Меню Международное издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2020 » Апрель » 2

Формирование философской культуры обучающихся инженерных специальностей


Перепелица Марина Борисовна, преподаватель
СП СПО «Омский техникум железнодорожного транспорта», г. Омск

Аннотация: статья посвящена формированию философской культуры обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования технического профиля.

Ключевые слова: четвёртая промышленная революция, кризис ценностей, гуманизация и гуманитаризация технического образования, философская культура, философское просвещение, миропостижение и миропонимание.

Современный мир стоит на пороге четвёртой промышленной революции, вызванной распространением цифровых телекоммуникаций, которые кардинально меняют восприятие людьми времени и пространства. Глобализация, распространение новых моделей организации труда (удалённые офисы, распределённые проектные команды, фриланс и т.д.) запускают механизм формирования специалистов с комплексом цифровых компетенций независимо
от получаемой профессии или специальности, иным типом мышления и высоким уровнем самостоятельности и ответственности. Именно они должны будут обеспечить опережающее развитие экономики России и, в том числе, Сибири, создать развитую среду «генерации знаний» [7].

Ещё в начале 2000-х годов многие учёные в области педагогики утверждали, что в России при подготовке специалиста технического профиля имеет место резкое разделение, а иногда противопоставление гуманитарной и технической сфер деятельности, мышления и образования, отсутствие межпредметных связей. Кроме того, специальная направленность образования привела к тому, что система знаний и умений обучающихся представляет собой слабо связанные сведения о природе, обществе, человеке, которые не позволяют успешно выстроить самообразование и саморазвитие. Соответственно, возникла необходимость корректировки учебных планов для будущих специалистов данного профиля в область гуманитаризации образования. Обучение и воспитание должны были затрагивать вопросы творческой деятельности не только в технической, но и в социальной, экологической и экономической сферах. Поэтому в начале двухтысячных годов была разработана Концепция гуманизации и гуманитаризации технического образования в РФ [11].

К пониманию гуманизации и гуманитаризации исследователи подходят с разных позиций. Глубокое и методологически осмысленное определение этих процессов дает Т. Н. Брысина: «Гуманитаризация понимается как способ преобразования высшего образования, позволяющий студенту научиться мыслить, то есть творить. Это означает выдвижение на первый план методологических проблем творчества, в то время как сегодня образование ориентировано на методики приобретения и сохранения готового результата познания. Следовательно, суть проблемы выражается в превращении застывших результатов в постоянно развивающийся процесс производства того, что еще не существует. Гуманизация – это процесс и деятельность выявления обучающимися своего личностного интеллектуально-нравственного потенциала, формирование разумно-ценностного отношения к этому потенциалу, потребности не только знать его, но и реализовывать. Она совмещает нравственность и разум, обеспечивая человеку статус, наиболее созвучный с его сущностью». Гуманитаризация технического образования понимается как процесс создания социально-культурной среды профессиональной подготовки и жизнедеятельности инженерных кадров на основе изменения общественных структур и социокультурных факторов, которые обеспечивают развитие человека как творческой личности, как субъекта и цели научно-технического и социального прогресса. Гуманитаризация транслирует человекознание, формирует мировоззрение, являет основу для гуманитарного измерения науки и техники [3]. А. Н. Атрашенко рассматривает гуманитаризацию образования как средство преодоления технократического типа мышления и окультуривания человека. Современный специалист,
по его мнению, должен знать не только историю страны, но и историю человечества и культуры, не только классическую философию, но и отличающиеся от нее направления философской мысли. Современный специалист должен размышлять над тем, что принесет людям результат его работы [2]. И. Т. Фролов под гуманитаризацией понимает культурно-мировоззренческий феномен, связанный с обращенностью науки и техники к человеку, в более разносторонней культурной оценке результатов труда человека [16]. В. Г. Горохов
и В. М. Розин рассматривают в контексте гуманитаризации инженерной деятельности изменение характера и ценностных ориентации инженерного мышления [4].

В этих условиях потребность в философском просвещении, в философствовании как способе мировосприятия и миропостижения велика как никогда прежде, независимо от того, осознается ли это обществом, индивидом или нет.
Социальный аспект потребности в философии определяется тем, что от духовности человека зависит преодоление современного кризиса ценностей, разработка и внедрение стратегий, направленных на сохранение человека как биологического вида, наконец, степень свободы и само наличие гражданского общества в условиях всепоглощающей массовизации. Как отмечал С.А. Левицкий, личностная потребность в философии обусловлена тем, что философия помогает обрести смысл жизни поверх всех целей в мире и стать подлинным человеком посредством понимания бытия [10].

Все вышесказанное подчеркивает необходимость овладения обучающимися содержательным минимумом стандарта по учебной дисциплине «Основы философии». Но это овладение – средство, и оно не должно быть механистически-формальным. В идеале оно должно способствовать личностному развитию студента, его формированию как специалиста, не только выполняющего на необходимом профессиональном уровне частные производственные задания, но и не отчужденного от универсального сущностного, проблемного понимания мира, от этических и эстетических ценностей.

Реалии начала нового столетия, перспективы общецивилизационного развития, задачи гуманизации образования, становления «опережающего» образования объективно выдвигают на первый план подготовки специалиста его личностное развитие. Если ещё недавно в процессе образования ставилась задача формирования личности, чей профессиональный, социально-психологический, мотивационный облик детерминировался внешними условиями, чьи интересы во многом нивелировались интересами общества, то сейчас совершенно необходимо в процессе образования способствовать формированию нонконформистской личности, способной на самореализацию и самоактуализацию вплоть до толерантного противопоставления себя социальной среде. В этом контексте роль дисциплины «Основы философии» переоценить трудно. Представляется принципиально важным, чтобы в процессе приобщения к философии как «аккумуляции духовного опыта человечества» обучающийся не только усваивал определенную сумму знаний, но и приобретал новый социально значимый опыт, «созидал себя», овладевал навыками философствования как способа и метода миропостижения и миропонимания.

Философская культура становится полноправной составляющей профессионализма будущего специалиста. Она способствует формированию личности, всегда открытой усвоению новых знаний, умеющей адаптироваться к новым информационным, технологическим и мировоззренческим парадигмам, обладающей потребностью
в самообразовании, осознающей образование как ценность [8-15, 17, 18].

Методологически достижению этого способствуют образовательные технологии проектного, информационно-развивающего, проблемного обучения. Ведущая доминанта организации и саморегуляции обучения при этом – развитие мотивационно-смысловой сферы личности; сверхзадача преподавания философии – формирование стремления к философскому самообразованию, понимание обучающимся ценности философии во «вcемирно-гражданском значении» [11].

Преподавание основ философии должно базироваться на понимании связи теоретических знаний и практических навыков, будущей профессиональной деятельности. Основными этапами формирования и одновременно концептуальными критериями философской культуры личности молодых людей могут стать следующие:
а) определенное овладение специальной философской терминологией, категориально-понятийным аппаратом;
б) чтение специальной философской литературы, оригинальных философских текстов;
в) навыки философского диалога, философского дискурса в целом;
г) личностная потребность в философствовании как способе миропостижения
и миропонимания;
д) независимое толерантное мышление как мировоззренческо-деятельностная ценность;
е) возможная реализация философской культуры в процессе профессиональной деятельности.

Таким образом, гуманитаризация и гуманизация технического образования, применение цифровых образовательных технологий, овладение основами философского знания позволит создать условия для формирования личности специалиста, для которого характерны мировосприятие, основанное на приоритетах ценности и неповторимости человеческой жизни.

Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (последняя редакция
2. Атрашенко, А. Н. Некоторые концептуальные положения управления образовательной системой // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2009. Вып. 2. –138 с.
3. Брысина, Т. Н. Теоретико-методологический анализ современной технической модели образования // Вестн. Ульяновского гос. тех. ун-та. – 2008. № 3.– 189 с.
4. Горохов, В. Г., Розин, В. М. Введение в философию техники: учеб. пособие / науч. ред. Ц. Г. Арзаканян. – М.: Инфра-М, 2008. – 224 с. гос. технол. ун-т [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://historich.ru
5. Гуманитаризация высшего образования: опыт, поиски, проблемы /
Л. И. Коханович, Р. Ф. Шахова, Ю. И. Суфтырев и др. – М., 2004. – 40 с.
6. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан.
7. Документы стратегического планирования Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/documents
8. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2006.
9. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://firo.ru/wp-content/uploads/2015/03/Concept_FGOS-SPO_4_01-04-15.pdf
10. Матухин, Д. Л. Концепция гуманизации и гуманитаризации инженерного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: kontseptsiya-gumanizatsii-i-gumanitarizatsii-inzhenernogo-obrazovaniya
11. Методика профессионального обучения: Учебное пособие для мастеров производственного обучения и наставников на производстве / Отв. ред.
В. И. Блинов. – М.: Изд-во «Юрайт», 2017.
12. О профессиональных стандартах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://firo.ru/wp-content/uploads/2015/03/Concept_FGOS-SPO_4_01-04-15.pdf
13. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 24 с.
14. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» https://firo.ranepa.ru/professionalnye-standarty-dlya-pedagogov-spo
15. Федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» НП «Образование». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: consultant.ru/document/cons_doc
16. Белкина, Г.Л., Корсаков, С.Н. И.Т. Фролов о роли гуманистических ценностей в научном познании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/bioeth/bioeth_4/5.pdf
17. Центр информационного и методического сопровождения профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.crpo-mpu.com/434438340
18. Центр развития профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fumo-spo.ru/
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar