Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Октябрь » 22

Виртуальное общение как новая форма коммуникации в современном обществе

Сайфетдинова Наталья Александровна, магистрант
Белорусского государственного университета культуры и искусств.
Научный руководитель – Самерсова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики социокультурной деятельности

Аннотация. Статья посвящена вопросам трансформации форм общения, роли общения в жизни человека с точки зрения науки, рассматриваются положительные и отрицательные стороны виртуального общения, проблема ухода от непосредственного, живого общения.
В статье проанализированы понятия «общение», «виртуальное общение», «», возможности практического применения интеллектуально-игровых педагогических технологий.

Ключевые слова: общение, виртуальное общение, социальные сети, Интернет-культура, интеллектуально-игровая деятельность, социально-культурные технологии, игровые педагогические технологии.


Современные информационные технологии наделили человека новыми возможностями. Высокоинтеллектуальная техника упростила решение многих задач, обеспечила доступом к огромному количеству разнообразной информации, сделала жизнь проще и комфортнее. Развитие технологий и появление сети Интернет раздвинуло коммуникативные границы. С помощью мобильных устройств связи можно не только услышать, но и увидеть собеседника, находящегося на расстоянии нескольких тысяч километров.

Однако широкое использование информационных технологий породило ряд проблем. Одна из таких проблем – проблема замены непосредственного, прямого человеческого общения на общение виртуальное, сетевое.
Роль общения в существовании как отдельно взятого человека, так и общества в целом трудно переоценить. Процесс общения как предмет исследования начал изучаться сравнительно недавно. Середина ХХ века стала началом теоретического изучения, определения роли и функций общения в развитии человека. Исследования в области общения занимают одно из ведущих мест в концепциях Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др.
По мнению ученых, общение можно рассматривать как форму проявления социального взаимодействия людей, как целенаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общие, правила, тактика и стратегия поведения. Основу общения составляют потребности людей в обеспечении условий жизнедеятельности, информационном обмене, реализации общих и индивидуальных задач, достижении общих и индивидуально-личностных целей. При этом общение может быть ориентировано на решение деловых, профессиональных задач либо сугубо личностно ориентированным и может осуществляться в различных сферах жизни и деятельности людей: профессионально-деловой, общественно-культурной (социально-бытовой, политической, религиозной, в области искусства и т.п.), в сфере личностных отношений [1].

Современная наука уделяет проблемам общения большое внимание. Л.И.Рюмшина определяет общение как редкую научную категорию, которая для обычного, несведущего в науке человека является не абстракцией, а реальностью, самой жизнью. Автор рассматривает человеческую жизнь как общение: с собой, другим, другими, культурными и историческими источниками. Отсутствие или дефицит общения тяжело переживается человеком, а в детстве, как известно, может привести к почти необратимым последствиям [2].

Однако сегодня приходится констатировать, что благодаря возможностям информационно-коммуникационных технологий все большая часть общения современного человека происходит не в реальном, а в виртуальном пространстве. Изучение вопросов общения в виртуальной среде является крайне актуальным, так как трансформация традиционных форм общения оказывает влияние на культуру общества, межличностные и социальные отношения, формирование общечеловеческих, гуманистических, этических ценностей.

Так, мы видим, что сегодня интерес ученых направлен на изучение закономерностей, особенностей и характеристик процессов, происходящих в новой среде. Изучением проблем общения в Интернет пространстве занимаются О.А.Леонтович, В.А.Плешаков, Э.А.Игнатьева, А.Е.Жичкина, О.К.Желонкина и др.

Виртуальное общение рассматривается как коммуникативное взаимодействие субъектов, осуществляемое посредством компьютера. При этом у коммуникантов создается особая модель виртуальной реальности, характеризующаяся эффектом присутствия в ней человека и позволяющей действовать с воображаемыми и реальными объектами с помощью «коммуникативных умений виртуального общения» как комплекса коммуникативных действий, основанных на теоретической и практической подготовленности личности к межличностному общению, позволяющего творчески использовать коммуникативные знания. Как справедливо замечает Э.А.Игнатьева, виртуальные коммуникативные умения характеризуются способностью коммуниканта оценивать собеседника с помощью составления психологического портрета, понимать и принимать цифровую информацию, выстраивать виртуальные отношения, вырабатывать индивидуальную тактику, стратегию поведения с виртуальным собеседником, реагировать на действия собеседника, умение самопрезентации [3].

Основной площадкой для виртуального общения являются социальные сети, появление которых, несомненно, подарило множество принципиально новых возможностей. Независимо от возраста, образования и профессиональной подготовки можно постоянно общаться с родными и друзьями, разыскивать утерянные контакты, расширять круг знакомств, делиться новостями, публиковать фотографии и видеозаписи, прослушивать музыку, смотреть кино. Сегодня в социальных сетях можно без труда найти практически любую информацию по интересующей теме.
Однако современные исследователи, как нами было отмечено выше, обращают свое внимание на отрицательные стороны постоянного использования социальных сетей.

В рамках исследования социально-психологические аспектов общения в Интернет А.Е.Жичкина приходит к выводу, что в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает [4].

Социальные сети сегодня – это уже повседневная среда, и человек в значительной степени зависит от той среды, в которой существует. Он меняется вместе со средой. Люди, подверженные виртуальному общению, могут стать заложниками социальных сетей. Внешняя привлекательность и положительные стороны виртуального общения при чрезмерном использовании социальных сетей могут обернуться разобщенностью, одиночеством и несформированными нормами межличностного общения [5].

Предположить последствия постоянного использования социальных сетей как основной формы общения можно уже сегодня. Появился специфический, не свойственный реальному миру этикет, изменилась речь, в которой не важны правила употребляемого языка, использование уже готовых графических изображений притупляет творческое начало, снизилась двигательная активность, что приводит к проблемам с физическим здоровьем. Чрезмерное общение в виртуальном пространстве становиться жизненно необходимым и приводит к психологической зависимости. Происходит подмена самого понятия общения: о событиях в жизни друзей, можно узнать, не разговаривая с ними, а лишь просматривая ленту социальной сети.

Каждое новое поколение аппаратуры связи наполнено все более увлекательными и упрощающими процесс виртуального общения функциями, с каждым годом все большее количество людей становятся «заложниками» социальных сетей.

Общение является необходимым условием развития и формирования личности и общества. В связи с этим возникает необходимость изучения процессов внедрения новых коммуникационных технологий в повседневную жизнь, пересмотра методов обучения и воспитания подрастающего поколения, формирования культуры общения в современной действительности.

Таким образом, проблема общения в социальных сетях требует разработки системы мер, направленных на формирование Интернет-культуры, создания условий, при которых виртуальное общение будет направлено на развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в непосредственное, живое общение.

Одной из составляющих этой системы может стать интеллектуально-игровая деятельность.
Интеллектуально-игровая деятельность как синкретический вид деятельности включает в себя широкий спектр элементов: спортивные игры, этно-игры, исторические и военно-исторические игры, литературные игры, настольные и игры живого действия, активные городские игры (спортивно-тактический игры), краеведческие и туристические квесты, интеллектуальные и юмористические игры, берущие свое начало из телевизионных передач («Что? Где? Когда?», «Брейн ринг», «КВН») и другие. Многообразие форм позволяет привлечь людей различного возраста, с разными интересами и эффективно использовать личностный потенциал каждого участника.

Интеллектуальную игру можно рассматривать как социокультурный феномен, который выполняет не только развлекательную функцию, доставляя удовольствие, воодушевляя, пробуждая интерес участников, но и помогает наладить коммуникацию и освоить диалектику общения. Умение управлять своим поведением в процессе игры, сотрудничать, проявлять эрудицию и смекалку, все это ведет к формированию навыков коммуникации.
Интеллектуально-игровая деятельность может стать средством, помогающим ориентироваться в современной социокультурной среде, приобщать подрастающее поколение к духовному и культурному наследию, адаптироваться к смене условий жизни, развивать мышление и пробуждать интерес к живому общению.

Список литературы:
1. Сластенин, В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2001. 480 с.
2. Прикладная психология общения и межличностного познания: коллективная монография / Под ред. Л.И. Рюмшиной. М.: Кредо, 2015. 144 с.
3. Игнатьева Э.А. Формирование коммуникативных умений виртуального общения современной молодежи: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07; Моск. городс. психол.-педагог. ун-т. М., 2012. 26 с.
4. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения [Электронный ресурс] : Интернет-проект CYBERPSY // CYBERPSY.RU. URL: http://cyberpsy.ru/articles/zhichkina-online-obshhenie/. (дата обращения: 2.11.2018).
5. Желонкина О.К. Социально-психологические особенности юношества, обусловленные виртуальным общением // Весн. Краснояр. гос. пед. ун-та. Педагогика. 2012. № 5 – С. 220–224.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar