- 21.01.2023
- 2314 Просмотров
- Обсудить
Хасанова Ольга Владимировна
ГАОУ КО СПО «Калужский базовый медицинский колледж»
г.Калуга, Калужская область
Аннотация. Статья посвящена эффективности научно-практических конференций при организации научно-исследовательской работы в колледже и формировании профессиональных компетенций у студентов.
Ключевые слова: научно-практическая конференция, профессиональные компетенции, научно-исследовательская работа
Стратегическими приоритетами в сфере реализации программы «Развитие образования» до 2030 года [2] относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства.
Одной из главных целей реализации Программы определено формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Современному российскому обществу требуются специалисты, профессионально грамотные, адаптированные к активной профессиональной работе. Это взаимосвязано с объёмом полученных в ходе обучения знаний и таким качеством, как «компетентность», одним из приоритетных при подборе кадров работодателями.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) [7], учитывая современные потребности рынка труда, направлен на развитие у студентов творческого подхода к будущей профессии.
Значимость внеаудиторной работы преподавателей со студентами с учетом их интересов и потребностей регламентирована и акцентирована ФГОС СПО.
Компетентность современного специалиста должна включать как общие, универсальные для всех (большинства) профессий способы деятельности, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда, так и профессиональные которые должны быть сформированы у выпускников, освоивших основную образовательную программу по специальности с учётом особенностей профессий [4].
Стандарты третьего поколения объединили учебную и внеаудиторную деятельность, создав дополнительные механизмы развития как общих, так и профессиональных компетенций у студентов. Деятельность педагога в современных условиях должна быть направлена прежде всего на обеспечение баланса знаний, умений, навыков и коммуникативных способностей.
Важнейшей составляющей образовательного процесса в рамках ФГОС СПО является эффективная организация внеаудиторной работы педагога, составной частью которой является научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на достижение учебно-воспитательных задач по развитию творческих способностей и выработки исследовательских навыков; формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска и выполнения учебных изысканий; выявление талантливой молодёжи и обеспечение реализации их творческого потенциала; развитие учебно-профессиональной мотивации; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; самоутверждение студентов благодаря достижению поставленной цели.
Требования, предъявляемые ФГОС СПО педагогам, по систематическому и непрерывное формирование у студентов умений и навыков научно-исследовательской работы являются одними из определяющих направлений модернизации системы образования.
По результатам научно-исследовательской деятельности студентов в учреждениях среднего-профессионального образования практикуется такая форма научной деятельности как научно-практическая конференция, на которой исследователи под руководством преподавателей (научных руководителей) представляют и обсуждают свои работы.
С целью привлечения внимания, обучающихся к научному творчеству и исследовательской работе, а также формирования профессиональной компетенции в рамках Калужского базового медицинского колледжа ежегодно проводятся научно-практические конференции студентов-исследователей.
Для большинства студентов участие в научной конференции первый опыт исследовательской деятельности, поэтому от действий преподавателя (научного руководителя) зависит правильное определение целей, задач, объёмов, актуальности и новизны, практической значимости поставленной проблемы.
Научные руководители ориентируют студентов-исследователей на поисковое творчество, интеллектуальную продуктивность, углубленное изучение темы, генерацию новых идей для вынесения на обсуждение конференции конкретных выводов по проблематике вопроса. Творческий подход, новизна и самостоятельность проведенного исследования показаны в практической части работы, основанной на собственных изысканиях автора.
Публичные выступления студентов на конференции способствуют развитию личных и профессиональных качеств, а поощрительные грамоты, благодарственные письма и сертификаты вносятся в портфолио, которые могут представляться потенциальным работодателям.
У студентов наблюдается повышение уверенности в результате, снижение страха неудачи в собственной деятельности, повышение интереса к содержанию учебного предмета информатики, а также формирование целого ряда универсальных учебных действий исследовательского характера [6].
Исходя из вышеизложенного, проводимые в учреждениях СПО научно-практические конференции формируют у участников критическое мышление, подвигают к изыскательской, интеллектуально-творческой деятельности, социально-адаптируют и развивают коммуникативные навыки, а также способствуют преподавателям (научным руководителям) выявлять, поддерживать и развить профессиональные способности студентов.
Список использованных источников
- Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /В.А. Болотов, В.В. Сериков //Педагогика. – 2016.- № 10.- С 23-30.
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года [принята Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 01.12.2022) с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023] [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/9b3c60e164a8173e5ec881c3ac776ae45f8d7c26/
- Зеер, Э. Ф. Практика формирования компетенций: методологический аспект / Э. Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф.; науч. ред. Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2016. – С. 5-10.
- Князева, О. Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО / О. Г. Князева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 236-237. - [Электронный ресурс] – режим доступа : https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7683/.
- Ларионова, О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции/А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова. – М.: Логос, 2017. – 336 с.
- Праслова, С. И. Развитие мотивации у студентов СПО при участии в научно-практических конференциях / С. И. Праслова, Э. И. Соина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – С. 283-285. - [Электронный ресурс] – режим доступа : https://moluch.ru/archiv/250/57318/.
- Федеральные Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования / Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. // [Электронный ресурс] – режим доступа : https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/7701537808-gosfunction/acts_list2021/ mandatory_requirements_2021/fgos_spo/