Меню Международное издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2020 » Апрель » 15

Дистанционное обучение в ГБПОУ РС(Я) Якутский медицинский колледж

Степанова Анастасия Дмитриевна, 3аместитель директора по учебной работе
Ким Любовь Петровна, заведующая отделением
ГБПОУ РС(Я) Якутский медицинский колледж, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

Аннотация: В статье рассматривается применение дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. Рассматриваются условия осуществления данной образовательной технологии и специфика взаимодействия педагога и обучающихся.
Ключевые слова: Дистанционное обучение, среднее профессиональное образование, система образования.

Во исполнении Указа Главы РС(Я) от 17.03.2020г. № 1055 «О введении режима повышенной готовности на территории РС(Я) и мерах по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции» ГБПОУ РС(Я) «Якутский медицинский колледж» перешел на дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - одно из перспективных способов получения образования, с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии. Онлайн уроки в формате дистанционного образования – это современная форма организации учебного занятия.

Цели реализации электронного обучения (ЭО) с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в период особой эпидемиологической ситуации:
• соблюдение противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (удаленный доступ);
• повышение качества образования за счет интеграции электронных и классических форм обучения;
• повышения доступности образования независимо от места пребывания обучающегося.
Применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе направлено на решение следующих задач:
• Изоляция обучающихся при угрозе возникновения инфекции и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ.
• Создание и информационное наполнение электронных учебных курсов для реализации дополнительных образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ.
• Интенсификация использования студентами методического потенциала в образовательном учреждении.

Дистанционное обучение в колледже ведется с использованием системы управлением обучения Moodle. В системе преподавателями созданы учебные курсы согласно ФГОС, учебным планам дисциплин по специальностям и по графику учебного процесса.

Разработанные в системе Moodle курсы дают возможность преподавателям редактировать и обновлять методический материал. При подготовке и проведении занятий в системе Moodle преподаватели используют такие элементы курса, как: глоссарий, гиперссылка, задание, лекция, лабораторно-практические занятия, тест и др.

Продуктивность, эффективность образовательного процесса во многом обеспечиваются мотивирующей составляющей, особое место в которой занимает рефлексия. Обратная связь преподавателя и студентов происходит с помощью элемента системы Moodle (чат и форум) в виде текстовых сообщений. Помимо этого, преподаватели используют систему для онлайн-конференций Zoom и Jitsi, где в виртуальной комнате общаются в режиме реального времени и видят друг друга. Для доступа к онлайн уроку и участия в нём, обучающиеся используют ссылку-приглашение, расположенную в курсе. Преподаватель дублирует рабочий стол на своем компьютере, включает презентацию, объясняет цель, задачи занятия, мотивирует студентов к изучению новой темы. В личных кабинетах студенты получают учебный материал в виде электронных кейсов, интерактивных мультимедийных ресурсов и ссылок на виртуальную лабораторию для проведения лабораторно-практического занятия, так же в кейсе содержатся контрольно-измерительные материалы [5].

В соответствии с расписанием, студенты имеют возможность отработать практические навыки по чек-листам, клиническим сценариям, видеоматериалам в удаленном доступе, пройти проверочные и контрольные тесты. При этом используется личный медицинский инструментарий, расходный материал студента. Важным элементом для решения клинических задач является ролевая игра, при этом в роли пациентов выступают родственники, дети, сами студенты.
Колледжем разработаны виртуальные игры-симуляторы по выполнению манипуляций: оказание первой помощи при анафилактическом шоке, проведение сердечно-легочной реанимации, постановка внутримышечной инъекции, подкожной инъекции, ЭКГ и т.д.

На практических занятиях преподавателями колледжа подготовлен учебно-методический материал в виде видеофильмов по всем специальностям. Студенты отрабатывают манипуляции на фантомах, манекенах, тренажерах. Каждый студент имеет доступ к видео, не выходя из дома.

Разработаны клинические сценарии по преподаваемым дисциплинам, где студент обязан оказать медицинскую помощь, начиная с обустройства рабочего места в медицинской организации, заканчивая необходимым алгоритмом действий при конкретной ситуации, согласно профессиональным стандартам и клиническим рекомендациям.
Для формирования обратной связи, а также фиксирования и хранения высланного материала студенты подгружают выполненные работы в виртуальный класс, где задание оценивается преподавателем, и выставляются оценки. Оценка усвоения общих и профессиональных компетенций проводится в конце каждого занятия и модуля, подается отчет в отдел практики.

Из за ремонтных работ на линии связи и отдаленности местонахождения студентов преподаватели имеют резервные планы проведения учебных дисциплин посредством электронных кейсов, высылаемых на электронную почту, мессенджеры, социальные сети. В случае обнаружения проблем, связанных с загрузкой цифровых образовательных порталов или загрузкой интернет-каналов, сразу же, не теряя времени, участники дистанционного обучения переходят на резервный план проведения урока в форме «кейс-электронный». Важным аспектом для преподавателя, работающего в дистанционном формате, является предельно четкое обозначение правил совместной работы, проектирование общей схемы изучения материала и организация деятельности учащихся на основе имеющихся ресурсов.
Промежуточная аттестация также проводится дистанционно. Студенты проходят тесты по пройденному модулю. На успеваемость влияет посещаемость занятий, оценки по темам.

Вся деятельность колледжа проводится через автоматизированную информационную систему 1С:КолледжПроф, предназначенную для автоматизации учебной деятельности: движение контингента, успеваемость, посещаемость, педагогическая нагрузка, проживание в общежитии, практика, профессиональные обучение, мероприятия, педагогические советы и др.

Ежедневно введется мониторинг по выдаче учебной нагрузки преподавателями, посещаемости студентов, качеству обучения. Преподавателями введется оценивание, контроль знаний студентов в системе СДО, оценка также выставляется в электронный и бумажный журнал. Отделом информатизации проводятся обучающие курсы и консультации по работе в системе MOODLE, 1С:КолледжПроф. Реализация дистанционного курса сопровождается и заканчивается контролем успеваемости слушателей с помощью различных средств ИКТ: электронной почты, телеконференций как асинхронных (форумов, вики-вики, списков рассылки, твиттер), так и синхронных (чаты, видеоконференции), взаимоконтроля внутри учебной группы, самоконтроля [3, с. 17].

Дистанционно работает библиотека колледжа. Студенты и преподаватели имеют доступ к образовательной платформе «Юрайт», ЭБС «Лань», медиатеке преподавателей ЯМК.

Студенты и преподаватели активно участвуют во внеаудиторной деятельности: дистанционный конкурс «Студент года-2020», научно-практические конференции, всероссийский конкурс «Лучшие практики», конкурс «Во имя мира на земле», посвященный 75-летию Победы, кружковая деятельность и др.

Колледж готов провести дистанционно сдачу экзаменов, зачетов, ИГА. Дополнены локальные акты, нормативные документы, согласно требованиям ФГОС, указам главы РС(Я), приказам МОиН РС(Я), МЗ РС(Я).
Таким образом, современный уровень развития информационных технологий позволяет сделать образование открытым для большого количества возможных его участников. Особенно значимой открытость образовательного пространства становится для детей, не имеющих возможности получить его в очной форме в силу различных причин: ограничения в перемещении, связанного со здоровьем, угрозы распространения инфекционного заболевания, удаленности проживания от учреждений образования и др. [2, с. 5].

Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29 декабря 2012 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143/ © КонсультантПлюс, 1992-2014 (дата обращения: 10.09.2014);
2. Авдеева С.М., Босова Л.Л., Никуличева Н.В., Хапаева С.С. Индивидуализация образовательной деятельности обучаемых на основе применения электронного обучения с использованием электронных образовательных технологий: практическое пособие / - М.: Федеральный институт развития образования. 2017г.-124с.
3. Никуличева Н.В. Методика проведения экспертизы дистанционного курса // Интерактивное образование, 2019. — № 3. – С.16-20.
4. Бардыго Н.С. Рефлексия в дистанционном обучении, URL:http://nalog-i.ru/nalog-i/index.php?option=com_content&view=article&id=841:2013-12-11-12-48-06&catid=9:2013-04-17-11-33-32&Itemid=144.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar