Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Август » 27

Особенности и основные проблемы среднего профессионального образования в России

Бакина Татьяна Викторовна
Преподаватель спец.дисциплин ГОУ ВО МО ГГТУ Промышленно-экономический колледж

Особенности профессионального образования
Современное общество на настоящем этапе переживает коренные изменения, которые затронули все сферы жизни, в том числе и профессиональное образование. Особенности профессионального образования России определяются особенностями развития российской экономики.

Рынок труда представляет постоянно меняющиеся требования к специалистам. Особенности профессионального образования советского периода заключаются в большой фундаментальной теоретической подготовке и неспособностью выпускников быстро адаптироваться к трудовым реалиям.

Особенно это касается управленческих кадров. Особенности профессионального образования определены личностными качествами руководителя образовательного учреждения. Если руководитель образовательного учреждения постоянно повышает свою квалификацию, стремиться узнать новое и применить это в образовательном процессе, то данное учебное заведение будет обязательно инновационно развиваться.

Особенности профессионального образования на современном этапе заключаются в повсеместном использовании в образовательном процессе дистанционных технологий. Применение дистанционных технологий для профессионального образования позволяет расширять географию набора студентов, сделать профессиональное образование более доступным.

Дистанционные технологии предусматривают обучение на расстоянии. Для этого необходимы телекоммуникационные технологии или Интернет. Использование ресурсов Интернет расширяет возможности применения дистанционных технологий. С его помощью можно организовать консультации студентов преподавателями в режиме on-line. Студенты при получении профессионального образования дистанционно также имеют возможность консультироваться у преподавателей, написав им письмо на электронную почту.

При дистанционной форме обучения студенты полностью обеспечиваются учебными пособиями, конспектами лекций, электронными учебниками, тестовыми базами, методическими рекомендациями по выполнению практических заданий и контрольных работ. Современное развитие информационных технологий определяет и особенности профессионального образования, которое стало более мобильным и доступным, а также, наиболее приближенным к требованиям работодателей.

Проблемы профессионального образования в России
В настоящее время в России происходит развитие профессионального образования. Число лиц, желающих получить профессиональное образование, с каждым годом растет. Однако возникают проблемы профессионального образования в России в современной системе образования. Одной из проблем профессионального Российского образования является качество обучения. Поэтому нужно повышать уровень качества при получении образования, необходимо повышать и квалификацию. Решением этой проблемы является многоуровневая система образования, которая позволяла бы осуществлять перемещения горизонтально и вертикально, и взаимодействовала бы с программами по высшему образованию. Также обучающиеся должны иметь возможность получить непрерывное образование.

Основные проблемы профессионального образования в России следующие:
1. Проблемы повышения качества получения образования;
2. Учителям постоянно приходится совершенствоваться, изучать новые технологии, особенно это связано с развитием новых информационных технологий;
3. Учителям в настоящее время приходится решать вопросы, связанные с интеграцией знаний, умений и навыков в различных областях науки, техники, производства.

Также проблемы профессионального образования в России прослеживаются и в недостаточном финансировании жизнеобеспечения учебных заведений, что препятствует их нормальному функционированию. С вопросами финансирования учебных заведений, связаны такие проблемы профессионального образования в России, как плата за обучение в учебных заведениях. С одной стороны получение платного образования это положительный момент, так как дает возможность получить образование многим желающим лицам, с другой стороны это и отрицательный момент, так как не все студенты имеют возможность заплатить за образование.

Одной из проблем профессионального образования является привлечение выпускников учебных заведений в отечественную науку, происходит внутренняя и внешняя миграция ученых. Все выше перечисленные проблемы профессионального образования в России требуют комплексного, целенаправленного решения. Для решения этих проблем необходимы совместные усилия государства и общества.

Внедрение ФГОС - несомненно создает ряд проблем, которые широко обсуждаются педагогами, в частности наиболее широко обсуждаемой является проблема выявления уровня сформированности той или иной компетенции. Именно с формированием компетенций будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда. В документах по модернизации образования РФ заявлено, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков не сама по себе, а набор заявленных государством ключевых и профессиональных компетенций в интеллектуальной, общественно- политической, коммуникационной, профессиональной, информационной и прочих сферах.

Одним из способов оценивания профессиональных компетенций являются компетентностно-ориентированные задания. Вместе с тем, таких заданий в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного, поэтому их составление достаточно трудоёмко и требует от преподавателя знаний особенностей этих заданий. Данные задания расширяют возможности преподавателя по организации диагностики сформированности профессиональных компетенций, а так же могут быть использованы при организации самостоятельной работы обучающихся. Они помогают более точно определить проблемы обучающегося по изучаемой теме, по овладению им профессиональными компетенциями, помогают формировать компетенции.

Современное общество диктует необходимость обучать тому, что должен знать и уметь человек, приступающий непосредственно к реальной профессиональной деятельности, испокон веков образование формировало человека разумного. Нужны люди воспитанные, обладающие трудолюбием, системой знаний (как у Платона), хорошим мышлением (как у Ньютона).

Формировать человека разумного означает формировать нравственность и систему знаний, развивать психику – таковы необходимые черты разума. Мыслящий и нравственный человек, когда у него нет системы знаний по какой-либо проблеме, чувствует свою беспомощность; нравственный и знающий человек, но без гибкого, творческого мышления, превращается в догматика; все знающий, великолепно мыслящий, но безнравственный интеллектуал – это немалая опасность для людей, для общества.

Главной задачей профессиональных учебных заведений является развитие личности в процессе приобретения ими профессии, специальности в соответствии с собственными интересами, способностями и социальным заказом общества и государства.

Модернизация системы образования России требует повышения профессионализма преподавателей СПО. Концепция профессиональной подготовки специалистов не всегда идет в ногу со временем. Трудно рассчитывать на повышение компетентности выпускников без изменения профессионального сознания и повышения уровня компетентности педагогов, без критического осмысления своего опыта работы, своих устоявшихся, но уже не работающих на разрешение современных проблем установок и стереотипов.

Больше всего педагогов колледжей и техникумов волнуют вопросы:
-личностно-ориентированного обучения,
-вопросы дидактики и методики преподавания,
-и психологии развития личности.

Личностно ориентированное обучение
Это — одно из новых и перспективных направлений в педагогике, находящееся в стадии становления. Чтобы оно было сфор¬мировано полностью, должны быть четко определены его цели, задачи, особенности, дидактические принципы, технологии.

В качестве основных приоритетов выбраны: развитие личности студента, его индивидуальности, творческих способностей, мышления, способностей к активной самостоятельной деятельности.
Психологическое строение деятельности образуют следующие составляющие: потребности, мотив, цель, условия, достижение цели через действия.

Таким образом, принципиальное отличие такого образования от традиционного состоит в том, что учебная информация, задаваемая для усвоения, выступает в качестве средства, а не цели.
Чтобы реализовать эту идею, преподавателю необходимо иметь особый дидактический материал.

Особая образовательная среда, должна соответствовать трем основным требованиям:
1) вариативность (возможность свободного выбора детьми средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив);
2) гибкость (умение педагога из¬менять план своего воздействия на студента);
3) открытость (готовность педагога использовать возникающие у студентов в процессе совместной деятельности идеи и предложения).

Использование метода рефлексии, относящегося прежде всего к организации мышления, для того, чтобы показать студенту, как он достигал правильного решения, как вырабатывал суждение, как шел к выводам. Смещение акцента с полученного результата (ответа) на рефлексию процесса его достижения — еще одна отличительная особенность личностно ориентированного образования.

Таким образом учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность студента в усвоении материала и данного вида деятельности;
Обучение нужно строить так, чтобы ставились задачи, вызывающие у студентов затруднения, т.е. такие, какие они не в состоянии решить, опираясь только на имеющиеся знания. Для решения должны требоваться размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка. Обращение к дополнительной литературе, наблюдения, исследования, консультации.

При оценивании работ отметки выставляются не за конечный результат, а за процесс его получения; при этом студенту нужно сравнивать не с другом или одногруппником, а с самим собой, но вчерашним.

В своей концепции модернизации образования Министерство образования РФ констатирует, что всестороннее развитие личности студента на основе его внутреннего потенциала является первостепенной целью. Оно предопределяет направления модернизации образования, которое будет ориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личностной сущности студента.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar