вопросы. Но, к сожалению, не все получилось. Все задания оказались очень увлекательными и достойными внимания. В процессе работы складывалось впечатление, что я действительно отправилась в путешествие-расследование».
Тема второй Олимпиады была неясна нам самим. Куда отправиться на сей раз? Может быть за Ф. Листом с его «Годами странствий», или за М. И. Глинкой, который тоже исколесил всю Европу, или вслед за Н. Паганини? Сейчас уже трудно вспомнить, почему мы оказались в Париже. Попав туда, мы не могли покинуть этот город, столько интересного там нашлось: Нотр-Дам с его готической архитектурой, Гранд-опера с призраком, который до сих пор будоражит своим присутствием. А Версаль? Лувр? Импрессионисты? «Русские сезоны» Дягилева? Эйфелева башня, наконец.
«О, Париж!», - так мы назвали вторую Олимпиаду.
Некоторые задания приобрели статус постоянных, например, «В музее». Обязательным стало знакомство с биографией не самого известного композитора, в этот раз это был Ж. Б. Люлли.
Сама собой возникла связь с литературой («Собор Парижской богоматери» В. Гюго). Появилась даже идея привлечь преподавателя литературы, но потом мы рассудили, что олимпиад по литературе и так достаточно (по нашей же специальности «Музыкальное образование» их практически нет), и обошлись своими силами.
Нам хотелось, чтобы задания второй Олимпиады отличались новизной подачи. Таким образом, в задании «Версаль в музыке» мы использовали картинки, на первый взгляд странные (например, изображение леденцов монпансье или гравюры с мельницей), и был задан вопрос: «Какое отношение имеют эти картинки к биографии Люлли?»
В задании «Премьеры, которые провалились» нужно было соединить портреты композиторов, художников и исполнителей, используя правила игры в «крестики-нолики», и назвать скандальные премьеры.
Наше путешествие по Парижу протекало не только в пространстве, но и во времени (от средневекового собора Нотр-Дам, через Версаль эпохи Людовика XIV до Эйфелевой башни). Как всегда, вопросы по истории мировой культуры тесно переплетались с музыкальными вопросами. Нотр-Дам – григорианский хорал, Версаль – Ж. Б. Люлли, музеи художников-импрессионистов – импрессионисты в музыке.
Музыкальным произведением, в которое мы погрузились с головой, стал мюзикл «Призрак оперы» Эндрю Ллойд Уэббера. Таинственные истории, связанные с призраком, просто заворожили нас. Надеемся, что и участники олимпиады посмотрели мюзикл, иначе они не смогли бы ответить на наши вопросы.
Творческое задание было связано с прелюдиями Дебюсси. Как известно, композитор дал названия пьес в конце произведения, делая их не столь уж обязательными для слушателей. Мы выбрали 6 прелюдий из 24 и попросили студентов дать свои названия трем наиболее понравившимся пьесам и только потом найти их оригинальные названия. Чтобы отыскать 6 прелюдий из 24 пришлось прослушать все! Эту цель мы втайне и преследовали.
Наступил третий учебный год. Студенты, которые уже участвовали в предыдущих двух олимпиадах, стали осаждать нас вопросами «А будет ли Олимпиада в этом году?». Их привлекала идея получения бонусов по нашим дисциплинам в виде освобождения от зачетов, получения отличных текущих оценок, но не только это. Жажда новых открытий, желание прикоснуться к величайшим творениям культуры! Нас эта работа тоже очень увлекла, хотя она и требовала много сил и времени, но все это окупалось новым знанием, которое приобретали и мы сами.
Побывав в Париже, мы не могли обойти вниманием Италию. «Бонджорно, Италия!» – вот название третьей олимпиады. Ведь это страна Леонардо да Винчи, Микеланджело, Вивальди, Верди. Некоторые из наших коллег недоумевали, почему мы пренебрегаем своим Отечеством? Но здесь надо понимать, откуда наши студенты. Некоторые из далеких сибирских деревень, для них Иркутск – уже новый мир. Москва и Петербург гораздо дальше от нас, чем Пекин. А желание-то повидать далекие страны есть! Интернет позволяет не только увидеть картинки с видами других городов, но и прокатиться в гондоле по венецианскому каналу, посидеть у римских фонтанов. Путешествия, даже если они виртуальные, невероятно обогащают внутренний мир человека.
Итак, мы наметили маршрут: побывать в городах, где установлены памятники выдающимся композиторам. Памятники были представлены на слайдах, а города нужно было найти, равно как и имена композиторов. Следуя этому маршруту, мы выстроили цепочку заданий. В Венеции мы пытались снять маски с некоторых произведений, раскрыть причины мистификаций (один из известных примеров – «Адажио» Альбинони, которое на самом деле написал Ремо Джадзотто и т.д.).
В Вероне исследовали предысторию трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», узнали, какие композиторы обращались к данному сюжету. Студентам были предложены музыкальные фрагменты из произведений разных жанров на этот сюжет, необходимо было также выстроить эти фрагменты в соответствии с содержанием трагедии. Надеемся, что трагедия была прочитана или хотя бы просмотрен фильм «Ромео и Джульетта» 1968 года.
В Парме мы посетили места, связанные с биографией Дж. Верди, и отгадали биографический сканворд. В Риме побывали у фонтана Треви, послушав музыку О. Респиги «Фонтаны Рима», и подробно ознакомились с Колизеем.
Впереди четвертое путешествие в Германию. Здесь есть, что посмотреть с точки зрения истории мировой культуры, и есть, что послушать с точки зрения музыки.
Мы поделились своим опытом создания интегрированных олимпиад. Как оказалось, это были олимпиады-путешествия по разным странам, городам, эпохам и стилям. Может быть, наш опыт будет полезен тем преподавателям, которые, как и мы, находятся в поиске приемов и методов, способствующих повышению познавательной активности, раскрытию творческих способностей, приобщению молодежи к ценностям мировой культуры. Желаем им успеха!
Список литературы:
Глазырина Е. Ю. Эвристика и дистанционные технологии в музыкальном образовании / Е. Ю. Глазырина // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2011. — № 4 (95). — С. 142-148. Гревцева Г. Я., Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности//Вестн. Томского гос. пед. ун-та, 2018 – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-olimpiada-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskogo-potentsiala-lichnosti
Мухин, О.Н., Опыт организации Всероссийских олимпиад по истории в педагогическом вузе как эффективный фактор профессионализации будущих учителей//Вестн. Томского гос. пед. ун-та, 2018 – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-organizatsii-vserossiyskih-olimpiad-po-istorii-v-pedagogicheskom-vuze-kak-effektivnyy-faktor-professionalizatsii-buduschih
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.