Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2020 » Март » 16

Инновационный опыт применения квест-технологии в музыкальном образовании

Борисова Вера Викторовна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж педагогического образования»,


Аннотация: в статье раскрывается процесс проектирования и структура образовательного веб-квеста по творчеству Э. Грига для студентов музыкального отделения педагогического колледжа.
Ключевые слова: квест-технология, веб-квест, музыкальное образование, Э. Григ, «Пер Гюнт».

Урок музыки – специфический урок искусства, к которому можно применить далеко не все современные технологии. Но есть некоторые темы весьма благоприятные для экспериментов, инноваций. Одна из них - «Творчество Эдварда Грига и музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». В свое время мною был разработан урок-игра «Путешествие в страну Грига». Но меняются условия, меняется аудитория, в нашу жизнь прочно входят гаджеты, Интернет и то, что было актуально 10 лет назад, выглядит архаично.

А что если модифицировать эту урок-игру, урок-путешествие в квест? Идея показалась поначалу абсурдной. Ведь квест у нас ассоциируется прежде всего с компьютерной игрой или с квест-комнатой из которой нужно выбраться, преодолевая препятствия. Квест – это поиск, приключение, сфера развлечений. Можем ли мы себе это позволить в образовательном процессе?!

Но оказывается уже давно существуют образовательные квесты, и их с успехом применяют преподаватели естественно-научных дисциплин, математики, истории, литературы. Квест обычно представляется как поиск чего-то на большой территории, например, в парке, в школе, в музее. Да, это реал-квест или «живой» квест, особенно востребованный в экологическом образовании. Но существуют виртуальные квесты или, как их еще называют, веб-квесты, от английского слова veb – паутина, сеть, т.е. поиски в интернет-сети.

Но чем же веб-квест отличается от урока-игры, урока-путешествия, т.е. правомочно ли заменять уже понятные нам технологии, на иностранные? что они могут привнести нового в образование? Оказывается, могут и немало.

Во-первых, они учат работать в сети Интернет. Без этого наша жизнь сейчас уже немыслима. Преподаватель не просто дает задание или ставит проблему, которую можно решить через Интернет, он дает ссылки на нужные ресурсы, чтобы обучающийся не бродил бесцельно по сайтам, а целенаправленно искал ответы на поставленные вопросы. Для преподавателя это, конечно, дополнительная нагрузка, но, возможно, она окупится воспроизводимостью урока в дальнейшем, т.е., разработав квест по какой-то теме, вы сможете повторить его и поделиться с вашими коллегами. Сам преподаватель совершенствуется в работе на компьютере. Например, мне пришлось научиться создавать сайт, для того, чтобы разместить на нем все необходимые материалы для квеста. Многие разработчики веб-квестов рекомендуют конструктор Google Sites, бесплатный и достаточно простой.

Во-вторых, технология веб-квеста позволяет реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность в обучении. В-третьих, способствует развитию самостоятельности, творческого и критического мышления студентов. Существует множество определений квеста. Мне показалось наиболее емким определение квест-технологии, данное в учебном пособии Игумновой Е.А., Радецкой И.В. [2,51]: «Образовательный квест – интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определенному сюжету. Вебквест можно рассматривать как один из видов квест-технологии».

Изучив методические материалы, прослушав несколько вебинаров на тему «технология образовательного квеста», я решила попробовать создать квест вместо урока-игры. Квест начинается обычно с легенды, в которой в занимательной форме, может быть в несколько преувеличенном виде, описывается проблема, т.е. что будем искать, зачем это нужно, какова наша миссия? Проблемой квеста не может быть изучение нового материала, это должна быть интрига, загадка, испытание. Что или кого мы будем искать в нашем квесте? Что если это будет Пер Гюнт? Он покинул родину и с тех пор о нем ничего не известно, пройдем по следам Пера, найдем свидетелей, выслушаем Сольвейг, побываем в других странах. Определилась тема квеста «По следам Пер Гюнта».

Квест разрабатывался для студентов 1 курса отделения «Музыкальное искусство эстрады (по видам)» Иркутского регионального колледжа педагогического образования.

Цель и задачи были сформулированы в соответствии с ФГОС специальности 53.02.02:
Образовательная:
- на примере жизни и творчества Э. Грига сформировать представление об особенностях становления национальных композиторских школ под влиянием религиозных, философских идей, а также общественно-политических событий.
Развивающие:
- формировать навыки поиска, анализа и оценки информации, использования информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- формировать навыки устного изложения своих мыслей о музыке, жизни и творчестве композитора, применения основных музыкальных терминов и определений при анализе (разборе) музыкальных произведений.
Воспитательные:
- формировать познавательную активность, элементы творческого мышления, самостоятельность, инициативу;
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности перед товарищами по команде.

Актуальность создания квеста
Музыка Э. Грига настолько популярна, как в среде профессиональных музыкантов, так и любителей, что поглотила собой собственно драму Г. Ибсена. «Пер Гюнт» представляется некоей сказочкой с мифическими троллями, картинами норвежской природы. Но содержание этой пьесы достаточно глубоко, она о смысле и бессмысленности жизни, о любви и эгоизме, о трагической утрате талантов и способностей, о вечном блуждании в лабиринте неразрешимых вопросов. Студенты первого курса СПО уже достаточно взрослые, чтобы ставить перед ними подобные вопросы. Но в тоже время, нельзя слишком перегружать сознание философскими проблемами, ведь музыка Грига полна очарования, теплоты, как невероятно обаятелен и сам композитор. Недаром же сказал о нем П. И. Чайковский: «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но - для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик. Моя и его натуры находятся в близком внутреннем родстве. За встречу и личное знакомство с ним я горячо благодарен судьбе своей».
Хотелось бы донести до студентов и это восторженное отношение к его музыке, к его личности и к самой Норвегии, невероятно прекрасной страны с удивительными людьми. И в тоже время снять налет поверхностного отношения к «Пер Гюнту» Грига.

Веб-квест строится по определенной структуре, которая была предложена основателями данной технологии (Б. Додж, Т. Марч) и которой придерживаются отечественные разработчики квестов.

Введение. Легенда.
Обучающиеся получают «записку из бутылки», с пропущенными буквами, в которой некая женщина по имени Со..в..г обращается к своему возлюбленному по имени П.р а также к тем, кто возможно выловит бутылку с ее посланием, с просьбой сообщить ей хоть какую-то информацию о нем, т.к. прошло много лет, как он покинул ее и она не знает даже жив ли он. Требуется восстановить текст, назвать имя женщины и ее возлюбленного, определить страну, откуда пришло послание, кто из известных композиторов мог бы помочь нам в расследовании данного дела? Этот урок является уроком изучения нового материала, и студенты не были предупреждены на какую тему будет квест.

Квест-герои.
Распределение ролей несколько отличается от традиционного квеста. Как правило, команды (а у нас их 4) выступают в разных ролях. У нас же каждая команда выступит в роли «экскурсоводов», «музыковедов», «этнографов», но задание у каждой команды будет разное. Методом случайного выбора определяется маршрут каждой команды, с тем, чтобы не тратить время в дальнейшем на выбор заданий.

Экскурсоводы готовят и проводят небольшую виртуальную экскурсию по: 1) Норвегии 2) по г. Бергену (город Грига) 3) по окрестностям Тролльхаугена, где располагается дом-музей Грига 4) по музею Грига.
Музыковеды изучают биографию композитора по датам, цитатам, фотографиям. Каждой команде раздается «пакет документов» (7-9 артефактов), которые необходимо систематизировать и составить связный рассказ о том или ином периоде жизни композитора (документы подобраны по периодам). Это задание выполняется индивидуально участниками команды, а затем их исследования обобщаются в единое целое.

Этнографы составляют досье на Горного короля, как важного свидетеля в деле пропавшего Пер Гюнта и рисуют его портрет. Вторая команда исследует музыку Грига «В пещере горного короля», определяет, что происходило в пещере и чем все закончилось. Студенты должны проанализировать виды развития в музыке (темповое, динамическое, тембровое) и объяснить их с точки зрения происходящего в пещере.

Третья «этнографическая экспедиция» отправляется в деревню, где жил когда-то Пер и записывает рассказы Ингрид и Кари (соседка Озе, матери Пера), при этом они слушают пьесы «Жалоба Ингрид» и «Смерть Озе», чтобы верно передать в рассказе настроение музыки. А четвертая «экспедиция» отправляется в лес, где стоит одинокий домик Сольвейг и записывает историю Пера от ее имени. Звучит «Песня Сольвейг», создавая необходимое настроение.
Узнав от Сольвейг, что, по всей вероятности, Пер покинул родину и отправился в чужие страны, мы также следуем за ним. В последнем задании «Путешествия Пера» нам необычайно помогла одноименная сюита московского кроссовер-квартета «Черный квадрат». Студентам были предложены 3 пьесы из этой сюиты, которые перенесли нас в африканскую пустыню, Испанию и на вершину горы Фудзи. А 4-й команде досталась композиция Дюка Эллингтона в джазовом стиле. Студенты должны были определить место пребывания Пера по национальному колориту музыки. Также требовалось найти оригинальную пьесу Грига, на основе которой была создана данная композиция.

Заключение.
Мы следовали за Пером в его странствиях, но нашли ли мы его? Жизнь настолько разнообразна, дает столько вариантов развития событий. Попробуйте сами предположить, как события будут развиваться дальше? Чем закончится данная история или как бы вы хотели, чтобы она закончилась. Студентам предлагается выбрать один из 7 вариантов развязки сюжета, на сайте ответы будут представлены в виде диаграммы.

Ресурсы.
Квест проводился без предварительной подготовки с использованием мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков, о которых обучающиеся были предварительно предупреждены. Для квеста был создан специальный сайт «По следам Пер Гюнта», на нем размещены картинки, фото, аудио и видеофрагменты, ссылки на ресурсы Интернета в соответствии с заданиями. Но возможен вариант, когда студенты будут самостоятельно проходить этапы квеста дома, а затем на уроке представят результаты своих исследований.
Критерии оценивания обучающихся.

Задания оценивались условными «норвежскими кронами». Каждое задание имело свою «цену». В конце квеста заработанные кроны обменивались на сувениры (маленькие игрушечные тролли), также каждый получил значок с видом Норвегии и профилем композитора на память о путешествии.

Я, конечно, опускаю детали игры, т.к. каждый, кто захочет опробовать эту технологию, подойдет к разработке своего урока творчески. Это может быть, будет не Григ, а какой-то другой композитор, и легенда будет совсем другая. Главное поверить, что использование квест-технологии применимо в музыкальном образовании и что это открывает перед нами новые возможности вовлечения обучающихся в активный познавательный процесс, развивает навыки самообразования, устанавливает новые формы взаимодействия между преподавателем и обучающимся, является дополнительным средством мотивации к изучению дисциплины.

Список литературы:
1. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] / Я. С. Быховский // Информационные технологии в образовании-99. – Режим доступа: http://ito.edu. ru/1999/III/1/30015.html
2. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в образовании: учебное пособие. Чита: ЗабГУ, 2016.
3. Образовательный квест – современная интерактивная технология [Электронный ресурс] / С. А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2015. – № 1–2. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=2024
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar