Меню Международное издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2020 » Июнь » 8

Методы профориентационной работы в рамках ознакомления со специальностью

Тамара Адановна Краснова , преподаватель
ГАПОУ «Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н.Королёва», г.Нижнекамск,Татарстан

Методы профориентационной работы в рамках ознакомления со специальностью Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных. дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Аннотация:
Профориентационная работа с учащимися СОШ проводится в течение года преподавателями, мастерами производственного обучения, студентами с целью привлечения абитурентов, мотивированных на будущую профессию. Задачей колледжа является ознакомить школьников с первичными навыками, профессиональными компетенциями по выбранной специальности, развить познавательный интерес к профессии.

Ключевые слова:
Профессиональная ориентация, профессиональные пробы, тестирование, слесарные операции.

С сентября 2014 г. ГАПОУ «Нижнекамский политехнический колледж им. Е.Н. Королёва» участвует в реализации программы профессиональной ориентации школьников г. Нижнекамска «Мир профессий Нижнекамска». Программа профессиональной ориентации школьников направлена на создание условий организации и проведения профессиональных проб по специальностям колледжа для учащихся 7-9 классов 11- ти школ г. Нижнекамска.
Цикловой комиссией технических дисциплин колледжа была разработана программа для организации профориентационной работы и проведения профессиональных проб по специальности «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» Цель: Выявление у школьников профессиональных предпочтений, собственных возможностей в сфере дорожного строительства, формирование адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и специальности.

Задачи:
1. Формирование обще-трудовых, общепроизводственных, специальных знаний, умений, навыков в сфере дорожного строительства;
2. Привитие навыка самостоятельной работы с инструментами и механизмами;
3. Формирование способностей к анализу профессиональной деятельности;
4. Оказание помощи учащимся в определении перспектив профессиональной деятельности;
5. Формирование логического мышления, творческих, коммуникативных способностей.
Формы обучения:
1. Знакомство с колледжем.
2. Мастер-классы - организованы в учебно-производственных мастерских под руководством опытных мастеров производственного обучения и заведующих мастерскими.
3. Экскурсии на предприятия.
4. Проведение профессиональных проб.

Знакомство учащихся общеобразовательных школ с ГАПОУ «Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н.Королёва» начинается с вводного занятия, которое включает в себя:
1. Показ фильма о создании и становлении политехнического колледжа, его традициях, профессиях и специальностях, которые можно здесь получить.
2. Тестирование - входной контроль. В игровой интерактивной форме учащимся предлагается выполнить тестовое задание, в котором представлены вопросы по основным, изучаемым в школе дисциплинам, а также вопросы на смекалку, но имеющие отношение к дисциплинам, изучаемым в колледже. Цель данного этапа- выявить первоначальный уровень знаний, мотивировать учащихся на дальнейшее сотрудничество в ходе проведения профессиональных проб.
3. Экскурсия по колледжу. Позволяет учащимся ознакомиться с кабинетами, лабораториями, мастерским колледжа, увидеть имеющееся оборудование, машины, инструменты. Завершает экскурсию посещение музея. Учащиеся получают много полезной, познавательной, нужной информации, связанной с историей строительства города Нижнекамск, становления колледжа и его традициями.

Следующим этапом для учащихся является Мастер-класс по «Основам слесарного дела».
Слесарные работы, как способ обработки деталей посредством ручного и механизированного инструмента актуальны по сей день. Изготавливаемые в цехах и подразделениях детали будущих машин поступают в сборочные цеха, где слесари – ремонтники из тысяч деталей собирают и отлаживают готовую продукцию. Все эти работы требуют наличия специального инструмента, приспособлений и другой оснастки, которую изготавливают слесари-инструментальщики. И, наконец, слесари-ремонтники обеспечивают бесперебойную работу оборудования предприятия. Исходя из этого, в рамках проведения занятия учащимся было предложено ознакомиться со слесарными работами в слесарно-механических мастерских колледжа. Занятия проводят мастера производственного обучения и студенты старших курсов. Ребята могут не только увидеть работу мастера, но и сами выполнить некоторые слесарные операции и получить готовое изделие с помощью инструментов и инструкционных карт. Такие занятия способствуют приобретению первичных профессиональных навыков, необходимых при выполнении профессиональных проб с использованием конкретного оборудования.

Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности [2].

Результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности — изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала.
В содержании профессиональной пробы можно выделить три этапа: вводно-ознакомительный, подготовительный и исполнительский. На первом (вводно-ознакомительном) этапе решаются задачи по определению интересов, увлечений учащихся, их отношения к различным сферам профессиональной деятельности. Средством получения необходимой информации об учащихся является ознакомительная беседа, анкетирование. Полученная информация дает возможность определить состояние общей готовности школьника к выполнению профессиональной пробы.
На втором (подготовительном) этапе накапливается информация об учащихся, направленная на выявление их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение пробы. Учащиеся знакомятся с реальной деятельностью специалистов в ходе просмотра кинофильмов, посещения предприятий, а также выполнения несложных слесарных работ в присутствии мастеров производственного обучения. У школьников формируется представление о том виде деятельности, который им предстоит выполнять в ходе профессиональной пробы, приобретаются первичные профессиональные навыки.

На третьем (творческом) этапе осуществляется комплекс практических заданий, включающих в себя последовательное выполнение операций с использованием инструментов и приспособлений с целью получения готового изделия или узла. На данном этапе школьник должен знать:
1) содержание, характер труда в определенной сфере деятельности,
требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам специалиста;
2) общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
3) технологию выполнения профессиональной пробы;
4) правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
5) основные материалы, инструменты, оборудование и правила их использования на примере профессиональной пробы;
уметь:
1) выполнять простейшие слесарные операции;
2) пользоваться слесарным и мерительным инструментом;
3) выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
Перед учащимися ставится конкретная задача, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, проводится инструктаж по безопасности труда и определяется тот продукт деятельности (результат), который учащийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности. Предложенные учащимся задания включают в себя выполнение последовательных операций с использованием слесарного и мерительного инструментов. Результатом выполненного задания является демонтаж (разборка) узла и монтаж (сборка узла); нарезание резьбы, выполнение замеров деталей.

Занятия проводятся в лабораториях Технической эксплуатации дорог и дорожных сооружений и Технического обслуживания и ремонта дорог по подгруппам, под контролем преподавателя специальных дисциплин и студентов 4 курса, хорошо владеющими профессиональными навыками.
Завершаются профессиональные пробы подведением итогов в виде беседы, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы.

Список литературы
1. Технология: Твоя профессиональная карьера. 8 (9) кл. : учеб. для общеобразоват. Учреждений / сост. П. С. Лернер, Г. Ф. Михальченко и др.; под ред. С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
2. Чистякова С.Н., Родичев В.Ф. Профессиональное самоопределение. – М.: ОИЦ «Академия, 2010. – 176 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar