- 20.02.2020
- 1572 Просмотра
- Обсудить
Ликино-Дулевский политехнический колледж – филиал ГГТУ, г. Ликино-Дулево Московской области
Аннотация: Качество подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде во многом зависит от качества организации и проведения самостоятельной работы студента. В статье актуализируются вопросы необходимости организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности обучающихся в процессе подготовки, написания и оформления выпускной квалификационной работы по специальности.
Ключевые слова: выпускная квалификационная работа; самостоятельная работа обучающегося; научно-исследовательская деятельности обучающегося.
Выпускная квалификационная работа — это итоговый документ, содержащий результаты самостоятельного научного исследования по определенной теме и определяющий степень готовности обучающегося к практическому решению профессиональных задач.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) выдвигает следующие требования к выпускной квалификационной работе специалиста: "Выпускная квалификационная работа (дипломная) специалиста по организации перевозок представляет собой законченную разработку, в которой анализируются актуальные проблемы в области организации транспортного процесса, и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и практическом плане на местном, региональном уровнях". В соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации выпускников в ЛДПК – филиале ГГТУ и учебным планом специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) студенты должны выполнить и защитить выпускную квалификационную работу в форме дипломного проекта.
Основной целью выпускной квалификационной работы являются: проверка и закрепление полученных студентами теоретических и практических знаний по циклам специальных дисциплин и профессиональных модулей, умения использовать их в практической деятельности.
ВКР является определенным итогом всей учебной и научно-исследовательской работы выпускника учебного заведения и выполняет следующие основные задачи:
· систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические и практиче¬ские знания по специальности, позволяет применить эти знания при ре¬шении конкретных профессиональных задач;
· формирует и развивает умение логично и грамотно излагать учебный материал и данные собственного исследования;
Выполнение обучающимся по специальности выпускной квалификационной работы можно условно разделить на несколько этапов. Следует помнить, что некоторые из них могут выполняться параллельно. Так, выбор темы и составление плана можно и нужно сочетать с изучением литературы, а в процессе проведения осуществления проектной деятельности — дополнительно изучать и отрабатывать теоретический материал.
Этапы выполнения квалификационной работы в сжатом виде можно представить следующим образом:
· Выбор темы.
· Работа с научной литературой, ее реферирование.
· Планирование, подготовка и выполнение проектной части.
· Написание работы.
Выбор темы — это начальный и достаточно сложный этап работы, который осуществляется в соответствии с предложениями работодателей и интересами студента в конце курса обучения. Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается и обсуждается на заседании ПЦК по укрупненной группе специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта в присутствии представителей работодателей.
Правильная постановка и ясная формулировка проблем организации перевозочного процесса в большой степени определяет стратегию исследования. Сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования в выпускной квалификационной работе.
Тему студент выбирает самостоятельно, руководствуясь своими интересами и склонностями и учитывая собственный опыт и материалы, которыми он располагает, в частности полученными в период прохождения учебных и производственных практик по профессиональным модулям специальности. Выбирая, а затем, разрабатывая тему, выпускник должен осознать важность этой работы для своей профессиональной подготовки.
После выбора темы необходимо разработать план, отражающий структуру работы. План должен быть предельно ясным, четким, продуманным, а формулировки его пунктов — емкими, краткими, отражающими основные положения работы. Теоретический анализ отобранной литературы станет основанием для составления ВКР. План, оформленный соответствующим образом, с добавлением введения, заключения, списка используемой литературы и приложений, с указанием страниц озаглавливается "Содержание" и помещается после титульного листа. В ходе написания работы может быть добавлен теоретический и практический материал, в ходе выполнения проектной части появятся новые данные и т. д. В связи с этим план может уточняться и дорабатываться, формулировки меняться.
Работа над ВКР начинается с первых дней обучения студента в колледже. Уже с самого начала учебы в ходе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, таких, как "Транспортная система России", "Экономика отрасли", междисциплинарных курсов можно определить круг своих учебных интересов, с какими хотелось бы работать в будущем, и целенаправленно копить научную информацию и практические материалы. Студентам следует овладеть языком научного изложения.
Читая литературу, нужно подходить к ней критически, учитывать новые, современные требования по вопросам теории и практики работы по организации перевозочного процесса. Рекомендуется делать выписки, фиксировать свои соображения, чтобы в дальнейшем их использовать. Названия всех литературных источников следует заносить на карточки — это поможет создать свой профессиональный каталог, который пригодится на протяжении всех лет учебы для написания квалификационной работы. Выпускная работа — итог упорного, многомесячного труда, который невозможен без накопления теоретического и практического материала.
Учебная, производственная и преддипломная практики являются неотъемлемой частью учебного процесса и занимают в нем особое место. Они позволяют последовательно и в определенной системе в течение всех лет обучения соединять теоретическую подготовку студентов с их практической работой в организациях, занимающихся организацией перевозочного процесса. В ходе практик решается сложная задача формирования необходимых умений и профессионально значимых личностных компетенций проектной части выпускной квалификационной работы.
Таким образом, подготовка к написанию работы, накопление научной информации и практических данных начинается с первых дней учебы в колледже и представляет собой сложный процесс, состоящий из информации, полученной в ходе:
- учебных занятий;
- самостоятельной работы с учебной и научной литературы;
- написания рефератов по различным дисциплинам и МДК;
- различного вида практик (учебной, производственной преддипломной);
- написания курсовых проектов по междисциплинарным курсам.
Одновременно с выбором и уточнением темы можно работать с литературными источниками. Начинать эту работу следует с анализа той литературы, которая была изучена студентами на практических занятиях, в ходе написания реферативных, контрольных работ, а также в других видах учебного процесса. Ознакомление со специальной литературой необходимо начинать с работ теоретического характера, т. к. они помогут получить правильное представление о содержании основных вопросов, подлежащих раскрытию в теме. Одним из наиболее распространенных видов научно-исследовательской работы является реферирование.
Реферирование — это специфическая запись осваиваемого содержания, которой предшествует мысленное разделение текста на части, после чего следует свернутая запись основных смысловых блоков текста.
При написании выпускной квалификационной работы можно использовать такие методы работы с литературой, как:
· конспектирование — ведение детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений анализируемой работы;
· аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи;
· цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике;
· рецензирование — это вид реферирования, основанный на личностной оценке студентом содержания статьи, сообщения, монографии, учебника с достаточно доказательными аргументами позитивных или негативных высказываний по поводу изложенного в источнике материала.
Необходимо выделить те методические вопросы, которым будет посвящена проектная часть работы.
При изучении теоретических работ необходимо в каждом конкретном случае уяснить:
- основную идею анализируемого источника, сформулировать ее;
- степень аргументированности авторских утверждений;
- возможности практической реализации материала;
- степень новизны авторской позиции.
В ходе этой работы должен составляться библиографический список. Далее следует переходить к теоретическому анализу отобранной литературы. Это предполагает осмысление и творческую переработку довольно большого объема литературы и требует значительного количества усилий и времени. В результате закладывается теоретический фундамент будущей работы, а реферирование изученной литературы ложится в основу теоретической части работы. Весь изучаемый материал не следует просто переписывать, его надо как бы пропускать через себя, тщательно осмысливая и выбирая самое необходимое, отрабатывая методологическую базу своей работы.
В итоге работы с научной литературой студент должен хорошо освоить теоретический материал, содержание основных литературных источников, в которых раскрыта проблема, и представлять себе научное смысловое пространство, в котором существует тема исследования. Это пространство включает в себя следующие компоненты: тема исследования, его цели и задачи, понятийный аппарат исследования (основные понятия и категории, используемые в научном исследовании).
Требования к написанию введения
Введение содержит четкое и краткое обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы, определение актуальности темы, указание методологической и теоретической баз исследования, формулировку объекта и предмета, цели и задач исследования, описание использованных при выполнении работы методов исследования. Здесь же характеризуется состояние проблемы (на основе критического анализа литературы и изучения практики). Оно должно давать общую характеристику выполненной работы.
Актуальность темы определяет важность выбранной темы для теории и практики организации перевозок и управления на транспорте.
Разработанность темы показывается на основе информационно-аналитического обзора нормативно-правовой базы, научных работ и публикаций, практических рекомендаций и опыта по данной отрасли транспортной работы с соответствующим выводом по выбранной теме исследования.
Объект исследования — транспортный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Выделение объекта осуществляется на основе анализа избранной исследователем транспортной проблемы.
В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему работы. На него направлено основное внимание, он включает в себя те свойства и стороны объекта, которые подлежат изучению. Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное. Предмет устанавливает познавательные границы исследования, так как один и тот же объект может предполагать множество предметов исследования.
Цель исследования определяется его темой, исходя из нее формулируются задачи исследования. Их, как правило, бывает 3—5. При этом используются такие формулировки, как: изучить, описать, установить, выявить и т. д. Как правило, задачи исследования находят отражение в плане работы.
Во введении также необходимо показать то новое, что вносится автором в изучение и решение данной проблемы, а также практическую значимость работы. Практическая значимость раскрывает результаты, которые были внедрены или предлагаются автором в практику организации перевозок и управления на транспорте; в основу ложатся итоги прохождения учебных и производственных практик.
Для написания теоретической и особенно проектной части выпускной квалификационной работы студенту нужно иметь представление о содержании проблемы, о которой идёт речь, владеть категориальным аппаратом, уметь соотносить понятия из разных предметных областей, применять имеющиеся знания.
Практическая часть выпускной квалификационной работы представляет собой анализ организации перевозочного процесса и предложение рекомендаций по его совершенствованию. Обучающемуся необходимо пользоваться такими методами исследования, как анализ документов, расчетно-аналитические методы, наблюдение, хронометраж. Все это учитывается при выполнении проектной части работы и должно быть разработано в ходе или после завершения его, должно найти отражение в ВКР в виде параграфа или отдельной главы.
В основной части квалификационной работы (2—3 главы) излагаются теоретические основы и краткая история поставленной проблемы и описываются проведенное студентом исследование, полученные результаты, дается всесторонний и объективный анализ собранного фактического материала, делаются обобщения. В конце каждой главы формулируются краткие итоги и выводы. В тексте следует помещать самый необходимый графический и иллюстративный материал, не перегружая им основную часть работы и вынося его по возможности в приложение.
Количество глав, их содержание определяются студентом совместно с научным руководителем при обязательном соблюдении определенных требований.
Глава 1, как правило, посвящена теоретическим проблемам организации перевозок и управления на транспорте. В ней исследуются теория и история вопроса, нормативно-правовая база транспортной работы, отрабатывается понятийный аппарат, анализируется деятельность транспортной службы. Каждая глава раскрывает тот или иной аспект заявленной темы и должна завершаться обобщающими выводами.
Эта часть квалификационной работы выполняется по материалам, собранным на этапе информационного поиска.
В соответствии со сложившейся практикой в работе должна быть отражена законодательная, нормативно-правовая база проблемы как совокупность правовых документов, отражающая основные уровни субъектов их издания:
Регламентирующие распоряжения Президента, Правительства РФ, приказы Министерства транспорта;
· правовые документы субъектов федерации;
· правовые документы муниципальных органов;
· документы учреждений, организаций и предприятий.
В главах 2 и 3 описываются выполнение проектной части, методы и методики, анализируются полученные данные и формулируются рекомендации по совершенствованию транспортного процесса.
В заключении подводятся итоги, делаются выводы по всей работе, определяется: достигнута ли цель и задачи, соответствуют ли полученные данные теоретической части, показывается, как могут быть практически использованы положения данной работы, Важнейшее требование к заключению — его краткость и обстоятельность. Не следует повторять содержание введения, основной части работы и выводы, сделанные по главам. Выводы и рекомендации, содержащиеся в заключении, должны быть четкими и однозначными.
Заключительный этап выполнения работы — ее написание. Пожалуй, он самый сложный по двум причинам: во-первых, требуется собрать воедино все то, что было наработано в теоретическом и практическом плане, во-вторых, необходимо правильно оформить работу. Нередки случаи, когда интересные по содержанию работы были неверно или небрежно оформлены, что не могло не сказаться на ее качестве, а следовательно, и на оценке. Поэтому необходимо обращать внимание на сочетание теоретической верности работы, ее практической направленности с грамотным и точным оформлением. К оформлению выпускной квалификационной работы предъявляются определенные требования, которые отражены в методических рекомендациях к написанию и выполнению ВКР по специальности.
Самая важная часть — защита выпускной квалификационной работы, которая в силу своей важности требует тщательной подготовки.
К защите допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план; представившие в установленные сроки выпускную квалификационную работу, соответствующую требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению научной работы, а также отзыв научного руководителя и рецензию.
Рекомендуется подготовить письменный текст выступления по теме работы на защите. Выступление должно охватывать все разделы исследования и одновременно быть достаточно кратким, логичным, обоснованным и убедительным. Как правило, в выступлении отражаются содержание основных структурных элементов введения, важнейшие положения глав и заключения. Особое внимание следует уделить изложению проектной части работы и основанной на ней модели деятельности специалиста по организации перевозок.
Выступление на защите значительно выигрывает, если оно иллюстрируется наглядным материалом, к которому предъявляются определенные требования:
· он должен быть подобран так, чтобы быть достаточным в пределах необходимости в структуре выступления;
· он должен отражать логику выступления перед ГЭК и демонстрировать важнейшие излагаемые положения.
Четкая организация научно-исследовательской деятельности необходима для формирования навыков самостоятельной работы в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения в процессе подготовки и написания выпускной квалификационной работы.
Список используемой литературы
1. Морева Н.А. Технологии профессионального образования - М. : ACADEMIA. 2005
2. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов –М. : Педагогическое общество России, 2005
3. Ермаков А.Л., Галатенко Н.А. Основы самостоятельной работы студента – М. : 1996
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.