Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Февраль » 20

Опыт внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс заочной формы обучения

Кучина Татьяна Николаевна, преподаватель
ГБПОУ СО «Самарский торгово-экономический колледж», Самарская область, г. Самара

Аннотация: в статье рассматривается опыт организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий, приводятся примеры построения учебного материала
Ключевые слова: дистанционные технологии, методическое обеспечение учебного процесса, профессиональные модули.

Цель настоящей статьи – анализ опыта внедрения дистанционных технологий обучения в ГБПОУ СО «Самарский торгово-экономический колледж» по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» при заочной форме обучения.

При внесении изменений в части расширения использования различных образовательных технологий на основании части 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) следует учесть особенности применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" и приказами Минпросвещения России от 17 марта 2020 года N 103 "Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"; от 17 марта 2020 года N 104 "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации".

При внесении изменений в программы также должны быть учтены требования постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"; от 30 июня 2020 года N 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Введение дистанционных технологий в обучение вызвало необходимость пересмотра программного и методического обеспечения учебного процесса и разработки и внедрения большого арсенала технологий для осуществления такого обучения, а главное, перестройки педагогического видения построения преподавания изучаемых дисциплин.
В системе дистанционного обучения преподаватель выполняет новые роли и функции. Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных. Понятие «обучающиеся» в системе дистанционного обучения меняется, часто их называют слушателями, в основу их образовательного процесса при дистанционном обучении составляет самостоятельная работа в удобном месте, темпе и времени. В то же время слушателям предоставляется возможность общаться с преподавателем и между собой как очно, так и посредством средств электронной почты, видеоконференцсвязи, телефона и др.

Общающиеся, при использовании дистанционных технологий, оказываются в совершенно новых условиях не только потому, что могут находиться на большом расстоянии, быть занятыми производственными делами и т.п., но и потому, что им предоставлена «свобода» в обучении.

Высокие требования предъявляются к личностным качествам обучающихся: настойчивости, целеустремлённости, честности и др. Они должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, навыками работы с электронно-техническими средствами (компьютеры, компьютерные сети, мультимедиасистемы и т.д.). Следовательно, обучение с использованием дистанционных технологий требует определённой готовности к обучению: начального набора знаний, умений, навыков и материально-технического обеспечения рабочего места.
Предъявляя специфические требования к преподавателю и слушателю, дистанционное обучение не снижает, а повышает как трудозатраты, так и временные затраты преподавателя.

Данная форма образования имеет целый ряд преимуществ для образовательного учреждения, позволяя снизить затраты на проведение обучения; проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения за счет применения современных средств, электронных библиотек и т.д., а также создаёт единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Обучение через Интернет обладает и рядом других существенных преимуществ для студентов перед традиционной формой обучения: студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте; обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания, значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.

В то же время есть и недостатки дистанционного образования, высвечивающие определённые проблемы, и одна из них - невозможность полноценного проведения лабораторных работ и формирования практических навыков, например навыка работы с программой 1С «Бухгалтерия». Частично работу с 1С «Бухгалтерия» можно заменить изучением по видеоурокам, но научиться пользоваться программой, выполнять бухгалтерские операции без непосредственной работы с ней невозможно.

В связи с этим для профессиональных модулей, освоение которых предусматривает формирование практических навыков, необходима организация кратких практических курсов во время сессии.

Еще одна проблема дистанционного образования – отсутствие непосредственного контакта с преподавателем, невозможность «спросить», что и как нужно делать, и «показать» и «объяснить», как это делать. В связи с этим дистанционное обучение требует создания очень подробных пошаговых инструкций для выполнения каждого вида работы.
К сожалению, многие студенты не обладают достаточной сознательностью и зачастую просто копируют готовые работы других студентов, а поэтому возникает необходимость разрабатывать большое количество вариантов заданий и высылать их индивидуально каждому студенту. Это требует больших трудозатрат и времени от преподавателя, что говорит о большей трудоемкости данного процесса, чем традиционные формы.

Большого количества времени требует как создание расширенных обучающих материалов (видеолекций, методических пособий, заданий для практических работ), средств контроля (база тестов, контрольные работы), так и их последующая проверка и само виртуальное общение со студентами. Ведь вся работа со студентами в портале ведется индивидуально. После проверки задания каждому студенту необходимо расписать ошибки и замечания.

Качество дистанционного образования, безусловно, зависит от материально-технического обеспечения, так как работа с каждым студентом ведется индивидуально через личный кабинет. Для обеспечения качественной и бесперебойной работы сайта необходим штат грамотных программистов, а также глубокая техническая подготовка как преподавателей, так и студентов.

В качестве базовой платформы для дистанционного обучения используется платформа MOODLE (Modular Object Oriented Digital Learning Environment).
MOODLE - комплекс удобных инструментов для преподавателя.
Используя MOODLE, был создан курс по МДК 03.01 «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Содержимое было наполнено лекциями в виде текстов, гиперссылками на интернет- ресурсы «Консультант Плюс», «Гарант» и т.п.

Студентам выдавались практические задания для самостоятельного выполнения и отработки практических навыков.
Преподаватель определяет срок и количество попыток сдачи задания, оценку и формат ответа, комментирует ответы студентов. Опрос позволяет преподавателю задать вопрос и получить на него ответ от своих студентов.
Тесты позволяют преподавателю создать базу тестовых вопросов. Типы тестов: с несколькими ответами, с выбором верно/не верно, или предполагающие короткий текстовый ответ. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть в последствие использованы заново в этом же курсе (или в других).

Студентам можно разрешить проходить тест несколько раз, при этом каждая попытка автоматически оценивается. В тестах могут быть показаны правильные ответы, комментарии или оценка, по усмотрению преподавателя.

Задания позволяют преподавателю подготовить вопрос, на который в последствие он получит ответ от студентов в виде файла, закачанного на сервер, и поставит оценку студенту. Преподаватель определяет срок и количество попыток сдачи задания, оценку и формат ответа, комментирует ответы студентов. Опрос позволяет преподавателю задать вопрос и получить на него ответ от своих студентов.

Опишем курс МДК 03.01 «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами», разработанный автором.
Данный курс состоит из шести разделов, в каждом разделе несколько тем.
Раздел 1. Понятие налога и сбора. Классификация налоговых платежей
Тема 1.1. Сущность налоговых платежей. Классификация налогов
Тема 2.1. НДС
Раздел 2. Федеральные налоги.
Тема 2.2. Акцизы
Тема 2.3. Налог на прибыль организации
Тема 2.4. Налог на доходы физических лиц
Тема 2.5. Природно-ресурсные платежи: налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Тема 2.6. Государственная пошлина
Раздел 3. Региональные налоги
Тема 3.1. Налог на имущество организаций
Тема 3.2. Транспортный налог
Тема 3.3. Налог на игорный бизнес
Раздел 4. Местные налоги
Тема 4.1. Налог на имущество физических лиц
Тема 4.2. Земельный налог
Раздел 5. Специальные налоговые режимы
Тема 5.1. Упрощенная система налогообложения
Тема 5.2. Единый налог на вмененный доход
Тема 5.3. Единый сельскохозяйственный налог
Тема 5.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Тема 5.5. Патентная система налогообложения
Раздел 6. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и социальное обеспечение
Тема 6.1. Страховые взносы в Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования России, в фонд обязательного медицинского страхования России

Формат «Календарь» используется в том случае, если материалы курса организованы понедельно, с точной датой начала и датой окончания разделов.

В каждый раздел можно добавить ресурсы, форумы, контрольные тесты и т.п. для изучения их в течение определенного времени. Если материалы курса строго регламентированы по срокам изучения и преподаватель желает, чтобы все студенты работали с одними и теми же материалами одновременно, то предпочтительно использовать этот формат.
Формат «Структура» подобен еженедельному формату, за исключением того, что каждую неделю называют темой. Тема не ограничивается сроком. Когда преподаватель создает курс, используя формат- структуру, указывается количество тем, которые будут использованы в курсе. MOODLE создает раздел (секцию) для каждой темы. Если курс ориентирован на изучение отдельных тем и студенты не обязательно должны работать с их перечнем в строгом порядке, то это - хороший выбор. Формат «Структура» – рекомендуемый формат для использования в учебных курсах.

Темы представляют собой элемент курса «Лекция» в виде страницы с вопросами. После каждой страницы лекции задаются контрольные вопросы на понимание материала, при правильном ответе на которые студент допускается к освоению следующей части лекции. По каждой теме разработан тест, позволяющий контролировать освоение материала студентами.

По каждой теме разработан тест, позволяющий контролировать освоение материала студентами. Всего база годового курса профессионального модуля содержит более 300 вопросов, которые распределены по 6 тематическим тестам (в соответствии с количеством разделов теории для изучения). Для контроля освоения каждой темы из базы соответствующего теста случайным образом выбираются 10 вопросов. Уровень сложности вопросов варьируется от относительно простого до высокого (фактически «сложный» вопрос – это некоторая задача).

Представим пример теста по МДК.03.01. «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»
1. Какие из перечисленных документов не относятся к нормативным документам, регулирующим учет расчетов с бюджетом?
а) ФЗ «О ценных бумагах»
б) ФЗ «Об акционерных обществах»
в)Конституция, НК РФ часть 1 и 2
2. Система налогов РФ состоит из:
а) федеральных и региональных налогов
б) федеральных, региональных и местных налогов
в)акцизов, НДФЛ, НДС, налога на прибыль, налога на имущество, налога на пользование недрами
3. Начисленные налоги, сборы и пошлины отражаются по:
а) Д 68
б) К 99
в) К 68
4. Налоги отличаются от сборов тем, что налог это:
а)безвозмездный платеж
б)возмездный платеж
в)обязательный возмездный платеж
5.Налоги, уплачиваемые за счет прибыли до ее налогообложения отражаются проводкой:
а)Д90К68
б)Д99К68
в)Д91К68
6.В каком документе отображается сумма НДС при покупке материальных ресурсов, ОС, МПЗ?
а)накладная;
б) счет-фактура
в) накладная и счет-фактура
7.Налоговый период уплаты НДС:
а) 9 месяцев;
б)квартал;
в) квартал, 9 месяцев, год
8.Льготные ставки НДС:
а)10%
б)5, 10%
в) 0% и 10%
9.Налоговая система РФ является:
а) двухуровневой
б) многоуровневой
в) трехуровневой
10.Количественное выражение объекта налогообложения, основа для исчисления суммы налога, это:
а)налоговая база
б)налоговая ставка
в)элемент налога
11.Функции налога - :
а)административная, фискальная, регулирующая
б)фискальная, распределительная, регулирующая
в) фискальная, распределительная, административная
12.Принципы налогообложения были разработаны:
а)Вагнером, Ф. Нитти, А. Маршаллом
б)Вагнером, А. Маршаллом, А. Смитом
в) Вагнером, Ф. Нитти, А. Смитом
13. К современным принципам налогообложения относятся:
а) принципы соразмерности, справедливости, учет интересов налогоплательщика, экономическая эффективность;
б) принципы соразмерности, справедливости;
в)принцип справедливости, всеобщности налогов и определенности обложения.
14.Моментом определения налоговой базы для расчета НДС является:
а)дата оплаты
б) а день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг и на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг)
в)день отгрузки
15.Перечисление денежных средств в уплату налогов и сборов отражается проводкой:
а)Д 99К68;
б)Д51 К68;
в)Д68 К 51
16.Что по окончании налогового периода должен предоставить налогоплательщик в налоговые органы?
а) декларации и бухгалтерскую отчетность
б) декларации и счета фактуры;
в) счета-фактуры и отчетность

Литература
1) Федеральный закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2) Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 года N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
3) Приказ Минпросвещения России от 17 марта 2020 года N 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
4) Приказ Минпросвещения России от 17 марта 2020 года N 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar