- 27.04.2020
- 10094 Просмотра
- Обсудить
Ликино-Дулевский политехнический колледж – филиал ГГТУ, г. Ликино-Дулево Московской области
Аннотация: В сложившихся сложных санитарно-эпидемиологических условиях возникла необходимость реализации современных методов обучения с опорой на самостоятельность обучающегося и использованию современного формата дистанционного образования. В статье актуализируются вопросы использования современной образовательной среды Moodle для эффективной организации учебных занятий в режиме реального времени.
Ключевые слова: дистанционное образование; дистанционное обучение, дистанционный формат, образовательный контент, система Moodle. самостоятельная работа студента, электронно-образовательные ресурсы, управление курсом, ресурсы, активные элементы системы, задание, форум, чат.
Сложившаяся сложная эпидемиологическая обстановка продиктовала необходимость реализации современных методов обучения с опорой на самостоятельность обучающегося и использованию современного формата дистанционного образования.
Дистанционный формат предусматривает структурированную совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний, которые содержат взаимосвязанный образовательный контент, и предназначен для совместного применения в целях эффективного изучения обучающимися учебных дисциплин, курсов, разных видов практик.
Обучающая среда Moodle стала на сегодняшний день одной из наиболее популярных систем поддержки учебного процесса дистанционного образования. Среда дистанционного обучения Moodle, обеспечивает её широкую востребованность, является бесплатной, открытой, мобильной, широко распространенной и т. д.
Moodle – система создания и управления курсами – свободно распространяемое программное обеспечение, разработанное на основе педагогических принципов, позволяет эффективно организовать дистанционный образовательный процесс.
Использование данной платформы в дистанционном образовании позволяет:
- реализовать требования ФГОС СПО;
- обеспечить учебный процесс учебными, учебно-методическими, справочными и другими материалами, повышающими качество подготовки специалистов, и их систематизировать;
- повысить эффективность управления самостоятельной работой студентов;
-организовать обратную связь в работе с обучающимися.
Система дистанционного обучения Moodle содержит широкий выбор инструментов по созданию, улучшению и сопровождению курсов и их эффективности. В этой системе каждый преподаватель имеет возможность подобрать для своей дисциплины необходимые для него инструменты для организации учебного процесса. Дистанционные курсы, разработанные с использованием средств системы дистанционного обучения Moodle, могут включать в себя:
- ресурсы - теоретические материалы, которые используются для изучения дистанционного курса размещаемые в разделах курса. Ресурсы могут быть представлены в виде файлов разного формата (word-документы, презентации и др.) либо в виде ссылок на внешние сайты;
- активные элементы - организация деятельности, выходящей за рамки обучения с использованием ресурсов дистанционного курса. Система дистанционного обучения Moodle под активными элементами в основном понимает организацию общения между слушателями дистанционного обучения (форум, чат, обмен сообщениями и т.п.). Также речь может идти об организации проверки знаний (тесты, задания и т.п.).
Система дистанционного обучения Moodle предоставляет пользователям большую возможность обмена сообщениями. Для организации общения пользователь системы дистанционного обучения Moodle формирует собственный список собеседников. Для поиска пользователей системы дистанционного обучения Moodle предусмотрен соответствующий механизм. Найденного человека соответственно можно добавить в список собеседников. Возможен также поиск по текстовым сообщениям.
В Ликино-Дулевском политехническом колледже – филиале ГГТУ в системе Moodle создаваемые курсы реализуются с обучающимися по специальности Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Использование системы Moodle показывает, что она предоставляет достаточно большие возможности для изучения учебных дисциплин, курсов и различных видов практик по специальности, например таких как, МДК 01.01 Технология перевозочного процесса (по видам транспорта); Учебная практика УП 01 по ПМ 01; Менеджмент (по отраслям) и др. Преподаватель, проявляя собственное творчество, разрабатывает фрагменты курса различными способами, разделяет объем материала на дидактические единицы. Используются теоретические материалы по разделам и темам преподаваемых курсов в виде лекционного, презентационного материала. Используя возможности информационно-коммуникационных технологий, преподаватель не просто передает готовые и наработанные знания, а совместно с обучающимися выстраивает процесс познания (интеллектуального, эмоционального, нравственного).
Система позволяет использовать самые разнообразные формы самостоятельной работы студентов: непосредственный диалог, обсуждение проблем, вопросов в интерактивном режиме, подготовка творческих работ (эссе, проектов), и др. Через размещение преподавателем гиперссылок на информационные источники и ресурсы обучающиеся имеют открытый доступ в Интернет. Это позволяет обучающемуся ознакомиться с формами и методами организации перевозочного процесса и используемым при этом подвижным составом. Самостоятельное получение знаний и новой информации из первоисточника, создает мотивацию на выработку личностного отношения по изучаемой проблеме. У обучающихся формируется способность на основе анализа разнообразных фактов, информации формулировать собственную позицию и делать обоснованный выбор. Результатом такой работы может стать выполнение различных контрольно-творческих заданий по поиску и размещению новых ссылок и источников (документов, статей, пособий), подготовке сообщений и презентаций по конкретной теме и др.
К наиболее значимым особенностям Moodle относятся возможности системы:
- организовывать коммуникацию между преподавателем и обучающимися в режиме реального времени, а также между самими обучающимися:
- оперативно информировать участников курса о текущих или предстоящих событиях организации учебного процесса;
- обмениваться файлами любых форматов;
- оценивать результаты обучения, в том числе в автоматическом режиме;
- проводить оценку знаний обучающихся в различных формах, например, тестирования, проведения экзамена по дисциплине, учебному курсу или экзамену;
- проведения различных индивидуальных и групповых консультаций по выполняемым видам работ;
- осуществлять индивидуальную работу в процессе рецензирования работ, в том числе выполнения индивидуальных заданий по практике, курсовых проектов, выпускных квалификационных работ;
- контролировать посещаемость, активность студентов, время их учебной работы в сети.
Использование и сочетание различных элементов курса (задание, форум, wiki, урок, тест и др.) обеспечивает соответствие целей и задач учебной дисциплины с формами обучения. Рассмотрим некоторые из них.
Выполнение задания – элемент курса, который позволяет преподавателю оценить качество усвоения обучающимися содержания по различным темам дисциплины, а для обучающихся проявить свою индивидуальность и творчество. Здесь могут использоваться различные формы практических заданий (реферативно-аналитических, расчетных, проектных), выполнение которых направлено на освоение общих и профессиональных компетенций по специальности.
Использование ресурса «Форум» позволяет организовать обсуждение той или иной проблемы или вопроса в режиме, удобном для обучающихся. В данном случае дается возможность оценки работы не только преподавателем, но и студентами. Форум обеспечивает активное взаимодействие в системе «преподаватель – обучающийся», «обучающийся – обучающийся», что способствует развитию таких важных свойств личности, как уважение к чужому мнению, толерантность, этичность и способствует овладению компетенциями по специальности.
Разработка элемента курса «Тесты» обеспечивает проведение текущего (по конкретным темам, разделам) и рубежного контроля. Результат прохождения теста каждый студент видит сразу, что позволяет обучающимся самостоятельно определять свои личностные достижения и уровень освоения материала.
Одним из достоинств системы Moodle является активное ее использование в тех ситуациях, когда, обучающимся необходимо самостоятельное освоение материала в случае пропуска занятия, а также устранение пробелов путем повторения, предоставляется возможность лучше сориентироваться в общем объеме и содержании изучаемого материала, что обеспечивает своевременное его закрепление.
К основным возможностям системы Moodle относятся:
- широкие возможности по накоплению, размещению, систематизации и актуализации учебно- методического обеспечения образовательного курса;
- использование инструментария для дистанционного консультирования обучаемых посредством форумов и чатов;
- возможность регулярного мониторинга работы слушателей с помощью просмотра статистики посещений и работы со средой дистанционного обучения.
Использование системы дистанционного обучения Moodle в практической деятельности преподавателя и обучающегося имеет множество преимуществ, обеспечивающих высокое качество учебной информации, широкие возможности, комплексное воздействие; постоянную обратную связь и сокращение рутинных действий; отработку практических умений и навыков в процессе освоения общих и профессиональных компетенций по специальности.
Библиографический список
1. Андреев А.А., Кинелев В.Г., Краснова Г.А. и др. Преподавание в сети Интернет: Учеб. пособие / Отв. ред. В.И.Солдаткин. – М.: Высшая школа, 2004. – 516с.
2. Бичева И.Б., Китов А.Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности. Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http://naukovedenie.ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь – декабрь.
3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. М.: Изд-во МПСИ, – 2008. – 352 с.
4. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006.
5. Мазур, З. Ф. Использование информационных и коммуникационных технологий в инновационно-маркетинговой деятельности учителя-новатора / З. Ф. Мазур, О. В. Панченок // Информатика и образование. – 2009. – № 8. – С. 119-121.
6. Скибицкий Э.Г. Дистанционное обучение: теория, практика и перспективы развития: Монография / Э.Г. Скибицкий, В.В. Егоров. − Алматы: Гылым, 2004. − 221 с.
7. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.