Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Март » 31

Современные технологии или старая методология преподования?

Середенко Анна Александровна
ОАПОУ "Дмитриевский агротехнологический колледж"

В настоящее время, современная образовательная система должна находить новые формы и методы обучения. Одним из новых направлений является использование информационных технологий.

Таким образом, целью данной работы стал:
поиск места и форм использования новых технологий на уроке
Задачи:
1. Актуальность применения информационных технологий на уроке.
2. Анализ имеющихся материалов.
3. Возможности практического использования информационных технологий на уроках истории.

КАК МЫ УЧИМСЯ
• "Слухачи" - учатся, слушая, отвечая на вопросы, подавая реплики, лучше всего запоминают то, что услышали.
• "Визуальщики" - воспринимают лучше написанную информацию, картинки, графики, фильмы, слайды.
• "Прикладники" 'кинестетики – учатся, применяя увиденное и услышанное на практике, используя органы чувств.

Таким образом, чтобы достигнуть наиболее полного уровня восприятия и запоминания информации нельзя ограничиваться стандартными формами деятельности на уроке. Необходимо его красочное визуальное оформление, что и возможно достигнуть при использовании мультемедийных информационных технологий. Кроме того, новые стандарты школьного образования, в том числе и по истории, включают в себя целый ряд умений, предполагающих приобретение школьниками определенных навыков работы с медиатекстами, т.е. сообщениями средств массовой коммуникации. В частности, можно назвать следующие: проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий являться применение на уроке компакт-дисков. Сегодня предоставляется возможность для широкого использования компакт-дисков по истории, наиболее интересными из которых, на мой взгляд, являются «История России с 862 по 1917 год», «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «От Кремля до рейхстага», «Флот во славу России». Достоинствами этих компакт-дисков является наличие большого количества анимированных исторических карт, использование видео фрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации. Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.

К сожалению, большинство этих вариантов предполагает использование большого количества компьютеров или проведение уроков в компьютерном классе. Поэтому из всех вариантов наиболее приемлемо является проведение урока, где видеоряд учебника используется в качестве наглядного пособия (наиболее интересны меняющиеся диаграммы, анимированные карты, кинохроника, фоно- и фото документы). Поэтому для показа на уроке необходимо отбирать в первую очередь наиболее ярко иллюстрированные лекции в наибольшей степени, эмоционально воздействующие на учащихся. Лекции, в которых использованы анимированные карты (например, описание военных действий первой и особенно второй мировых войн) позволяют представить изучаемые события в динамике, что достаточно сложно преподавателю воспроизвести на стенной карте. Также эффективно использование лекций, в которых даны диаграммы, схемы, формирующиеся постепенно по ходу изложения материала. Они демонстрируются как с голосом диктора, так и по ходу рассказа преподавателя. К сожалению, использование такой формы работы почти исключает возможность дифференцированного обучения, поскольку предполагается единый принудительный ритм работы для учащихся с различным уровнем подготовки и различными интересами.

Кроме готовых мультимедийных учебников, большие ресурсы для учителя предоставляет Интернет. В настоящее время, большинство школ получили доступ к Сети и возможность использовать подобные ресурсы.

В частности:
- оригиналы исторических источников;
- карты и иллюстрации;
- фото и видеоархивы;
Эти ресурсы позволяют подготовить материалы к уроку в наиболее оптимальном, с точки зрения учителя, объёме и последовательности.

Наиболее оптимальный вариант сочетания иллюстративных и текстовых материалов возможен при составлении учителем презентаций с использованием программы PowerPoint из пакета Microsoft Office. Она позволяет использовать материалы в динамике на любом моменте урока.

Кроме того, Интернет предоставляет возможность создавать не только собственные презентации, но и применять на уроках готовые презентации, созданные другими преподавателями.

Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.

На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов.

Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке, но это материал, который достался ученику даром и практически не требует от него работы и осмысления.

При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся.

Такая же проблема существует и с вопросом доступности компьютера на каждом уроке. В связи с этим, в настоящее время информационные технологии используются в групповых и индивидуальных занятиях.

Возможным вариантом решения данной проблемы представляется межпредметная интеграция через использование медиатехнологий, особенно при модульной системе обучения. Такой подход возможен и при проведении предметных недель. Он позволяет выдать огромный объём материала в доступной, интересной, но весьма компактной форме.

Заключение
Таким образом, исходя из вышеизложенного, необходимо отметить следующие моменты:
1. Применение информационных технологий на уроке в настоящее время является достаточно актуальным.
2. Имеющиеся материалы достаточно объёмны и информативны, предполагают комбинации новых форм и подходов.
3. Возможности практического использования информационных технологий на уроках ограничены исключительно желанием учителя и возможностями учебного заведения.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar