Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Январь » 31

Формирование предпринимательских компетенций студентов в рамках среднего профессионального образования

Быкина Галина Николаевна, преподаватель
Ликино-Дулёвский политехнический колледж - филиал ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет г. Ликино-Дулёво, Московская область

Аннотация: эффективными инструментами вовлечения молодых людей в предпринимательство должна стать практическая направленность обучения, в результате чего студенты получают реальные знания, которые сразу можно применять в работе, открывают новые возможности для трудоустройства, ценятся крупными и международными компаниями как при приеме на работу, так и при продвижении по карьерной лестнице.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские компетенции, профессиональные модули, образовательная поддержка, работодатель, трудоустройство.

Устоявшееся мнение, что предприниматель, занятый в среднем и малом бизнесе, может рассчитывать только на себя и собственные возможности, уже не соответствует нынешним реалиям. Государство оказывает мощную поддержку субъектам предпринимательства, которая может стать отличным подспорьем для старта и развития проекта. Программы разноплановые, есть прямое субсидирование малого бизнеса, бесплатное обучение, помощь во взятии кредитов, участие в ярмарках на льготных условиях и многое другое.

В настоящее время в нашей стране реализуется информационная платформа «Россия – страна возможностей» - это открытая площадка для обмена опытом между предпринимателями, управленцами, молодыми профессионалами, добровольцами и социальными активистами, созданная в 2018 году по инициативе Президента России Владимира Путина. Платформа объединяет 18 кадровых, социальных и образовательных проектов со всей России, основная идея которых – формирование единой площадки для коммуникации, обмена лучшими практиками и поддержки проектов, создающих возможности для самореализации граждан нашей страны, в том числе проекта «Билет в будущее», проведение всероссийских молодёжных конкурсов «Лидеры России» и «Мой первый бизнес». Эти проекты нацелены на формирование сообщества профессионально ориентированных учащихся, интересующихся востребованными на рынке труда специальностями и современными технологиями, увеличение численности молодых специалистов, поступающих на работу на предприятия реального сектора экономики, создание кадрового резерва из молодых и перспективных управленцев для экономики и государственной службы, повышение интереса школьников и студентов к реализации собственных проектов.

Среди приоритетных задач Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации стоит создание новых рабочих мест, а так же предоставление адресной методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки малым предприятиям [1, с. 41].

В положении проекта Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года среди эффективных способов достижения целей данной стратегии указаны:
• Разработка и внедрение стандартов оказания образовательной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП).
• Реализация образовательных программ по основам предпринимательства, налогам, бухучету и проектной деятельности через сеть организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП.
• Развитие института наставничества при участии предпринимательского сообщества, вузов, организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП.
• Поддержка молодежного предпринимательства и др. [3, с. 24].

Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства и является основой для разработки и актуализации государственных программ, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Количество и мотивированность молодежи, пополняющей сферу предпринимательства, в качестве ее агентов, являются важнейшей составляющей здорового состояния и развития бизнеса.

В результате наличия мотивации к занятию собственным бизнесом среди представителей различных социальных групп и слоев становится возможным инновационное развитие общества, необходимость которого подчеркивается высшим руководством в нашей стране [3, с. 12].

С этой целью и в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) преподавателями колледжа используются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения, применяются разнообразные методы, приемы и формы работы.

В соответствии с пунктом 7.15. ФГОС СПО и для освоения методов и технологий профессионально-педагогической деятельности, повышения уровня теоретических и практических знаний в соответствии с квалификацией преподаватели колледжа проходят профессиональную переподготовку в образовательных организациях дополнительного профессионального образования («Международная академия экспертизы и оценки»), стажировки на действующих предприятиях (ООО «Ликинский автобусный завод»).

Основной задачей переподготовки и стажировки преподавателей является формирование целостного представления о профессиональной деятельности специалиста, понимаемой не в узких рамках преподаваемого предмета, а во всей полноте профессии и его готовности к выполнению образовательно-воспитательных функций.
Практическая направленность обучения студентов определяется программой подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальностям. Изучение дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, а также общепрофессиональных дисциплин направлено на формирование общих и некоторых профессиональных компетенций. Преподаватели постоянно ориентируют студентов на выполнение основных видов профессиональной деятельности, связанных с предпринимательством и малым бизнесом. Содержание дисциплин общепрофессионального цикла направлено на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей. Освоение общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей ориентировано на выработку умений, требуемых для приобретения практического опыта, формирования профессиональных компетенций, проявлению интереса, в том числе, к предпринимательской деятельности.

В связи с этим, при проведении теоретических занятий используются такие формы организации занятий, как проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод, аудиторная самостоятельная работа. При проведении практических занятий активно используются кейс-методы, деловые игры, практические работы, направленные на формирование профессиональных компетенций. Внеаудиторная самостоятельная работа студента позволяет студентам определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. В рамках привлечения внимания студентов к предпринимательству в учебные планы введена дисциплина "Основы предпринимательской деятельности", где студенты знакомятся с основами создания своего дела, вопросами государственной регистрации организации и осуществлением экономической и хозяйственной деятельности создаваемого предприятия.

С целью понимания сущности и осознания социальной значимости своей будущей профессии, проявления устойчивого интереса к предпринимательству организуются и проводятся:
• мастер-классы с участием менеджеров компаний региона, председателем и членами Совета предпринимателей городского округа;
• научно-практические конференции различной направленности «Истоки предпринимательства моей малой Родины», «ВТО: плюсы и минусы», «Династии предпринимателей», «Путь к успеху»;
• конкурсы и олимпиады, связанные с коммерческой деятельностью и предпринимательством (Интернет-издание Профобразование, Всероссийская олимпиада по экономике от проекта mega-talant.com; Областная олимпиада по специальности «Коммерция» и др.);
• встречи с выпускниками, способствующие обеспечению профессиональной преемственности и формированию устойчивого и уважительного отношения к профессии.

Для усиления практической направленности студентов проводятся производственные экскурсии. Студенты знакомятся с хозяйственной деятельностью предприятий города и района: ПК «Дулевский Фарфор»; ООО «Ликинский автобусный завод»; ЗАО «Славянский пух»; ТЦ «Орион»; «Центр занятости» и др.

Особая роль отводится различным видам практик (п. 7.14. ФГОС СПО). Практика - обязательный раздел ППССЗ. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Материально-техническая база колледжа создает благоприятные условия для целенаправленного практического обучения студентов. Именно на учебной практике возможно полноценное моделирование будущей профессиональной деятельности студента и ситуаций, соответствующих этой деятельности. Одной из форм проведения занятий по учебной практике является организация и проведение деловой игры «Моделирование экономики и менеджмента». Создавая свои организации, студенты овладевают практическими навыками осуществления предпринимательской деятельности, отрабатывают процесс принятия решения с учетом конъюнктуры рынка. Производственная практика состоит из двух этапов: практики производственной и преддипломной практики. Производственная практика проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуется концентрированно. после Базой практики выступают предприятия и организации города и района, поскольку квалификации будущих выпускников позволяют им приобретать практический опыт в разных сферах человеческой деятельности.

Практическая направленность обучения отслеживается и при проведении экзаменов квалификационных. Преподавателями разработаны комплекты контрольно-оценочных средств по модулям, куда входят аттестационные листы, заполняемые во время прохождения практик, образцы тестовых и контрольных заданий для проведения междисциплинарного экзамена с ответами и образцы вариантов заданий на экзамен квалификационный. Задания составлены таким образом, что охватывают все общие и профессиональные компетенции, прописанные в стандарте к данному профессиональному модулю.

Большая роль в практическом обучении студентов отводится работодателям. Современный работодатель вырабатывает общие требования к компетентности специалистов, что облегчает процесс профессиональной адаптации выпускников. Организации и предприятия получают специалиста, соответствующего их потребностям. Студенты получают приглашение для трудоустройства в организации, где они проходили производственную практику.

Многие выпускники колледжа становятся высококвалифицированными специалистами, руководителями и коммерческими директорами промышленных и торговых предприятий крупного, среднего и малого бизнеса.
Практическая направленность обучения позволит выпускать из колледжа специалистов, более подготовленных к работе на предприятиях города и востребованных на рынке труда области.

Литература
1. Основные положения проекта Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. № 305-р (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.09.2018 г. N 1878-р).
3. Речь Дмитрия Медведева на экономическом форуме в Красноярске. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pbussr.ru.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2014 N 32499), 38.02.04 Коммерция (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2014 N 32855.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar