Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Октябрь » 20

Обучение в сотрудничестве как средство повышения эффективности и качества обучения на уроках английского языка

Семенова Марина Олеговна, преподаватель иностранного языка
ОГБПОУ Фурмановский технический колледж, город Фурманов


“Наилучшее обучение происходит в группах.
Сотрудничество является основой роста. Если
мы разобщаем людей, разделяем их на «атомы»
и оцениваем их по отдельности, мы создаем
барьер между ними и их естественной
средой обучения”
- Сэр Кен Робинсон (английский автор книг, спикер и международный советник по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях), 2006


Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Использование новых технологий в преподавании английского языка помогает нам подобрать методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать урок интересным.
Использование современных педагогических технологий - одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка.

Задача учителя:
- создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося,
- выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность обучающегося в процессе обучения иностранным языкам.
Современные педагогические технологии и обучение в сотрудничестве в том числе, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом овладения одной из педагогических технологий – технологией обучения в сотрудничестве.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

1) Группы обучающихся формируются преподавателем до урока с учетом психологии совместимости детей. При этом в группе должны быть сильные, средние и слабые ученики, по возможности девушки и юноши.
2) Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (сами студенты по рекомендации преподавателя).
3) Оценивается работа не одного студента, а всей группы. Оценка ставится одна на всю группу.
4) Преподаватель сам выбирает обучающегося из группы, который должен отчитаться за задание. Иногда это может быть и слабый студент. Ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым участником группы.

Главная идея обучения в сотрудничестве -учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Используя технологию сотрудничества, можно выполнять задания:
-грамматического характера,
-задания на проверку домашнего задания,
- работу над текстом для чтения,
-совместную работу по проекту,
-по отработке орфографических навыков,
-работу над лексикой.

Итак, перечислю лишь некоторые формы обучения в сотрудничестве, которые я применяю на уроках:


1.Students team learning (STL, обучение в команде). Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям" и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению.
Задача каждого обучающегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

2.Jigsaw «ажурная пила, машинная ножовка». Этот вариант разработан профессором Эллиотом Аронсоном в 1978 году. Обучающиеся объединяются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом. Например, при работе над темой «Путешествие» материал можно разбить на несколько смысловых блоков: путешествие на самолете, на поезде, по морю, на машине и так далее или же организовать его другим образом, выделив следующие подтемы: выбор маршрута, заказ билетов, бронирование гостиницы и т. д. Каждый член группы занимается поиском и обработкой информации по своей части. Затем обучающиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Единственный путь освоить материал всех фрагментов – внимательно слушать своих партнеров по команде и фиксировать в разных формах информацию.

3.Learning Together («Учимся вместе»). Согласно концепции этой методики группа разбивается на однородные по уровню обученности группы по три-четыре человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью другого, более масштабного задания, над которым работает вся группа. Например, при изучении темы «Путешествие» каждая группа отвечает за определенную часть маршрута: разработку культурной программы, заказ билетов, бронирование гостиницы и т. д. Группы общаются между собой, уточняя детали путешествия, предлагая свои варианты. Если учесть, что вся лексика по теме уже усвоена на предыдущих уроках, то акцент в групповой работе делается уже на речевой деятельности, коммуникативной практике обучающихся. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого обучающегося. Поэтому, по мнению разработчиков данного варианта методики, особое внимание должно уделяться вопросу комплектования групп с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого студента и разработке задач для каждой конкретной группы. Следует отметить, что внутри группы обучающиеся самостоятельно определяют роли каждого, причем не только для выполнения задания группы, но и для организации согласованной успешной работы всей группы. Каждый член группы следит за активностью других его партнеров в решении общей задачи, соблюдением культуры общения внутри группы, фиксацией результатов и т. д. Таким образом, группа выполняет двойную роль: с одной стороны, достижение чисто учебной, познавательной цели, с другой – социально-психологической: обучающиеся учатся культуре общения друг с другом, приобретают опыт толерантности и взаимопомощи.

Приёмы стимулирования и контроля:
►Взаимоконтроль.
♦ Циклическая взаимопроверка. Обучающимся предлагается проверить задания друг у друга по принципу «ты - у меня, я - у другого»;
♦ Релейная проверка. Преподаватель проверяет задание у обучающегося, который первым с ним справился. Этот обучающийся, в свою очередь, проверяет выполненное задание у другого, затем они вместе производят проверку следующих, и так далее.

►Самоконтроль (самооценивание). Группа самостоятельно выполняет решение задания.
►Использование накопительных баллов. В течение нескольких уроков за небольшие ответы, не заслуживающие оценки, студент получает отдельные баллы, которые затем суммируются.

Преимущества методики обучения в сотрудничестве:
1. При работе в группах обучающиеся, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к преподавателю (что имеет место при индивидуальной работе).
2. У обучающихся развивается чувство взаимопомощи, товарищества.
3. Ребята учатся общаться между собой, с преподавателями, овладевают коммуникативными умениями.
4. Обучающиеся учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
5. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.
6. У обучающихся формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивать своё мнение.
7. Обучающиеся понимают, где и как они смогут применить полученные знания.

Экспериментальная работа доказывает, что использование технологии «Обучение в сотрудничестве» при обучении иностранному языку положительно сказывается на развитии обучающихся. При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения, развивается самостоятельность. В заключение хотелось бы отметить: опыт работы и наблюдения по данному вопросу показали, что технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения ИЯ и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию обучающихся и улучшает результативность их учебного труда.

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя,
учитель может сделать только одно - указать дорогу...»
Ричард Олдингтон
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar