Меню Международное издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2020 » Апрель » 30

Применение кейс-технологий в современной образовательной деятельности

Романова Оксана Алексеевна, Соломыкина Светлана Владимировна
преподаватели специальных дисциплин
ГОБПОУ «Липецкий торгово-технологический техникум», Липецкая область, город Липецк

Аннотация: в статье раскрываются сущностные характеристики применения методики кейсового анализа на учебных занятиях в СПО.
Ключевые слова: кейс-технология, кейс-метод, современное учебное занятие, анализ ситуаций, ситуационные задачи.

Метод case study (разбор конкретных ситуаций) является одним из вариантов применения в практике образования современных педагогических технологий, нацеленных на решение задач ФГОС.
Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей – навыки групповой работы.

Кейс-метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать студентов и учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы. Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение педагогами актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.

Практическая значимость разработки для системы СПО с указанием целевой аудитории: практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения СПО. Для выявления уровня общих и профессиональных компетенций на занятии используется ситуационная задача. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ. Ситуационные задачи близки к проблемным и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационной задачи педагог и обучающиеся преследуют разные цели: для обучающихся – найти решение, соответствующее данной ситуации; для педагога – освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.

Модель ситуационной задачи включает:
1. Название задания;
2. Личностно-значимый познавательный вопрос;
3. Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т.д.);
4. Задания на работу с данной информацией.

Решение ситуационных задач может способствовать развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления действительности, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни. Во всех случаях решение ситуационных задач направлено на достижение межпредметных результатов. Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций, отражающих происходящие в обществе изменения. Эти ситуации могут быть новыми не только для обучающегося, но и для педагога, что изменяет характер отношений между ними. В обычной учебной практике педагог «знает», а обучающиеся «не знают». При решении ситуационной задачи педагог и обучающийся выступают как равноправные партнеры, которые вместе учатся решать проблемы. Таким образом, возможности ситуационных задач состоят в способствовании изменению отношений педагог – обучающийся в направлении их равноправного взаимодействия, когда педагог выступает не как источник верного ответа, а как помогающий взрослый.

В силу своей межпредметности, интегративности ситуационные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда обучающиеся, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний. Ситуационные задачи могут выступать в качестве ресурса развития мотивации учащихся к познавательной деятельности. Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход» обучающегося за рамки учебного процесса, в пространство социальной практики, что позволяет ситуационной задаче стать инструментом организации социальной практики учащихся.

Пример кейсового задания.
Малое предприятие «ТрикотажРус», изготавливает трикотажные изделия для всех возрастных групп. Данное предприятие планирует перестроить свою организационную структуру, схему движения денежных потоков, финансового планирования и контроля, а также разработать стратегию своего развития для перехода в сегмент средних предприятий.
Сильные стороны предприятия – новое производственное оборудование, энергичный и мотивированный персонал, реализующий главную предпринимательскую идею компании, невысокие производственные издержки, прибыльность производства.
Слабые стороны – слишком большой ассортимент выпускаемой продукции, отсутствие маркетинговой службы, неполная загруженность производства.
Задание: Пользуясь теоретическим материалом и сетью Интернет, опишите основные разделы бизнес-плана развития малого предприятия «ТрикотажРус».

Пример кейсового задания.
Компания SUBWAY существует на рынке 48 лет и является одной из самых крупных сетей фастфуда в мире: более 21 тыс. торговых точек расположены в 75 странах мира. В США и Канаде SUBWAY имеет больше торговых точек, чем, к примеру, McDonalds. Название продукции SUBWAY появлялось в многочисленных фильмах. Фред Де Люка в 1965 г. Навсегда изменил сферу услуг быстрого питания: он открыл закусочную в небольшом киоске, получив на эти цели 1000 долл. от старинного друга семьи. К 1974 г. сеть SUBWAY состояла из 16 торговых точек и работала по договору франчайзинга с применением четких стандартов и с учетом современных требований в сфере организации производства, найма персонала и прозрачности бизнеса.
Задание. Проследите жизненный цикл компании SUBWAY, рассмотрите его основные этапы и определите, что послужило на каждом из них основой успешной деятельности предприятия. Проведите анализ ситуации на рынке малого бизнеса по успешным предприятиям общественного питания. Дайте рекомендации по развитию малого бизнеса на предприятиях общественного питания. Разработайте модель успешного бизнеса в данной отрасли.

Таким образом, использование ситуационных задач в образовательном процессе позволяет: развить мотивацию обучающихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе; вырабатывать партнерские отношения между обучающимися и педагогами.

Важным этапом занятия является рефлексия. Обучающиеся анализируют свои достижения, определяют их уровень, выявляют недостатки, проектируют корректирующие действия, что направлено на развитие способности выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.

Дифференцированное домашнее задание позволяет студентам сделать выбор по своим возможностям.
Кейс-метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать студентов и учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы.

Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение педагогами актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.

Особенно удачным данный метод является в обучении взрослых, дистанционном обучении, обучении экономике и менеджменту, а также в разработке материалов для самостоятельного изучения тем школьниками с последующей проработкой вопросов на семинаре или отчетном занятии, в развитии собственного креативного мышления.
Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. «Я особенно ценю в методе работы с «кейсами» независимость мышления, – говорит Питер Экман. – В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам».

Метод Case-Study способствует развитию различных практических навыков. Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения. Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Метод развивает следующие навыки:
1. «Аналитические навыки: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их, мыслить ясно и логично.
2. Практические навыки: пониженный специально по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует более легкому формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов, позволяет преодолевать барьер трудности теории.
3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
4. Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и ИКТ-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
5. Социальные навыки: умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: РИОР, 2019. 864 с.
2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» // Информационно-правовая система «Гарант»
3. Правила торговли // Информационно-правовая система «Гарант»
4. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. – М.: Инфра-М, 2018. 456 с.
5. Райсберг Б.А. Основы бизнеса. – М.: ИНФРА-М, 2018. 237 с.
6. Использование кейс-метода в решении задач ФГОС [Электронный ресурс] https://www.sites.google.com/site/innovobraz/6-ispolzovanie-kejs-metoda-v-resenii-zadac-fgos (дата обращение 12.04.2020.)
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar