Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Май » 5

Формирование интереса к познанию окружающего мира через искусство

Федорова Наиля Рустамовна
МАДОУ №59 "Золотая рыбка"ГОЩ

Искусство - отражает жизнь и, отражая, воздействует на жизнь, преобразуя и совершенствуя её. Предметы искусства окружают нас каждый день, облагораживая среду обитания, оказывают влияние на самого ребёнка, вызывают у него стремление создать такую же красоту самостоятельно или с помощью взрослых. Дети видят игрушки, книги, посуду, росписи, ткани, обои, платки, картины, скульптуру, архитектуру и т. д. И когда они видят что-то красивое - душа в этот момент совершает открытие той красоты, чего они не замечали раньше. Но чаще всего дети замечают эту красоту с помощью взрослых. В своей работе с детьми стараюсь направлять внимание детей на красоту народно - прикладного искусства на их своеобразие форм, на красивый орнамент предмета, узор, с любовью нарисованную картину, на национальный костюм и т. д. После этого дети смотрели на вещи совершенно другими глазами. В их взгляде был восторг, наслаждение, бережное осторожное отношение, удивление и желание самим попробовать сделать что-то своими руками.

Выходя на улицу, обращала внимание детей на красоту природы. Природа не только вдохновляет ребёнка богатством и разнообразием своих форм и цветосочетаний, но и является прообразом его творений. Я постепенно обращала их внимание на всё это, направляла взгляд ребёнка на красоту, помогала увидеть её, услышать необыкновенную палитру красок, оттенков, разнообразие форм, линий, их сочетание и взаимодействие, разнообразие запахов; старалась развивать в ребёнке чувство красоты в природе не только глазами, но и сердцем. Восхищение красотой делает ребёнка лучше, добрее. Так через природу воспитывала в детях чувство красоты, желание к творчеству.

Многие темы по познавательно – исследовательской деятельности я стараюсь закрепить средствами продуктивной, это лепка, аппликация, рисование, и другие виды деятельности. Так, знакомство с космосом, мы закрепили рисованием ракеты, придуманной ребятами. А повторяя и вспоминая правила дорожного движения мы отобразили свой город на бумаге средством отрывной аппликации.

Большое значение для детей имеет игрушка. Игрушки - это самое дорогое, что есть у детей. Это их самые верные друзья. Дети через игрушки познают окружающий мир, живут с ними в прекрасном, удивительном, образном мире, доверяют им свои самые сокровенные мысли. Дети очень любят играть с изделиями народных промыслов: матрёшками, богородской игрушкой, филимоновской. Они привлекают их своей занимательностью: куры клюют, забавно стуча носами, зайцы бойко барабанят, медведь и мужик стучат молоточками, свистят. Самое главное то, что воспитатель должен сам удивляться и радоваться, так как эмоциональный отклик взрослого " Как красиво! " выводит сознание ребёнка за пределы обыденного и включает в эстетическое отношение. Ребёнок радуется и воспринимает её уже по-другому. Объединяя богатый и разнообразный мир игры с обучением мы приобретаем возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых бесполезных, с точки зрения ребёнка, учебных заданий. Игрушки народно - прикладного искусства: гжель, хохлома, жёстово, дымка, городец доставляли детям огромную радость. Я обращала внимание детей на красоту декоративных росписей, на сине-голубой благородный цвет гжели, на гармонию цветосочетаний хохломы, так как цвет у неё яркий, огненный, солнечный. Какое чудо!

Особую роль в развитии восприятия у детей играет знакомство с книжкой - иллюстрацией, так как картинки в книгах являются первыми произведениями, которые изображают искусство. Я старалась выбрать иллюстрацию, содержание которой было бы понятно и интересно детям (не брала иллюстрации с уродливыми формами, аляповатыми красками). Определяла с детьми настроение героев: весёлый, грустный, добрый, злой, удивлённый. Если в книге нет иллюстраций, то я предлагала детям нарисовать их. И дети с удовольствием выполняли эту работу.

Часто рассматривали картины И. И. Шишкина и В. М. Васнецова. На досуге читали сказки о них, рассматривали и обсуждали героев, уточняли их настроение, охарактеризовали пейзажи, композицию рисунка. Дети рассуждали, вели оживлённые беседы. Музыкальный руководитель проигрывал нам музыкальные произведения (Снегурочка- Н. А. Римский - Корсаков ). Дети внимательно слушали и это очень радовало меня, что через иллюстрации В. М. Васнецова прививалась любовь к музыке, искусству. Каждая из картин - это окно в огромный мир, это душа художника - отзыв живое, трепетное, чувствительное. Перед ребятами открывается ещё одна прекрасная страница в огромном мире искусств. Я формировала в детях такое качество, как умение всматриваться в окружающий мир, понимать замысел художника. Музыкальные же произведения всегда выражают определённые мысли и чувства, рассказывают о многих событиях, явлениях. Яркость и впечатляющая сила музыкального звучания хорошо углубляют, усиливают то конкретное содержание, которое передано в литературном тексте песни.

Многое для ребят может остаться так и не замеченным, не увиденным, не раскрытым, если с детства не подвести их к пониманию красоты предметного мира, существующего рядом, пониманию того, что жизнь и искусство неотделимы друг от друга, что творения художников имеют право на существование не только в музеях и выставочных залах, но и в доме где живёт человек. И если предметный мир сотворён добрыми рука ми и мастеров во благо человека, то он заслуживает к себе особого отношения: более внимательного взгляда, любования, наслаждения красотой. Это отношение необходимо формировать целенаправленно и терпеливо.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar