- 25.11.2020
- 10481 Просмотр
- Обсудить
ГБПОУ СПО «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»
г.Челябинск, Челябинская область
Аннотация: в статье рассматривается способ формирования профессиональных компетенций с помощью ситуационных задач. Характеризуются отличительные черты ситуационных задач, применяемых в рамках подготовки студентов обучающихся профессии «Повар, кондитер». Отмечается их роль в формировании общих и профессиональных компетенций.
Ключевые слова: ситуационные задачи, профессиональные компетенции, среднее профессиональное образование.
На сегодняшний день общественное питание – это крупная, динамично развивающаяся отрасль сферы услуг, имеющая конкретную целевую и практическую направленность. В связи с этим основные цели и задачи профессионального образования направлены на подготовку квалифицированного специалиста, конкурентного на рынке труда, способного эффективно работать и постоянно профессионально развиваться, а так же обладающего такими качествами, как коммуникабельность, социальная и профессиональная мобильность.
В настоящее время работодатели при подборе кадров отдают предпочтение специалистам, имеющим профильное образование и опыт работы, то есть требуются практические знания и умения в выбранной области. Неконкурентоспособность, не высокая профессиональная компетентность выпускников объясняются отсутствием практики, отсутствие навыка самостоятельно принятия решений в области будущей профессиональной деятельности. По этому, главной задачей среднего профессионального образования является подготовка специалистов с использованием практико-ориентированного обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования основан на приобретении профессиональных компетенций и ставит перед педагогами задачи активизации образовательного процесса и необходимости его практико-ориентированного характера. Одним из методов практико-ориентированного обучения является решение ситуационных задач.
Источником содержания ситуационных задач является профессиональная деятельность будущих специалистов, то есть ситуации, возникающие в процессе производства продукции общественного питания. Еще одним источником выступает содержание профессионального образования. Оно определяет цели и задачи обучения.
При решении ситуационных задач студенты колледжа учатся выявлять проблему; отбирать и сортировать информацию, необходимую для решения; выбирать оптимальное решение поставленной проблемы; искать альтернативные пути решения и оценивать их.
Ситуационные задачи могут быть включены в программу курса в виде элементов лекционного и практического занятия, в виде заданий для текущего и итогового контроля. Ситуационные задачи используются в комплекте оценочных средств, для проведения экзамена по междисциплинарным курсам по специальностям «Повар, кондитер» и «Поварское и кондитерское дело».
Ситуационные задачи, применяемые в учебном процессе, зависят от специфики изучаемого курса, профессионального опыта учащихся, количества учебного времени.
Согласно ФГОС СПО 43.01.09 Повар, кондитер выпускники, при изучении курса профессиональных дисциплин, должны овладеть профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности:
- приготовление и подготовка к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий разнообразного ассортимента;
- приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента;
- приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента;
- приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента;
- приготовление, оформление и подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента [5].
Кроме этого, будущий специалист должен овладеть общими компетенциями такими, как эффективная работа в коллективе, планирование и реализация собственного профессионального роста, выбор способа и метода решения профессиональных задач [5].
Учащиеся средних профессиональных образовательных организаций, возраст которых составляет от 15 до 19 лет, характеризуются неосознанной или слабо осознанной профессиональной мотивацией, боязнью новых ситуаций, восприимчивостью к происходящим событиям.
Таким образом, педагогические технологии, применяемые в рамках подготовки специалистов общественного питания, должны способствовать формированию профессиональных и общих компетенций, формировать реалистичные представления о выбранной профессии, развивать профессиональный интерес, использовать возрастные особенности учащихся.
Применяя ситуационные задачи, преподаватели спецдисциплин ставят следующую цель: приобретение знаний, умений и навыков на основе деятельности учащихся, приближенных к непосредственной профессиональной деятельности.
Решение ситуационных задач связано с поиском выхода из ситуации, сложившейся на производстве, анализом действий участников представленной ситуации. Описание ситуации включает изложение условий деятельности и ожидаемого результата, решение задачи заключается в определении способа деятельности [2].
При решении ситуационных задач студенты проявляют аналитические способности. В ходе решения задачи они систематизируют проблемы, проводят сравнительный анализ действий, осуществляют необходимые расчеты, на основе чего принимают решение. Кроме того, при использовании ситуационных задач большое внимание уделяется индивидуальному подходу к решению поставленной проблемы [1].
Наиболее целесообразно разрабатывать комплексные задачи, проверяющие качество усвоения учебного материала. Как правило, ситуационная задача состоит из двух элементов: профессиональной ситуации (реальной или придуманной) и соответствующего ей учебного задания. Можно привести следующие примеры ситуационных задач по профессии «Повар, кондитер», применяемые при реализации междисциплинарных курсов:
- Вы работаете поваром. По плану-меню Вы приготовили рассыпчатую рисовую кашу, однако, при проведении бракеража заведующий производством сделал замечание, что приготовленная каша недостаточно рассыпчатая, а вязкая. Задание: объясните, какую ошибку допустил повар, и как ее можно было избежать. Предложите блюда, которые можно приготовить из вязкой рисовой каши.
- На предприятии по выработке хлебобулочных изделий технико-технологические карты составлены с учетом базисной влажности муки 14,5%. По данным лабораторного анализа поступившая новая партия муки имеет влажность 12,5%. Известно, что для приготовления 100 штук булочки ванильной необходимо взять 6755 грамм муки влажностью 14,5%. Произведите перерасчет количества муки и жидкости с учетом того, что используется мука влажностью 12,5%.
Решение подобных задач требует применения профессиональных компетенций таких, как знание технологического процесса приготовления блюд, знание ассортимента блюд из различных видов сырья, умение осуществлять взаимозаменяемость сырья в соответствие с нормами закладки [3].
Ситуационные задачи способствуют не только углублению профессиональных компетенций, но и в благоприятных учебных условиях сформировать у студентов уверенность в себе, стрессоустойчивость, умение контактировать с коллегами. Так же достоинством ситуационных задач является простота их применения. Они не требуют специального оборудования и могут применяться в рамках лекционных задач в виде коротких упражнений [4].
Таким образом, ситуационные задачи являются результативным средством обучения специалистов среднего звена и способствуют развитию профессиональных компетенций путем повышения профессиональной мотивации, формированию навыков действий в нестандартных ситуациях. А так же формированию общих компетенций путем развития практических навыков работы с нормативной документацией, формирования аргументированного принятия решений, выработки психологических качеств, способствующих успешному сотрудничеству в коллективе.
Список литературы
1) Нивинская О.А. Ситуационное обучение в формировании профессиональных компетенций специалистов индустрии гостеприимства // Вестник ТГПУ. 2013. Вып. 11 (139). С.128-130.
2) Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. М.: Академия, 2011. 192 с.
3) Скамницкий А. А. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании / Под общ.ред. докт. пед. наук, профессора А. А. Скамницкого. – М., 2017
4) Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. – М., 2017.
5) Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1569)
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.