- 30.06.2020
- 6583 Просмотра
- Обсудить
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой», г. Сызрань, Самарская область
Аннотация: В статье рассказывается об опыте внедрения инновационной авторской методики развития голоса в процесс обучения специалистов со средним профессиональным обучениям по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование на занятиях учебной практики УП 01 Хоровой класс. Автором описываются положительные стороны внедрения «Фонопедического метода развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова» и акцентируется внимание на то, что эффективность методики возможна только при четком соблюдении и регулярном использовании.
Ключевые слова: постановка голоса, пение, фонопедический метод развития голоса.
Современное методическое обеспечение деятедьности преподавателей, ведущих занятия по хоровому делу, наполнено большим количеством материалов, которые обосновывают эффективное использование инновационных методик для работы с коллективом. В поисках решения лучшей практики упражнений и распеваний для студенческого хора мы обратились к изучению «Фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова».
Целью исследования стало выявление положительных и отрицательных моментов применения на практическом занятии в распевании студенческого хорового коллектива методики В.В. Емельянова. Благодаря использованию данной методики на занятии студенты могут ее применять в дальнейшей хормейстерской деятельности, выбирать необходимый материал и использовать его на занятиях в работе с коллективом в ДМШ и ДШИ, а также в группах раннего эстетического развития детей.
Цель обусловила постановку ряда задач, которые помогли выявить основные составляющие учебно-творческого процесса. А именно:
1. Определить основные аспекты применения данной методики.
2. Выявить особенности передачи информации от педагога обучающемуся, особенности практического показа упражнений.
3. Спроектировать ожидаемый результат, достигнутый в процессе работы.
Осиновые аспекты, которые автор В.В. Емельянова обозначил в методике, это слуховое, визуальное восприятие и мышечные ощущения. Обратимся к их непосредственному рассмотрению.
На первое место мы ставим слуховое и визуальное восприятие, ведь именно с них начинается любое занятие при подготовке коллектива к процессу пения. Студенты, в первую очередь, воспринимают информацию на слух, при этом осознавая гармонический материал, который поддерживает мелодию в упражнениях. Они видят наглядный пример – показ преподавателем определенного упражнения, как должна выглядеть форма певческого рупора и в какой физиологической установке должен находиться учащийся. Также преподавателю помогает имеющийся нотный материал, все упражнения зафиксированы в методических пособиях и удобны, понятны в использовании. Все необходимые обозначения указаны в пособии в начале издания.
Следующим по важности, но и одновременно равным со слуховым и визуальным восприятием, мы считаем мышечные ощущения при пении. Именно по собственным ощущениям, то, как работают мышцы в определенный момент и в необходимом правильном певческом режиме работы гортани, учащиеся понимают, анализируют, запоминают и фиксируют данный вид деятельности.
Верный показ преподавателем упражнений запускает правильный механизм работы певческого аппарата. Повторяя упражнения указанное количество раз, оно успешно откладывается в памяти исполнителя, и успевает за короткий момент времени сделать положительные сдвиги в певческом процессе. При этом важно следить за верной технологией исполнения, правильным расположением внешних мышц лица (губы, щеки).
Внимательный контакт учащихся и преподавателя способствует лучшему усвоению материала. В распевании педагог объясняет учащимся все необходимые нюансы, стараясь помочь при исполнении определенного упражнения. В распевании относящимся к пению есть определенные уровни (в них в свою очередь есть циклы, которые необходимо выполнять поочередно, не меня их последовательность, это важно). В процессе работы педагог с помощью показа, собственного примера, корректирует исполнение студента, указывая недочёты и методы их исправления. Студент, в свою очередь, уточняет, дополняет, вступает в обсуждение поставленной задачи. Затем, вместе с педагогом, приходит к необходимому выводу.
Можно сказать, что мышечные ощущения играют важную роль в техническо-исполнительском процессе, являясь, по существу, его главной движущей силой. Необходимо помнить, что педагог своим исполнением должен увлечь, заинтересовать учащегося, повести за собой. Развивая навыки самостоятельной работы, педагог обращает внимание обучающегося на детали исполнительского процесса, предлагая ему более точное выполнение поставленных задач, демонстрируя их грамотное исполнение. В процессе работы педагог учит студента сопоставлять показ его, педагога с исполнением других учащихся. В тот момент, когда определенная методика может быть усвоена в достаточном количестве, студенты применяют ее самостоятельно, для распевания коллектива в хоровой практике.
Весь начальный этап работы посвящен верному освоению материала, его технической стороне исполнения: режима работы гортани, певческой установки, правильного применения регистров и соответствия представленного упражнения в пособии, в данном виде деятельности.
В методике есть разнообразные упражнения, как для младшего школьного возраста, так и для студентов СПО, учащихся высших учебных заведений и профессиональных певцов.
Слуховое и визуальное восприятие связано с основным видом деятельности исполнительского процесса. Именно собственным показом, демонстрируя пение, упражнения, педагог даёт все основные понятия и положения технической стороны исполнения. В результате представленного общения происходит обмен информацией, устанавливаются необходимые нормы и правила, формулируются выводы.
Данная методика - это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. «Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у учащегося способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении.
В практической работе с учащимися педагог должен научить их ощущать и правильно оценивать своё физическое, мышечное состояние, контролировать фазы напряжения и расслабления, понимать и ощущать правильно ли он применяет, использует тот или иной прием звукоизвелечения. Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную установку корпуса учащегося, на свободное и ровное положение головы, шеи, всего певческого аппарата, свободное и естественное положение корпуса говорит о верной технологии исполнения при пении.
Необходимо помнить, что рациональное использование физических сил и распределение мышечного напряжения является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития исполнительской техники, но также одним из средств художественной выразительности. Упражнения выполняются энергично, но в тоже время свободно и естественно. Поэтому важно с первых навыков формирования ощущений при занятии данной методики усвоить правильную технологию звукообразования, постепенность выполнения поставленных задач, переходов с цикла на цикл и к следующему уровню. Необходимо четко выполнять рекомендации автора и следовать всем методическим указаниям, представленным в пособии.
В результате рассмотренных выше этапов применения упражнений у обучающихся вырабатывается комплекс профессиональных навыков, необходимых студенту-хормейстеру. Это, в том числе, нахождение, формирование нужных приспособлений, четкость выполнения задач, энергичность при демонстрации материала, выявление скрытых голосовых данных учащихся и их музыкальных способностей в целом.
Нередко, учащиеся обладают весьма средними данными. Перед педагогом стоит задача вырастить из них исполнителей, хормейстеров, артистов хора, способных к профессиональной деятельности. Данная методика помогает раскрыть данные учащегося: увеличивается диапазон, появляется сила в голосе, становится ярче тембровая окраска, но насколько это удаётся в каждом конкретном случае, решает талант педагога и способности учащихся.
Для профессиональной деятельности требуется большая работа по формированию и совершенствованию технически-исполнительских средств, доведение их до нужного автоматизма. В процессе изучения и применения методики необходимо уделить довольно большое время на занятии для применения одного, двух и более циклов распеваний. Студенты усваивают данную преподавателем информацию, обрабатывают ее и учатся владеть данной методикой, применять ее как в распевании коллектива, так и в сольном пении.
Благодаря трудолюбию, верному выполнению учащимися всех поставленных автором данного пособия задач, соблюдению правил, студенты могут достигнуть хороших результатов и увеличить свои имеющиеся певческие навыки: голос окрепнет, увеличится диапазон, появится более яркое тембрально окрашенное звучание.
При применении на занятии данной методики вначале необходима «Артикуляционная гимнастика» (1-й цикл) [1]. Далее на начальном этапе работают со 2-м циклом: интонационно-фонетические упражнения (можно использовать для учащихся разного возраста, все зависит от уровня подготовки и певческих данных).
На занятиях Хоровым классом мы применяли методическую разработку по II уровню обучения для детских и женских голосов многоуровневой обучающей программы В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» нотно-методическое приложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». Необходимо освоить и отводить на занятии определенное время для выполнения полного цикла упражнений [2].
В результате работы по представленному материалу можно сделать вывод, что данная авторская методика положительно влияет на развитие певческого аппарата учащихся, способствует развитию и помогает в преодолении имеющихся трудностей, при обучении пению начинающего профессионального певца.
Литература:
1. Методическая разработка по I уровня многоуровневой обучающей программы В.В. Емельяновой «Фонопедический метод развития голоса» нотно-методическое приложение к книге «Голосовые игры», 2012г.
2. Методическая разработка по II уровню обучения для детских и женских голосов многоуровневой обучающей программы В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» нотно-методическое приложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг», 2012г.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.