Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Октябрь » 18

Педагогическая интуиция в инновационных поисках педагога профессионального образования

Бардина Елена Вячеславовна, преподаватель специальных дисциплин
Промышленно-экономический колледж ГГТУ , г.Орехово-Зуево, Московская область

Аннотация: Педагогическая интуиция— быстрое, одномоментное принятие преподавателем педагогического решения, основанное не на развернутом осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации.
Ключевые слова: педагогическая интуиция, профессиональное качество, интуитивное решение.


Интуиции отводится особая роль в структуре творческого процесса и в деятельности педагога, позволяя непосредственно найти правильное решение быстро и неосознанно. Практические педагоги считают, что те, кто доверяет своей интуиции, работают более успешно. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез.

Педагогическая интуиция совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта. Наличие педагогической интуиции обусловливает способности учителя к педагогической импровизации. С.А. Гильманов дает следующее определение педагогической интуиции: «это непосредственность, неосознанность, быстрота, внезапность, проявляющиеся при решении педагогических задач и основывающиеся на ДОЭМ педагогических действительности в мышлении педагога, состоящей в образно-эмоциональном отображении связей и отношений объектов педагогического мышления в их соотнесенности с педагогической целью, и имеющей социокультурные, психолого-педагогические основания и психологические и нейрофизиологические механизмы»

Интуиция в деятельности педагога выполняет ряд важных функций:
-компенсаторная. Интуиция заключается в компенсировании недостатка знаний и опыта, неполноты информации;
-регулирующая. Интуиция помогает регулировать в правильном направлении решение педагогических задач;
- ориентирующая. Интуиция «работает» на главную педагогическую цель: помогает предвидеть намеченные тенденции, опережать события, прогнозировать последствия тех или иных действий и регулировать их;
-оптимизационная. Интуиция экономит время и усилия при подготовке и проведении урока;
-интегративная. Происходит интеграция опыта, знаний, смутных ощущений, воображения, логики, памяти;
- эвристическая. Интуиция — фаза творчества и способ творчества, а творческая интуиция — высший уровень интуиции.

Интуиция как профессиональное качество базируется на особой образно-эмоциональной модели профессиональной действительности и рассматривается им как качество личности, связанное с педагогическим опытом и творчеством педагога. Динамическая образно-эмоциональная модель педагогической действительности способствует проявлению самых причудливых ассоциаций через личное переживание хода педагогического процесса, эмпатическое проникновение в образно-эмоциональную сферу личности учащихся. Эмпатия, таким образом, имеет непосредственное отношение к педагогической интуиции, позволяя решать дидактические проблемы, например, преобразовывать научную информацию для учащихся, наиболее эффективно оказывать помощь слабоуспевающим ученикам, находить нужные приемы в самом процессе педагогической деятельности.

Особенно часто интуиция проявляется при решении коммуникативных задач, но может быть выражена в невербальных формах и других способах воздействия на личность студента. К критериям правильности педагогических решений- соответствие действий учителя основной педагогической цели, требованиям педагогической науки, характер реакции учащихся, непосредственные результаты действий, оригинальность.

На их основе выделяется четыре вида решений: правильное, оригинальное; правильное, вполне возможное; спорное; неправильное. По результатам исследований решения, имеющие все признаки интуиции, довольно распространены в педагогической практике.

Главную роль в принятии правильных интуитивных решений принадлежит в первую очередь профессиональному опыту, далее следуют зрительная образность, общекультурный опыт, воспроизводящее воображение, импровизация, эмоциональность, богатство ассоциаций, память. Отсюда следует, что именно эти качества следует развивать для повышения уровня педагогической интуиции. Психологи признают индивидуальные различия в интуиции. Одни из них считают, что интуиция свойственна всем в одинаковой степени, а по мнению других, присуща только узкому кругу творцов.

Роль интуиции в педагогической деятельности, состоит в следующем:
-без интуиции невозможно успешно учить и воспитыватьподростков, не владея способностью к психологическому проникновению во внутренний мир, в подспудные процессы, которые происходят в каждом коллективе;
- педагогу приходится мгновенно реагировать и принимать ответственные решения, полагаясь, прежде всего, на интуицию (не потом, а сию минуту…);
-интуиция помогает разобраться в короткие сроки в характерах и привычках подростков, опираясь на наблюдательность и педагогическую прозорливость;
-интуиция помогает понять душевное состояние студента ещё до того, как оно проявится в каком-то проступке;
-интуиция помогает угадать общее настроение класса и повернуть урок так, чтобы он тотчас задел за живое всех;
- интуиция, помноженная на любовь к детям, сознание своего гражданского долга, помогает найти дорогу к сердцам «трудных подростков»;
-интуиция — необходимое условие педагогического творчества Для развития педагогической интуиции широкими возможностями обладают герменевтический, экзистенциальный, личностно ориентированный подходы. Интуиция является необходимой частью педагогической деятельности педагогического творчества. Поэтому необходимо в системе профессионального обучения и повышения квалификации работников образования уделять внимание развитию интуиции.

Одним из компонентов творческой деятельности является педагогическая импровизация. Опытные педагоги имеют в своем арсенале большое количество приемов, которые можно использовать при решении разных педагогических задач. Но встречаются ситуации, в которых педагогу просто необходимо быстро принимать решения, проявлять гибкость в условиях нестандартных ситуаций на уроке и во внеклассной деятельности.

Преподавателю часто приходится работать в условиях неполной информации (например, если приходится заменять заболевшего преподавателя в конкретной группе), многозначности и вариативности определяющих педагогическую ситуацию факторов, дефицита времени для принятия решений. Все это определяет необходимость изучения и использования интуитивного начала в работе педагога. Правильно организованная импровизация с интуитивным началом позволяет снять напряжение, актуализировать знания, вовлечь учеников в сотворчество, сделать процесс обучения и воспитания ненавязчивым, привлекательным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: схемы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – С. 55.
2. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: VII-XX вв. – Изд. 3-е. – М., 2004. – 312 с.
3. Барбитова А.Д. Особенности формирования современного мышления педагога: психологический аспект (в рамках возможности) // Личностное развитие педагога в системе повышения квалификации: условия, возможности, потенциал. Опыт проведения научной дискуссии: сборник материалов / под общ.ред. М.И. Лукьяновой. – Ульяновск: УИПКРО, 2005. – С. 42-47.
4. Барбитова А.Д. Бессознательное в педагогике – фантастическая реальность // На перекрестках педагогики и психологии. Сборник научных трудов / под общ.ред. А.Д. Барбитовой, С.Д. Полякова, И.Ю. Шустовой. – Ульяновск: УГПУ, 2006. – 176 с.
5. Барбитова А.Д. Особенности формирования современного мышления педагога: психологический аспект // Дополнительное профессиональное образование: достижения, проблемы, тенденции: материалы Всероссийской науч.-практич. конф., Кемерово. 23-24 ноября 2005 г. / сост. Л.Н. Вавилова, под общ. ред. И.А. Жигаловой, Т.С. Паниной: в 2-х ч. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2005. – 236 с. Ч.II. – С. 117-181
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar