Меню Международное издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2020 » Март » 31

Электронный учебник в системе СПО

Ротару Татьяна Александровна
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский политехнический колледж»

Дистанционное обучение сегодня стало модным трендом, появилось множество различных вариантов удаленного обучения и коммуникации: электронные учебники, вебинары, он-лайн-трансляции, видеолекции и др.

Сегодня в свете событий, связанных с короновирусом, актуальность процесса внедрения электронных учебников (ЭУ), обоснованная модернизацией образовательного процесса и информатизацией современного общества, возросла. Современный преподаватель сегодня использует самые разные интернет-ресурсы в своей деятельности. А обучающиеся легко и с удовольствием принимают подобные нововведения. Кроме того, введение электронного учебника – это расширение образовательных возможностей образовательного процесса системы профессионального образования. Учебной литературы по дисциплинам профессионального цикла катастрофически не хватает. Электронные учебники могли бы восполнить этот пробел.

По определению, электронный учебник – это учебное средство нового типа, в котором объединены педагогические и компьютерные технологии. Электронный (цифровой) учебник – это интерактивный комплект учебных материалов и средств, доступ к которым можно получать через переносной компьютер, планшетный компьютер или иное современное устройство. Это электронное издание, содержащее изложение учебного предмета (дисциплины или её раздела) в соответствии с образовательной программой.

В современном стремительно меняющемся мире, задача выбора оптимального учебника для обучения дисциплинам профессионального цикла усложняется. Сложно выбрать лучшее из множества хорошего. Точкой отсчета при этом выборе являются требования, предъявляемые к нашим выпускникам работодателями.

Если мы будем говорить об ЭУ по физике, математике и другим общеобразовательным дисциплинам, то здесь есть некоторые наработки и весьма неплохие. Иначе обстоит дело с профессиональным образованием.
Но мы не привыкли ждать милости от природы, и пошли другим путем.

Перед группой студентов нашего колледжа, обучающихся по специальности 27.02.04 Автоматические системы управления, была поставлена задача по созданию электронных учебных пособий. Перед ними стояла задача создать интерактивный комплект учебных материалов и средств, доступ к которым можно получать через компьютер, планшет или иное устройство. Концепция состояла в том, чтобы сделать эти пособия не просто заменителями бумажных учебников, а инструментом обучения с расширенными возможностями:
- разместить описание самых современных технологий и достижений науки и производства;
- включить в пособие, помимо традиционного текста, аудио- и видеофайлы, копии документов и ссылки на внешние источники;
- электронное пособие должно иметь интуитивно понятный интерфейс и удобную навигацию;
- по окончании изучения раздела, темы или главы должны быть предусмотрены вопросы для самоконтроля или прохождение теста.

Очень важно: если преподаватель делает учебник «под себя», он имеет возможность индивидуальной организации и структурирования информации в нем. Такая система дает возможность объединения более важных информационных блоков в одну логическую цепочку. Это положительно влияет на восприятие учебного материала и помогает студентам лучше понять и усвоить материал.

С большим интересом ребята взялись за работу. Много материала было просмотрено и обсуждено. Какие-то видно- и аудиофайлы писали сами, какие-то качали из Интернета. Создатели, неожиданно для себя узнавали все больше нового, увлекались работой сами и стали привлекать к ней других. Именно они сегодня создают основу активно-деятельностной образовательной среды колледжа.

Кроме того, работа над созданием учебника, облегчает студентам задачу с усвоением материала.
Использование этих электронных пособий на уроках профессионального цикла, позволяет студентам осваивать учебный материал в индивидуальном ритме, не гонясь за остальными и не оставляя не понятым материал. Студенты, по каким-либо причинам пропустившие занятия, могут изучить пройденные темы самостоятельно. Преподаватель может комментировать работу студентов, давать и проверять задания.

По изученным темам студент может пройти тестирование и получить оценку или балл. Тестирование и ответы на контрольные вопросы дает возможность студентам самостоятельно оценить уровень своих знаний и более основательно подготовиться к зачету или экзамену.

Человек не должен останавливаться на достигнутом. Поэтому мы продолжаем модернизировать, изменять, корректировать уже готовые электронные пособия и учебники в процессе обучения. Дополняем их новыми материалами, видеозаписями, тестами и пр.

Как преподаватель дисциплин профессионального цикла, считаю рациональным создание ЭУ и пособий и использование их в процессе обучения. Это даёт более широкие возможности для обучения в рамках программ профессионального обучения и для развития и оптимизации образовательного процесса в целом.

Мы не останавливаемся на достигнутом, так как создание библиотеки электронных учебников по дисциплинам профессионального цикла - наша задача на ближайшее будущее.

Список литературы:
1. Учпортфолио: https://uchportfolio.ru/blogs/read/?id=2432 [дата обращения 25.03.2020]
2. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации»: http://web.snauka.ru/issues/2012/10/16884 [дата обращения 23.03.2020]
3. База разработок - Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su: https://pedsovet.su/publ/164-1-0-1014 [дата обращения 28.03.2020]
4. Федеральный портал Российское образование: http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/otkryt-svobodnyy-dostup-k-onlayn-platforme-siriusk/ [дата обращения 28.03.2020]
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar