Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2020 » Март » 16

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках физики

Рыкова Елена Станиславовна
Филиал ГБПОУ УМТ

Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что обучающийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность. Для достижения этой цели необходимо кардинально менять парадигму, с позиций которой рассматриваются отношения обучающегося и преподавателя в учебном процессе.

Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у обучающихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Для поддержания интереса обучающихся к изучаемому материалу и их познавательной активности на протяжении всего урока ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приемов, которые активизировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Безусловно, каждый обучающийся должен работать активно, увлеченно, и преподавателю необходимо использовать это как отправную точку для пробуждения глубокого познавательного интереса, развития творческих способностей обучающихся, воспитания любознательности. Чем шире круг знаний человека, тем более продуктивна его деятельность. Познавательная способность – это способность увидеть, точнее, найти проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверить ее и в результате создать новый оригинальный продукт (научное открытие, изобретение, решение задачи и т.д.). Способности развиваются только в деятельности, их упражняющей, следовательно, в процессе обучения необходимо создавать условия, требующие от обучающихся нестандартных действий. Успешное развитие способностей, качественное «учение» возможно на основе системы заданий, требующих проявления активности, самостоятельности. Эти задания должны быть разнообразными по характеру деятельности и степени трудности. Они должны быть посильны для основной массы обучающихся, чтобы воспитать в них уверенность в своих способностях, возможностях.

В связи с этим современный урок должен удовлетворять следующим требованиям:
• многоцелевой характер;
• реализация всех дидактических задач;
• научность;
• межпредметные связи;
• проблемность;
• развитие познавательных способностей;
• активизация умственной деятельности;
• дифференцированный и личностно-индивидуальный подходы;
• комплексное использование средств обучения;
• самостоятельная работа обучающихся;
• разнообразная и планомерная обратная связь.

Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению не нова: она была поставлена еще в 40-50-е гг. И.А.Каировым, М.А.Даниловым, Р.Г.Лембер. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов-физиков (В.Г.Разумовский, А.В.Усова, Л.С.Хижнякова и др.). Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении физике, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету – это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока.

Один урок сменяется другим, нужно сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с преподавателем.
Работа преподавателя по активизации познавательной деятельности обучающихся будет наиболее эффективной, а качество знаний обучающихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность и развивающие их познавательный интерес.

Цели и задачи активизации познавательной деятельности

Развитие познавательных творческих способностей обучающихся - цель деятельности преподавателя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Чтобы создать оптимальные условия для развития обучающихся, я стараюсь чаще использовать активные методы обучения. Применяя те или иные методы и приемы активизации, всегда учитываю имеющийся уровень развития познавательных способностей обучающихся.
Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции. Обучающийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснение преподавателя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задания и т.д. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т.д.

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Следовательно, активизировать познавательную деятельность обучающихся - это значит, прежде всего, активизировать их мышление.
Кроме того, развивать познавательные способности - это значит формировать мотивы учения. Обучающиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи.
Итак, используемые при обучении приемы и методы познавательной деятельности должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления обучающихся и одновременное формирование у них мотивов учения.

Формирование мотивов учения
Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственность перед коллективом и т.д. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается обучающимися раньше, чем другие мотивы, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим, и поэтому является действенным, реальным мотивом учения.

Можно выделить два основных источника, влияющих на становление интереса ребят к учению:
1) содержание учебного материала,
2) организация учебной деятельности.
К первому источнику относятся следующие стимулы:
• новизна материала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона);
• обновление усвоенных знаний (открытие в прежних знаниях не известных ранее сторон, связей, отношений и закономерностей, которые дополняют и развивают то, что уже известно);
• историзм преподавания (включение сведений из истории важнейших научных открытий, из биографий великих ученых);
• показ практического значения и необходимости знаний, т.е. связь между содержанием рассматриваемого материала и его ценностью для жизни, практики, народного хозяйства;
• ознакомление с современными научно-техническими достижениями в различных областях – космонавтике, военном деле, механизации, биомеханике, спорте и т.д.
Ко второму источнику организации учебной деятельности относят:
• включение в занятия различных форм самостоятельных работ обучающихся;
• проблемное обучение;
• постановку практических работ (исследовательских, творческих).

В формировании познавательного интереса можно выделить несколько этапов. Первоначально он появляется в виде любопытства – естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее.

Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес.
Более высокая стадия интереса является любознательность, когда обучающийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае обучающийся обычно активен на уроках, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т.д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным и интерес к предмету пропадает.

Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, при котором он понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.

Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности. При создании проблемных ситуаций стараюсь противопоставлять новые факты и наблюдения сложившейся системе знаний и делать это в острой, противоречивой форме. Вскрывающиеся противоречия порождают стремление раскрыть его. В этом случае активная поисковая деятельность поддерживается непосредственным, глубоким, внутренним интересом.
Очень большое влияние на формирование интересов обучающихся оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка задач урока, использование разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.д. – все это является мощным средством развития познавательного интереса.
Важным условием развития интереса к предмету являются отношения между обучающимися и преподавателем.
Правильный стиль отношений с обучающимися – основа успеха педагогической деятельности.

Итак, формирование познавательного интереса к предмету – сложный процесс, предполагающий использование различных приемов в системе средств развивающего обучения и правильного стиля отношений между обучающимися и преподавателем.

Хочу отметить: формирование и развитие интереса к предмету определяется, прежде всего, деятельностью преподавателя, который может по своему усмотрению, с учетом конкретных условий ввести в действие на уроке именно те стимулы, которые слабо отражены в содержании изучаемого параграфа учебника.

Приёмы и средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики


Физика формирует творческие способности, мировоззрение и убеждения. Познавательные интересы обучающихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Познавательная направленность носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес будет носить случайный, поверхностный характер.

В системе средств оптимизации процесса обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы обучающихся.

Творческое отношение к труду следует воспитывать, начиная с простейших опытов и решения задач.
Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов обучающихся. Как же пробудить интерес к предмету?

Немалый интерес к физике прививают уроки-семинары. Их я обычно связываю с вопросами научно-технического прогресса: «Тепловые двигатели», «Производство, передача и использование электроэнергии», «Ядерная энергетика» и др. За неделю до проведения урока-семинара обучающимся сообщаю его тему, дату, перечень литературы. Готовятся все, а выступают по желанию; обобщения делаю сама. Эти занятия вырабатывают самостоятельность мышления, развивают эрудицию. Практика работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательной активности обучающихся, которые связаны с их жизнью, имеют практическое применение.

Поэтому к теме «Тепловые двигатели» я разработала следующие задания:
• выяснить, каково применение тепловых двигателей в нашем районе;
• узнать о перспективах использования тепловых двигателей на предприятиях района;
• составить представление о планах выпуска тепловых двигателей и их использования в нашей стране.

Задания были выполнены с удовольствием, ребята проявили активность, и урок-семинар прошел живо, интересно.
Обучающиеся разобрались в принципах работы тепловых двигателей, хорошо запомнили, где и почему они используются.
На первом курсе прошел семинар, посвященный электрическим зарядам и электрическому полю. Готовились к нему две недели. Обучающимся была указана соответствующая литература и предложены опыты, демонстрирующие свойства зарядов и поля. На семинаре по каждому вопросу выступали два обучающихся: один сообщал теоретические сведения, второй демонстрировал эксперименты (к сожалению, отсутствие оборудования несколько обедняет процесс изучения физики), были подобраны видеофрагменты и занимательные опыты на подручных средствах. После своего выступления они обращались к одногруппникам, предлагая объяснить увиденные опыты. Моя роль сводилась к дополнению и обобщению материала, а также оценке выступлений не только докладчиков, но и всех принимавших участие в семинаре.
Чтобы активизировать познавательную деятельность обучающихся, я подбираю систему следующих в логической последовательности вопросов, позволяющих вести беседу целенаправленно и требующих напряжения умственных сил. Например, вопрос «С каким ускорением падают тела разной массы?» я формулирую иначе: «Почему все тела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым ускорением?»

Микробеседы. На некоторых уроках я выделяю время (5-7 мин.) для микробесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом. На микробеседах мы говорим об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки и техники. Зачастую они бывают импровизированными. Так, перед изучением вопроса «о строении вещества» хорошо побеседовать об основных, наиболее интересных этапах жизни и деятельности М.В.Ломоносова, о его вкладе в развитие науки. Изучение темы «Вес тела» обязывает меня быть готовой к беседе о невесомости на искусственных спутниках Земли, о космических кораблях и их создателях.

Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Приведу несколько примеров. При изучении темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова «Лебедь, рак и щука», русскую народную сказку «Репка», вспоминаем Мюнхгаузена, пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там» и др.. При изучении понятия о теле отсчета привожу отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный», разбор в классе содержания этих строк позволяет обучающимся не только глубже усвоить суть относительности механического движения, но и получить удовольствие. Можно попросить ребят прокомментировать с точки зрения физики такие слова: Бунина:«Вот мост железный над рекой с грохотом промчался под нами». Также решаем задачи (количественные и качественные), составленные на основе литературных произведений.

При изучении молекулярной физики хорошо работают загадки: вокруг носа вьется, а в руки не дается; сивые кабаны все поле облегли и пр. Сказка П.Ершова «Конек-горбунок» помогает обучающимся создать верное представление о явлении люминесценции, если прочитать стихи, описывающие жар-птицу. Названные выше произведения использую в разных формах: зачитываю с комментариями короткие отрывки, даю краткий пересказ отдельных мест или прошу сделать это ребят, домашнее задание: прочитать произведение самостоятельно и найти факты, относящиеся к изучаемому материалу.

Использование произведений искусства в процессе обучения физики есть один из примеров повышения познавательного интереса к науке.


Обучающимся важно пояснить необходимость для художника знаний фотометрии, многообразия цветов и их оттенков, правил восприятия света, смешения цветов. Изучая в разделе «Оптика» спектральный состав излучения, разбираем психологические особенности восприятия цвета человеком, например: бордовый и красный вызывают ощущения тепла, зеленый – прохлады и т.п.. и использование этого в технике; так, горячие цеха заводов, как правило, окрашивают в холодные тона (синие, голубые) и др. Материал курса физики открывает ряд возможностей показать, какое значение имеют успехи науки для дальнейшего развития и совершенствования изобразительного искусства. Использование при обучении физике произведений изобразительного искусства способствует получению глубоких знаний, приобщает учащихся к прекрасному, помогает воспитывать эстетический вкус. Уроки физики, на которых демонстрируются репродукции художественных произведений, должны убеждать подрастающее поколение в том, что наука и искусство взаимосвязаны, что глубокие эмоции необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он не занимался.
Будущему художнику будет интересна связь кубизма П. Пикассо с теорией относительности А. Эйнштейна, будущему врачу – электрическая схема работы сердца, писателю – физические ошибки в произведениях (ведь невидимка Г. Уэллса на самом деле должен был быть слеп!), мечтающего о карьере экономиста привлечет связь научно-технического прогресса с ростом уровня жизни населения, а литературоведа, вероятно, удивит параллель между теорией Раскольникова" Кто я: "тварь дрожащая" или право имею; вошь или человек?" с корпускулярно-волновым дуализмом света: “Что есть свет – поток частиц или волна?”

Активизировать познавательную деятельность, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Развитию творческих способностей обучающихся с учетом их индивидуальности, воспитание у них самостоятельности и инициативы способствуют лабораторные работы по физике. Это, наверное, одно из важнейших средств активизации познавательной деятельности на уроках, к сожалению, невозможно использовать данное средство в полной мере из-за отсутствия оборудования, приходится обходиться подручными средствами и средствами ИКТ, что намного снижает эффект. Несмотря на это, большое внимание я уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью: при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала.

Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем ребят умению самостоятельно пополнять знания. Домашние опыты проводятся с использованием каких-то подручных средств, что существенно, ведь в жизни обучающимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Например, я даю задание: «Исследуйте зависимость скорости испарения от температуры окружающей среды». Обучающийся должен ознакомиться с содержанием, составить план выполнения и собрать нужную установку, проделать опыты, ответить на вопросы и описать выполненную работу. При этом формируются и в то же время проверяются организационные и экспериментальные умения, его знания. Или такой домашний эксперимент: «Определите объем воздуха в вашей квартире. Вычислите его массу». Правильность определения объема отражает умение пользоваться измерительными инструментами; точность, четкость выполнения задания позволяют оценить понимание физического смысла плотности, массы и знание их единиц измерения. При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях и др. При выполнении опытов обучающиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода. Считаю целесообразным предварять изучение некоторых вопросов простыми экспериментальными заданиями.

Приведу несколько примеров таких экспериментальных заданий:
– Вставьте плотно воронку в бутылку и попробуйте быстро налить в нее воду. Что вы наблюдаете? Почему вода не вливается в «пустую» бутылку?
– Вырежьте из листа бумаги два одинаковых лепестка и приложите их друг к другу. Слипаются ли они? Повторите опыт, намочив соприкасающиеся стороны лепестков водой. Почему лепестки прилипают друг к другу? и т.п.

Применение видеоматериалов, которые являются эффективным средством обучения, позволяет сделать урок более интересным. Небольшую видеозапись использую в качестве эпиграфа урока, постановки проблемы. Материал для такой записи подбираю из телепередач, научно-популярных и художественных кинофильмов. Использование видеофильмов при объяснении или закреплении нового материала эффективно лишь при условии его активного восприятия. Для этого следует в процессе показа видеофильма давать при необходимости разъяснения и уточнения, повторяя фрагмент, задавая уточняющие вопросы, задания.

Формированию открытой познавательной позиции способствуют тексты:
• дающие ученикам возможность осознать существование нескольких подходов к одной и той же ситуации и работать в рамках разных подходов;
• предполагающие несколько вариантов решения одной и той же задачи;
• содержащие противоречивые данные;
• предполагающие появление ошибок и их обсуждение;
• дающие возможность видеть перспективу в изучении физики и обращаться к уже изученному материалу с новой точки зрения и т.д.

При подборе учебного материала учитываю различные интеллектуальные склонности обучающихся. Особое внимание уделяю актуализации интуитивного опыта ребят: поощряются высказывания сомнений, убеждений, “опережающих” идей, эмоциональные оценки учебного материала.

Применение творческих заданий дает возможность повысить интерес к предмету; проявиться творческим способностям обучающихся; развивать речь, умение отстаивать собственное мнение.

Виды таких заданий:
• составление кроссворда по теме и использование его для контроля знаний других обучающихся;
• сочинение сказки или стихотворения о каком-либо физическом явлении;
• рисунок;
• составление ребуса о каком-либо физическом явлении, физической величине;
• изготовление динамического пособия;
• реклама того или иного физического явления, физической величины, прибора и т.п.;
• составление опорных схем и конспектов.

В начале каждого последующего урока идет защита, обсуждение и оценка творческого задания, как автором работы, так и товарищами в классе. Результативность применения данного вида заданий очевидна. Любой из обучающихся может проявить себя, при этом формы работы он выбирает для себя он сам.
Еще одно хорошее средство активизации познавательной деятельности – это дидактические игры.

Цели их использования:
• индивидуализировать и коллективизировать познавательную деятельность на уроке;
• развивать наблюдательность, умение видеть необычное в знакомых вещах;
• активизировать активность учащихся.
Виды дидактических игр разнообразны:
1) Игры с жесткими правилами:
• физическое лото;
• работа с шифровками (чайнворды; плетенки; ребусы; головоломки);
• домино;
• компьютерная игра.
2) Ролевые игры:
• игры-драматизации;
• аукционы;
• маскарады;
• соревнования.
3) Коррекционные игры:
• игры-упражнения;
• логические игры;
• разноцветные маршруты;
• физические кубики;
• игры-путешествия.

Практика свидетельствует: уроки физики по игровой методике существенно повышают интерес к предмету, позволяют лучше запоминать формулировки, определения, формулы и, самое главное, – “раскрепощают” мышление, улучшают обратную связь с обучающимися.

Поистине неограниченные возможности для развития мышления обучающихся открываются при обучении решению физических задач. Для обучения решению физических задач применяю следующий метод. Сначала на примере достаточно простой задачи подробно, шаг за шагом описываются действия, которые необходимо совершить для ее решения. Каждое действие раскладывается на операции, выполняемые в определенной последовательности. Для действий и операций показываются возможные варианты выполнения. Затем обучающимся предлагается похожая задача, которую они решают самостоятельно, отвечая на вопросы, приведенные в тексте. Вопросы составляются в соответствии со схемой применения метода и требуют от обучающихся не только выполнения действия и операций, но и анализа, и обоснования необходимости их выполнения. Решая следующие тренировочные задачи, обучающийся учится выполнять действия в измененных и постепенно усложняющихся условиях. При этом он по-прежнему отвечает на ряд последовательно поставленных вопросов. Первые тренировочные задачи соответствуют обязательному уровню обучения, последующие задачи рассматриваются более сложные. Уровень сложности задач обучающийся может выбрать самостоятельно. С целью развития мышления полезно предлагать обучающимся задания по самостоятельному составлению задач. Такие задания могут быть весьма разнообразными. Например, составьте задачу, обратную той, что решена; составьте задачу на такую-то формулу и т.д.

Ну и в заключение несколько слов об использовании информационных технологий.
Целью применения ИКТ является совершенствование учебно-воспитательного процесса; формирование навыков работы с информационно-образовательными ресурсами.

В своей работе я использую ИКТ при объяснении нового материала, постановке эксперимента, организации самостоятельной работы, проведении лабораторных работ, контроле знаний учащихся и т.д. Практикуется проведение уроков-презентаций.

С использованием информационных технологий обучения повысился интерес у ребят к предмету, обеспечена объективность в оценке знаний, снижена трудоемкость процесса составления контрольных работ и экзаменационных материалов.

Работа преподавателя по активизации познавательной деятельности обучающихся будет наиболее эффективной, а качество знаний обучающихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность и развивающие их познавательный интерес. Изучение физики требует большой наблюдательности, опыта, знаний. Сейчас накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности обучающихся при обучении физике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждой конкретной группы свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.


Источники информации
1. Досмаханова Р. А. Формирование познавательной активности учащихся на уроках физики // Молодой ученый. — 2014. — №4.1. — С. 35-36. — URL https://moluch.ru/archive/63/9998/
2. Воробьев М.Н. Групповая деятельность учащихся на уроках физики // Физика в школе. - 2006 . - №7. – С. 21-28. 2.
3. Усова А.В., Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. – М.: Просвещение, 2009. - С. 39-44.
4. Иванова Л.А., Тихомирова С.А. Экспериментальное учебное пособие по физике для учащихся 10 класса 1 часть. - М., 1993.
5. Монастырский Л.М. Физика за два года. Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. - М., 1994.
6. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения.- М.: Просвещение, 1975.
7. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики — М.: Просвещение, 1985.
8. Занков Л.Е. Наглядности и активизация учащихся в обучении. - М.: Просвещение, 1990.
9.Нестандартные уроки. Физика7-10 классы.Сост. С.В.Боброва- Волгоград:издательство «Учитель»,2002 г.
10. Радченко Т.И. Немного фантастики и фантазии при изучении физики. – Физика-ПС, 2008, № 11.
11. http://www.fcior.edu.ru/
12. Открытый урок РФ( http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/)
13. Инфоурок (https://infourok.ru/)

Презентация к статье
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar