Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Ноябрь » 23

Формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся путем внедрения профессиональной направленности

Медведева Юлия Сергеевна

преподаватель

ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»

г. Курск, Курская область

 

Формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся путем внедрения профессиональной направленности в общеобразовательный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»

Аннотация: в статье отражена сложность создания заданий профессиональной направленности, а также приведены примеры ситуационных задач по некоторым специальностям среднего профессионального образования

Ключевые слова: профессиональная направленность, среднее профессиональное образование, основы безопасности жизнедеятельности, рабочая программа, профессиональные компетенции, общие компетенции

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами учебный процесс необходимо строить на инновационных технологиях обучения, которые будут являться фундаментом для отработки обучающимися профессиональных навыков, максимально приближенных к реальности. Компетентностный подход определяется формированием у обучающихся определенных компетенций в учебном процессе.

Под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Общие компетенции представляют собой совокупность социально-личностных качеств выпускника, которые обеспечивают осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.

Профессиональные компетенции – это ни что иное, как способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

Требования к результатам освоения программы представлены общими и профессиональными компетенциями, которые тесно взаимосвязаны. Общие компетенции во многом определяют эффективность и качество сформированности профессиональных компетенций.

В марте 2022 года многим из нас пришлось столкнуться с необходимостью кардинальной переработки рабочей программы по ООП «Основы безопасности жизнедеятельности». Связано это было с рядом нормативных документов, в частности:

- распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 года № Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования»;

- письмом департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации от 30 августа 2021 года № 05-1136 «О направлениях методик преподавания»

- новой методикой преподавания ООД в соответствии с Концепцией и разработки программ по обязательным общеобразовательным предметам.

Перед колледжами и техникумами страны была поставлена задача создать рабочие группы для инновационной и экспериментальной деятельности в рамках работы по разработке новых программ по некоторым профессиям и специальностям, которые должны были составить не менее 20% от существующих в учебном заведении программ.

Как известно, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в число основных общеобразовательных предметов, следовательно, по этому предмету также были разработаны новые программы по ряду профессий и специальностей.

Проведя работу совместно с другими преподавателями ОБЖ Курской области в составе временной творческой группы для проведения технической и содержательной экспертизы рабочих программ общеобразовательного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанных в ПОО Курской области с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования и реализуемых с 2022 года, было установлено, что внесение в программы практической направленности для ряда педагогов оказалось не таким простым заданием.

По итогу работы можно отметить ряд заданий, которые были разработаны педагогами ОБПОУ «Курский автотехнический колледж» для автотехнического отделения и могут быть использованы другими учебными заведениями при разработки заданий профессиональной направленности. Задания распределены по темам, которые наиболее часто выбираются для формирования профессионально ориентированных заданий.

В таблице представлены некоторые из заданий, которые напрямую связаны с темами ООП «Основы безопасности жизнедеятельности» и со специальностью 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобиля.

Таблица 1 – Примеры заданий профессиональной направленности

Тема занятия

Профессионально ориентированные задания

Правила и безопасность дорожного движения. Безопасное пользование всеми средствами передвижения.

К вам обратились за срочной помощью, а гараж с подъемником занят. Вы решили осмотреть транспортное средство на придворовой территории, на наличие протечек бензобака. Загнали транспортное средство на доски с кирпичами. Машина стоит под углом. Под одно из колес для упора вы положили кирпич, чтоб машина не скатилась. И залезли под автомобиль для осмотра кузова машины. Оцените на сколько безопасно ваше поведение? Какие последствия возможны?

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Вы находитесь в автомастерской, где проводили сварочные работы. Искра упала на промасленные тряпки. Через некоторое время вы заметили пламя. Каковы будут ваши действия? Объясните ваши действия. Укажите их порядок. Какие средства защиты применяются в автомастерских? Какие средства пожаротушения в обязательном порядке должны находиться в автомастерской?

Военная служба

Военнослужащий предлагает новобранцу купить запасные части для служебного автомобиля за свой счет. Как поступить солдату в данной ситуации?

Оказание первой помощи при травмах, остановке сердца, искусственная вентиляция легких.

Вы производили осмотр транспортного средства в автомастерской. При этом подсвечивали себе лампой накаливания, которая работает от электросети, шнур давно был поврежден и вы его починили соединив провода но не заизолировав их. Так как вам было не удобно одновременно держать лампу и работать с гаечным ключом, вы попросили напарника подержать лампу. Он не знал о том что оборудование не исправно. И когда он держал лампу случайно взялся за оголённый участок провода. Его ударило током. Вы выдернули вилку лампы из розетки. Но от удара током у напарника остановилось сердце. Проведите реанимационные действия.

Находясь в гараже вы проводили ремонтные работы. Расстояние от стены до транспортного средства было минимально. Помимо этого в гараже хранилось множество металлического хлама, вы копили железо для того чтобы в последствии его сдать. Пробираясь к машине вы случайно запнулись за торчащую проволоку и упали при падении повредили ногу. Вам трудно наступать на ногу она отекла и посинела. При этом у вас имеется рваная рана от проволоки на ноге. Как вы окажите себе помощь?

 

При внедрении заданий профессиональной направленности у студента развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. Совокупность правильно подобранных форм и методов обучения позволяют преподавателю сформировать общие и профессиональные компетенции и однозначно диагностировать их сформированность.

В результате специалист «на выходе» не только соответствует определенным рыночным ожиданиям, но и может быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в работе.

 

Список литературы:

1. Распоряжение Минпросвещения России от 30.04.2021 N Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования».

2. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители: Блинов В.И.,  с.- М.: ФИРО, 2010. -Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1.

3. Чебанов К.А., Богданова М.В. Формирование профессиональных компетенций обучающихся колледжа // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar