Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Октябрь » 22

Формирование профессиональных компетенций через курсы повышения квалификации

Рубцова Марина Владимировна, преподаватель
ОГБПОУ Фурмановский технический колледж, г. Фурманов, Ивановская область

Если сегодня мы будем
учить детей, так как вчера,
то отнимем у них завтра
Джон Дьюи


Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, четкого определения целей образования, учитывающих как государственные, социальные, так и личностные интересы.

В свете нормативно-правовых изменений, регламентирующих порядок предоставления образовательных услуг, актуальность проблемы последовательного развития профессиональных компетенций педагога не вызывает сомнения.
Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Формирование и развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
1. самоанализ и осознание необходимости;
2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
3. самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, так как в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

В этом вечном, непрекращающемся процессе освоения новых нюансов и технологий в профессии, в помощь настоящему специалисту своего дела создаются курсы повышения квалификации. При помощи данного типа дополнительного образования специалисты имеют возможность не только расширить свои профессиональные познания, но и получить новые. При этом чаще всего вопрос о прохождении подобных курсов – каждый специалист решает индивидуально.

Будучи начинающим преподавателем, я, в процессе преодоления трудностей в педагогической деятельности и началом формирования мастерства молодого учителя, большое количество времени целенаправленно и систематически уделяю самообразованию. Следует отметить, что только самообразование, по словам Жан-Жака Руссо, способно сформировать действительно эрудированную и всесторонне развитую личность, какой, без сомнения, должен быть педагог.

В многообразии форм и методов повышения квалификации непросто выбрать направление поиска необходимой литературы, определить в каких публикациях есть ответ на вопросы, которые меня интересуют; в каких периодических изданиях можно найти нужную информацию, на каких сайтах и платформах…

В целях совершенствования своей профессиональной деятельности я использую любые отвечающие моим поставленным задачам возможности: посещаю уроки своих коллег, лекции, курсы по повышению квалификации, выставки учебной и справочной литературы; принимаю участие в заседаниях предметных цикловых комиссий преподавателей общеобразовательных дисциплин и классных руководителей, образовательных онлайн-марафонах, вебинарах, семинарах, конференциях регионального и международного уровней.

В связи с эпидемиологической ситуацией в РФ и, в частности, на территории Ивановской области, в ОГБПОУ Фурмановском техническом колледже возникла необходимость перехода на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение).
В целях обеспечения обучения с использованием ДОТ (разработки и подбора учебных материалов, заданий, форм контроля) я приняла участие во многих мероприятиях по повышению квалификации:
- программа образовательного марафона «Основы проведения дистанционных занятий» (проект «Академия репетиторов);
- курс «Дистанционное обучение: организация процесса и использование бесплатных приложений, курсов, видеолекций» (Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»);
- курс лекций по методике обучения иностранным языкам в рамках международного вебинара для учителей английского языка по теме: «Повышение мотивации в условиях дистанционного обучения на уроках английского языка» (Издательство «Титул» по заказу компании «Образовательные Компьютерные Технологии»);
- курс «Learnis - интерактивное видео, образовательные веб-квесты
и викторины в дистанционном обучении. Учебные пособия для организации дистанционного обучения» (ООО «Корпорация «Российский учебник»);
- онлайн-семинар на тему: «Дистанционное обучение: использование социальных сетей и виртуальной обучающей среды в образовании» (ООО «Высшая школа делового администрирования»);
- вебинар «Подготовка к онлайн-уроку. Создаем электронные дидактические материалы быстро и легко» от проекта mega-talant.com;
- вебинар организация дистанционного обучения: обзор основных бесплатных инструментов для учителя от Skysmart;
и др.

Учитывая факт, что я являюсь не только преподавателем-предметником, но и классным руководителем, полученную в ходе курсов повышения квалификации полезную информацию для организации учебного процесса, на практике мною было использовано следующее:
- сообщество в социальной сети ВКонтакте (создано для общения с обучающимися подведомственной мне группы, так как оперативность обмена информацией является важнейшим плюсом в современном мире);
- группы в мессенджере Viber (созданы для продуктивного и результативного общения с обучающимися и родителями обучающихся подведомственной мне группы);
- сервисы «Google», такие как «Google документы» (для создания заданий по предмету и инструкций к ним), «Google таблицы» (для оформления отчетных документов
об успеваемости), «Google формы» (для создания форм контроля), «Google диск»
(для решения основных общеобразовательных задач и общения с коллегами);
- интерактивная рабочая тетрадь Skysmart, которая входит в федеральный перечень рекомендованных цифровых ресурсов, автоматически оценивает выполнение заданий, сразу выдает результаты статистики по всей группе и баллам конкретных обучающихся (для отработки теории, полученной на уроке). По результатам применения данного ресурса, мне выдан сертификат за вклад в развитие цифрового образования в России, внедрение инновационных инструментов в образовательный процесс и активное использование интерактивной тетради Skysmart в дистанционном обучении (ОАНО ДПО «СКАЕНГ»).

В ходе своей педагогической деятельности использую разнообразие учебных средств, дополнительных аутентичных источников (видео, песни, отрывки из произведений английских авторов), которые позволяют создавать такую образовательную среду, которая обеспечивает познавательную мотивацию обучающихся на изучение языка. Важным помощником в организации эффективного урока является ПК с выходом в сеть Интернет, что также повышает интерес обучающихся к предмету через воздействие на их эмоциональное состояние.

Анализируя свою деятельность и выявляя причины слабой успеваемости отдельных обучающихся, я ставлю перед собой задачу дальнейшего повышения качества знаний, создавая ситуации успеха: повышая самооценку, стимулируя обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться и быть раскритикованным.

Результатом творческой деятельности обучающихся является успешное участие в предметных олимпиадах.
В жизнь обучающихся олимпиады входят вполне своевременно. В 16-18 лет возникает потребность найти себя, выделиться среди ровесников, определить уровень своих способностей и возможностей. Олимпиады дают ребенку уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у согруппников. Для этого я занимаюсь подготовкой к олимпиадам различного уровня.

На базе полученных мной навыков формирования и развития умений обучающихся (онлайн-семинар на тему: «Организация работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время при изучении учебных дисциплин в условиях реализации ФГОС» от ООО «Высшая школа делового администрирования») стало возможным их участие в «XVII международной олимпиаде по английскому языку» для I курсов СПО от проекта mega-talant.com (Приняли участие 4 обучающихся, получены сертификаты участников), во Всероссийской олимпиаде по английскому языку «Интернет-издание ПРОФОБРАЗОВАНИЕ» (Приняли участие 11 обучающихся, получены дипломы участников).

В заключение хотелось бы добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. От преподавателя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества, основываясь на знаниях, получаемых
из актуальных курсов повышения квалификации, и формируя свои профессиональные компетенции.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar