Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2020 » Март » 9

Некоторые аспекты подготовки к аттестации педагогических работников колледжа

Кочубей Наталья Павловна, методист
ГАПОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж», г. Нерюнгри, РС (Якутия)

Аннотация: статья содержит описание опыта работы по подготовке к процедуре аттестации молодых специалистов колледжа
Ключевые слова: новые профессиональные качества, предаттестационный период, системная и комплексная работа

В условиях глобальной информатизации и цифровизации общества система среднего-профессионального образования, как и любой ступени образования, должна помочь обеспечить уверенный переход на новый уровень подготовки специалистов, востребованных и конкурентоспособных на рынке труда, легко и уверенно владеющих мобильными и интернет технологиями, готовых на непрерывное обучение (повышение квалификации) и изменения в образовании в целом.

Изменения имеют место быть как в педагогических коллективах, так и в коллективах обучаемых:
- гетерогенность – различия между обучающимися по материальным возможностям, национальностям, культурам, гендерному составу, различия по уровню владения государственным языком преподавания обучающимся, уровню сформированности инновационного мышления у педагогического состава, различия относительно здоровья или инвалидности;
- возрастает коммерциализация – извлечение прибыли из всех сфер жизни человека;
- поиск необходимой информации через глобальную сеть и рост технического прогресса требует расширения границ познания человека;
- происходят глобальные изменения в мышлении подростков (обучающихся), требующие большей мобильности, креативности и исключительно адаптационной реакции на окружающую их действительность;
- возрастающий инфантилизм родителей проявляется, к сожалению, не только к образовательным учреждениям, но и к самим детям.

В свете этих новых явлений в социуме образовательное учреждение должно с одной стороны быстро адаптироваться к новым изменениям, с другой стороны – оставаться приверженным к воспитанию гуманистических начал, привитию общечеловеческих культурных ценностей, знаний, умений и навыков профессиональной деятельности.
Такие изменения требуют, в первую очередь, от педагогов изменения мышления в сторону большей мобильности и креативности, повышения их профессиональной компетентности. Возрастает потребность в педагоге, способном изменять и формы, и содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения в практике достижений науки и педагогического опыта. Одним из средств реализации данного направления является аттестация, которая имеет большое значение не только для повышения психолого-педагогической компетентности инженерно-педагогического состава колледжа, но и является мощным фактором повышения качества обучения в целом.

Однако практика показывает, что сама процедура аттестации несёт стрессовый характер для педагогов. Особенное внимание следует обращать на молодых специалистов, для которых первым аттестационным испытанием считаемся обязательная аттестация - «соответствие занимаемой должности».

Что же так сильно пугает и отталкивает педагогических работников? Проанализировав данную проблему в учреждении, было выявлено следующее:
- негативные эмоциональные состояния молодых специалистов (неуверенность в своих силах, банальный страх перед новым испытанием);
- неприятие педагогическими работниками любых инноваций и реформ;
- дефицит времени и загруженность заполнением нормативной документации; (неумение ориентироваться в поиске необходимой информации);
- нежелание любого вмешательства в свою профессиональную деятельность, оценки своего труда (неуверенность в своих силах, иногда, переоценка своих возможностей, большие амбиции);
- незнание нормативно-правовой базы (мало опыта).

Без создания оптимальных условий для саморазвития педагогов невозможна их активная адаптация к новой модели деятельности, повышение уровня их подготовленности к решению профессиональных задач в свете новой парадигмы образования.

Не осознав того, что главным фактором успеха, условием достижения нового качества образования, в первую очередь, является сам педагог, готовый к работе в условиях системного инновационного развития, решение возникших проблемных вопросов невозможно. Становится очевидным, что недостаточно таких тривиальных качеств, как быть методистом, психологом, воспитателем, прекрасно владеть предметом и языком общения. Необходимо адаптированное профессиональное мастерство - новые, актуальные, профессиональные качества (компетенции):
- функциональная мобильность, технологичность - умение выполнять функции преподавателя-модератора, преподавателя-сетевика, преподавателя-тьютора, преподавателя-игротехника, умеющего тонко чувствовать аудиторию и выбирающего верные пути решения образовательных задач;
- синергизм – (синергетика - переводится как «энергия совместного действия» (от греч. «син» - «со-», «совместно» и «эргос» — «действие») – совместное действие, направленное для достижения общей цели – умение и желание работать вместе одной командой, результат работы которой будет превосходить результат, который мог бы получить отдельный член команды, работающий самостоятельно;
- креативность – способность к творчеству и созданию новых, ситуаций, мыслей;
- умение не просто владеть информационно - коммуникационными технологиями, а вызывать интерес и создавать условия для возникновения потребности в этом у обучающихся;
- владение знаниями психофизиологических особенностей обучающихся гетерогенных групп и способами взаимодействия с ними;
- способность находить оптимальные способы взаимодействия с родителями гетерогенных групп;
- лингвистическая компетентность – говорить так, чтобы тебя слушали и слышали, уметь передать эмоции и способность удивлять;
- использование этнокультурного потенциала: мотивировать к познанию, наиболее полно применяя знания обучающихся – мигрантов.
Конструктивную работу с педагогическими работниками в этом направлении призвана обеспечить методическая служба, работа которой должна быть организована комплексно и системно, строго на диагностической основе.

Необходим предаттестационный период, который должен проходить в несколько этапов:
1 этап – диагностический: диагностика и самодиагностика профессиональной деятельности посредством анкет, собеседований и наблюдений. Этот этап является самым сложным и длительным, так как процесс самодиагностики и самооценки своей профессиональной деятельности идёт, как правило, методом «проб и ошибок». Цель данного этапа – поиск проблем.
2 этап – создание собственного маршрутного листа/дорожной карты совершенствования профессиональной компетентности.
3 этап – консультационный: консультации с методической службой колледжа, изучение рекомендуемой профессиональной и нормативно-правовой литературы.
4 этап – практический: работа по выработанному маршруту; цель – корректировка - действие – оценка.
5 этап – аналитический: анализ результатов, на основе которых проводится коррекция и, при необходимости, поиск новых решений.

Работа в этом направлении должна вестись циклично. Главным критерием оценки качества деятельности должен быть результат качества обученности учащихся и самоудовлетворение педагога. А самоудовлетворение способствует формированию мотивации к самоусовершенствованию – непрерывному обучению. Для успешной реализации данного плана методической службе необходимо:
- ставить ясные и привлекательные цели и задачи;
- разработать пакет нормативно-правовой документации, являющийся основой для каждого этапа;
- разработать серию диагностических карт (анкеты, опросники, тесты) для диагностики и самодиагностики;
- организовать работу проектных групп по обновлению учебно-методических комплексов по учебным предметам, дисциплинам и производственным модулям;
- проанализировав внутриколледжный положительный профессиональный опыт, организовывать семинары, конференции, конкурсы профессионального мастерства, творческие конкурсы, взаимопосещение занятий.
В колледже разработан и используется «Индивидуальный план работы» преподавателя (далее ИПР), в котором на протяжении пяти лет фиксируется выполнение плановой нагрузки, вся учебно-методическая, научная, организационно-методическая, воспитательная работа преподавателя. ИПР помогает планировать, систематизировать и анализировать свою деятельность, являясь своеобразной «дорожной картой» преподавателя и связующим звеном в подготовке к процедуре аттестации.

Грамотная построенная работа перед аттестацией позволяет получить информацию не только о результатах работы преподавателя, но и о процессе их достижения, о проблемах, возникающих в процессе работы, а это является чрезвычайно важным для определения стратегии дальнейшего профессионального развития педагога.
Таким образом, процесс подготовки к аттестации – это системная и комплексная работа, организованная методической службой колледжа и направленная на развитие профессионализма педагога. Грамотно созданные условия и организованная поддержка в начале педагогической деятельности будут способствовать формированию высокопрофессиональных кадров и, как следствие, повышению эффективности деятельности образовательного учреждения.

Профессиональный рост педагога становится мощным фактором мотивации эффективного педагогического труда, что непременно отразится на качестве образования в целом.

Список литературы:
1. Гладких, А.К. Синергетика как новый методологический подход в системе воспитания и образования// Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»// [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022320
2. Горщков, А.С. Порядок проведения аттестации педагогических работников: анализ и предложения по совершенствованию/А.С. Горшков// [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://cyberleninka.ru/
3. Манухина, Т.В. К вопросу о роли методической службы в повышении качества профессионального образования/Т.В. Манухина// [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://vltk64.ru/
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar