Меню Международное издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2020 » Апрель » 28

Привлечение работодателей к участию в образовательном процессе и оценке его качества

Быкина Галина Николаевна, преподаватель
Ликино-Дулёвский политехнический колледж - филиал ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Ликино-Дулёво, Московская область

Привлечение работодателей к участию в образовательном процессе и оценке его качества в рамках УГС 23.00.00. Техника и технологии наземного транспорта

Аннотация: дуальная система обучения для среднего специального образования (СПО) – система обучения, основанная на взаимодействии двух организаций: предприятие (организация, учреждение) и образовательная организация, которые действуют в целях подготовки студентов по основным профессиональным образовательным программам СПО (ППССЗ, ППКРС).В статье актуализируется необходимость и рассматривается возможность реализации элементов дуального обучения в рамках образовательного процесса Ликино-Дулевского политехнического колледжа – филиала ГГТУ.
Ключевые слова: компетентностная модель выпускника, дуальное обучение, элементы дуального обучения, образовательный процесс колледжа, профессиональные компетенции, элементы трудовых функций, работодатель.


Основной проблемой учебных заведений системы среднего профессионального образования на сегодняшний день является трудоустройство выпускников по своей специальности. Решением данной проблемы может стать внедрение дуальной системы обучения. Целью дуального обучения является совершенствование модели подготовки рабочих кадров и специалистов с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах для повышения инвестиционной привлекательности Московской области.

В советский период нашей истории принцип сотрудничества образовательных организаций с общественными и трудовыми коллективами, шефство предприятий над образовательными учреждениями, развитие системы наставничества на производстве, поддержка молодых специалистов определялись законодательно.
По словам директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрия Пескова, сегодня должна произойти «рыночная перезагрузка советского опыта». Известно, что в Советском Союзе были распространены масштабные практики наставничества, модели «завод – высшее техническое учебное заведение», практики фабрично-заводских училищ и школ. Исчезла плановая экономика, благодаря которой были возможны такие практики подготовки кадров, но не исчезла необходимость в кадрах, удовлетворяющих потребности отдельных предприятий и российской экономики в целом.

Одним из элементов дуальной системы является привлечение работодателей к участию в образовательном процессе, разработке профессиональных образовательных программ и оценке качества подготовки обучающихся к профессиональной деятельности [1].

В Ликино-Дулевском политехническом колледже - филиале ГГТУ реализуется специальность СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), укрупненной группы специальностей 23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА,котораяв настоящее время востребована на рынке труда. Данная образовательная программа актуализирована с учетом требований профессионального стандарта 40.049 СПЕЦИАЛИСТ ПО ЛОГИСТИКЕ НА ТРАНСПОРТЕ, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. № 616н.

На основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) в ЛДПК – филиале ГГТУ действует Компетентностная модель выпускника. Модель выпускника является ориентиром организации учебного процесса в колледже и его содержательного наполнения. Поскольку современная жизнь требует от выпускника не только профессиональных знаний и умений, но и возможности эффективно взаимодействовать с окружающими, гибко реагировать на изменения профессиональной и социальной среды, непрерывно развивать себя как личность и профессионал, то модель выпускника строится на комплексном, междисциплинарном подходе, что обеспечивает целостность и системность подготовки молодого специалиста.

Разработка образовательной программы (ОП) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) предусматривает порядок ее реализации с внедрением элементов дуальной системы.

Образовательная программа СПО по подготовке специалистов реализуется для организаций и предприятий Московской области:(ООО «Ликинский автобусный завод»; ООО «Машиностроительный завод «ТОНАР»; Автоколонна № 1793 филиала ГУП МО «МОСТРАНСАВТО»; ООО «Гранд»; ООО «Ликинская транспортная компания»; ООО «Юнитех»; ООО «Акватон Рус» и др.).

ЛДПК – филиал ГГТУ тесно сотрудничает с градообразующими предприятиями ООО «Ликинский автобус» и ООО «Ликинский автобусный завод», а также с крупными предприятиями Орехово-Зуевского муниципального района.Студенты и выпускники специальности наряду со специалистами предприятий способны внести вклад в развитие региона в целом.

В соответствии с запросами работодателей формируются предложения по включению в образовательную программу дополнительных профессиональных компетенций, осваиваемых обучающимися в ходе прохождения практики.
В 2018 году Агентством профессионально-общественной аккредитации и независимой оценке квалификаций (Профаккредагентство) была проведена экспертиза о соответствии Образовательной Программы 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) требованиям рынка труда и профессионального стандарта 40.049 СПЕЦИАЛИСТ ПО ЛОГИСТИКЕ НА ТРАНСПОРТЕ о чем получено соответствующее свидетельство.

Среди основных конкурентных преимуществ Колледжа можно отметить следующие:
- многолетние традиции и эффективный опыт в подготовке кадров;
- подготовка специалистов среднего звена осуществляется в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
- создание условий, направленных на удовлетворение потребностей личности в получении качественного образования, с возможностью построения индивидуальной образовательной траектории и осуществления непрерывного образования в Университете;
- развитая материально-техническая база филиала Университета, обеспечивающая проведение всех видов учебных занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной, производственной практики;
- расширение социального партнерства с российскими и зарубежными образовательными организациями на условиях договоров о сотрудничестве;
- высокая квалификация и профессионализм педагогического коллектива, его нацеленность на совершенствование содержания и технологий профессиональной подготовки студентов(84% педагогов имеют высшую квалификационную категорию,12% педагогов имеют первую квалификационную категорию);
- налаженная система социальной защиты студентов: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными внешними потребителями услуг ЛДПК – филиала ГГТУ являются работодатели (предприятия, организации, и др.), которые принимают на работу молодых дипломированных специалистов, закончивших курс обучения.Проблема большей части выпускников, по мнению современного работодателя, – отдаленность знаний, получаемых в образовательной организации, от практики, проявляющаяся в неумении обращаться с современным высокотехнологичным оборудованием, в психологической неподготовленности к реальной работе, к руководству подчиненными, к нормам поведения в производственной среде. Выходом из такой ситуации является увеличение сроков и углубление содержания учебных и производственных практик, привлечение опытных специалистов-практиков к ведению занятий, адаптации преподаваемых дисциплин к реальной жизниработодателей.

Колледж и предприятия-партнёры совместно реализуют процесс обучения будущих специалистов. Для подготовки высококвалифицированных специалистов организована базовая кафедра в ООО «Ликинская транспортная компания». Разработан учебный план и календарный учебный график, синхронизированный с деятельностью предприятия и возможностями организации практики студентов на собственной площадке или с привлечением своих сотрудников.
Система среднего профессионального образования не может сегодня развиваться как замкнутая система. Образовательная организация (колледж) и работодатели являются звеньями одной цепи. Работодатели формулируют требования как к количеству (целевой заказ), так и к качеству подготовки профессиональных кадров, а колледж удовлетворяет эти требования [2].

Среди наиболее распространенных направлений совместной деятельности колледжа и работодателей выделяются:
- экспертиза основной образовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО и профессионального стандарта.
-включение в образовательный процесс дисциплин по рекомендациям работодателя для формированияинтегративных свойств и качеств личности, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности;
-организация учебной и производственной практикобучающихся на реальных рабочих местах производственного предприятия;
- разработка и рецензирование учебно-программной документации;
-участие работодателей в государственной итоговой аттестации выпускников и промежуточной аттестацииобучающихся по профессиональным модулям образовательной программы;
-стажировка преподавателей на реальных рабочих местах;
-участие работодателей в научно-практических конференциях, учебных проектах, олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства;
- трудоустройство выпускников и т.д.

Наиболее тесныйхарактер взаимодействия колледжа и работодателей приобретает в процессе прохождения обучающимися различных практик, которые являются составными частями основной образовательной программы, и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке обучающихся в условиях реальной профессиональной деятельности. Именно прохождение производственной практики обеспечивает приобретение обучающимися первого профессионального опыта работы и, тем самым, выступает в качестве «ведущего фактора, обеспечивающего эффективное формирование высокого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов» [4].

В целях реализации программы дуального обучения в системе среднего профессионального образования качество современного образования как результат оказания образовательной услуги определяется тем, насколько молодые специалисты овладели профессиональными компетенциями и элементами трудовых функций; способны выявлять связи между знаниями и реальными ситуациями; применять усвоенные знания адекватно решаемым профессиональным проблемам [5].

Решение этих задач предполагает появление новых форм социального партнерства, новых правовых норм и новых типов договоров, которые бы содействовали подготовке специалистов в целях удовлетворения кадровых потребностей предприятий. В качестве основной модели взаимодействия производителей и потребителей образовательных услуг выступает целевая подготовка профессиональных кадров [3].

В целях повышения эффективности взаимодействия с предприятиями-работодателями целесообразно разрабатывать взаимовыгодные программы сотрудничества и заключать соответствующие договоры. К числу значимых задач, стоящих перед образовательным учреждением и работодателями, по формированию востребованных рынком труда профессиональных компетенций относятся:
-согласование оптимальной совокупности педагогических и производственных условий эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся в процессе практик с учетом их индивидуальных творческих способностей, профессиональных интересов и перспектив;
-получение обратной связи от работодателей об уровнях сформированности профессиональных компетенций с целью последующей корректировки и совершенствования образовательной программы по реализуемой специальности;
-поиск новых форм учебных и производственных практик, обеспечивающих приобретение обучающимися значимого опыта практической деятельности и способствующих их гарантированному трудоустройству по специальности;
-стимулирование творческой активности и исследовательской деятельности обучающихся, создания для них ситуаций профессиональных проб и самотестирования для успешного овладения студентами технологиями самопродвижения и построения собственной карьеры и др [6].

Подводя итог, можно констатировать, что эффективность взаимодействия колледжа и работодателей в интересах повышения качества подготовки профессиональных кадров значительно возрастет, если удается осуществить перевод своих стратегических партнеров-работодателей из позиции сторонних наблюдателей и пассивных потребителей образовательных услуг в позицию заинтересованных участников образовательных и инновационных процессов, всемерно содействующих овладению обучающими комплексом профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда.

Список литературы
1. Концепция обеспечения качества образования в РосНОУ [Электронный ресурс]: http://www.rosnou.ru/pub/00_Nataly/Important/ Ka4estvo/Norm_baza /Kontseptsiya_obespech__ kach_.doc.
2. Болотов В.А., Круглов В.И., Шаулин В.Н., Трифонова О.Д., Соловьев Б.Б. «Развитие системы оценки качества образования». [Электронный ресурс]: http://s_1.chu.edu54.ru/doc/Sbornik_materialov_po_itogam_ sovehhanija_
3. Проблемы участия работодателей в процедуре оценки качества образования Космынин А.В., Смирнов А.В.
4. Круглов, В.И. Управление качеством как процесс: типовая модель системы качества образовательных учреждений / В.И. Круглов, В.М. Кутузов, Д.В. Пузанков, С.А. Степанов // Аккредитация в образовании 2006, № 7 с. 21
5. Оганесян, Е. В. Культурологическая модель педагогической практики студентов (опыт постороения). / Е. В. Оганесян. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 176 с.
6. Марухина О., Берестнева О. Системный подход к оценке качества образования // Стандарты и качество. 2002. N 4. С. 35.

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar