Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Апрель » 25

Студенческая молодежь и социальные сети

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
СОФ ФГБОУ «Российский государственный геологоразведочный университет» СПО, г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: наша сегодняшняя жизнь предполагает объединение людей не только в традиционных, но и виртуальных пространствах, например, социальных сети Интернет. И самыми активными их пользователями является молодежь. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного среди студентов СОФ МГРИ (СПО) по отношению к социальным сетям.

Ключевые слова: социальные сети, студенческая молодежь, проблемы, отношение

В современно обществе, без сомнения, жизнь, учеба, работа, социальная активность молодежи неразрывно связана с повсеместным распространением коммуникативно-информационных технологий, в том числе и глобальной сети Интернет. Неоспоримым фактом является и тот факт, что наша сегодняшняя жизнь предполагает объединение людей не только в традиционных, но и виртуальных пространствах, примером которого являются социальные сети Интернет. Молодые люди, составляя основную аудиторию пользователей глобальной сети, соответственно, являются активными пользователями социальных сетей.

Это довольно неоднозначно, что, впрочем, и все в нашем мире. Казалось бы, куда лучше? Ведь социальные сети значительно расширяют наши возможности во всех сферах жизнедеятельности, в том числе, помогают молодежи в самореализации, чем выводят общество на новый уровень развития. С другой стороны, сети могут отодвинуть на второй план семью, школу, реальных друзей, направить в виртуальный мир социальную активность молодых (будущее страны), что не может оставаться без внимания всего общество в целом.

Естественно, начинать нужно со сбора информации, необходимой для оценки любого явления. Нас, конечно же, больше всего интересует положение дел в нашем учебном заведении. Так, в рамках работы студенческой лаборатории социологических исследований, было проведено анкетирование студентов СОФ МГРИ, с первого по четвертый курс. Для того, чтобы оценить их отношение к социальным сетям, было опрошено 350 человек (200 человек с первого курса и по 50 с остальных). Мы остановились на такой выборке респондентов в связи с тем, что студенты нового набора только начинают свое обучение в университете, и у педагогического коллектива есть целых четыре года для планирования и проведения (в случае необходимости) профилактической работы с теми, кто слишком много времени проводит в них.

Анкетируемым студентам было предложено ответить на 30 вопросов двух видов: с выбором приведенного варианта (вариантов) ответов и с открытым ответом. Обработав полученные данные, мы сделали выводы по результатам социологического опроса и передали их в социально – воспитательный отдел и методическое объединение кураторов студенческих групп для использования при проведении классных часов по темам, связанным с социальными сетями и развитию зависимости от них.

Приведем результаты, заметив, что мы удалили из выборки анкеты тех респондентов, которые указали, что не пользуются социальными сетями. Таких на первом курсе было 19 человек, на втором – пять, а на третьем и четвертом не было вообще. По половому принципу состав анкетируемых распределился так: 76% юношей и 24% девушек, что объясняется преобладающим количеством студентов мужского пола в нашем учебном заведении.

Следует заметить, что только 23% респондентов зарегистрированы в одной сети, 18% в двух, 39% - в трех, а 20% - в четырех. Почему студенты зарегистрировались в социальных сетях? Так, 27% указали, что это нужно для учебы, 52% - для общения с друзьями, 17% - легкий доступ к медиафайлам, 4% - чтобы не отставать от других. При этом 78% зарегистрированы от своего имени, а 22% под другим.

Какой социальной сети отдают предпочтение анкетируемые? В Контакте (69%), Одноклассники (8%), Мой мир (7%), Facebook (5%), MySpace (6%), Twitter (5%). Кстати, 49% студентов имеют дополнительные страницы, о которых знает очень ограниченный круг людей, или вообще никто не знает.

Что написали респонденты о том, какой вид активности они предпочитают в социальных сетях? 23% указали, что общаются со всеми, участвуют в обсуждениях, комментируют фотографии. 57% отметили, что их общение происходит в основном в личных сообщениях, а 20% заходят в соцсети только по деловым вопросам. При этом анкетируемые указали, что большую часть времени при нахождении в социальных сетях (36%) они тратят на общение. На втором месте (28%) стоит прослушивание музыки, на третьем (18%) – просмотр видео. Затем следует просмотр новостей (13%) и различные приложения (5%).

Рассмотрим вопрос о временных рамках. Меньше одного часа в сутки проводят в сети 18% студентов, от часа до трех – 21%, больше трех часов – 32%. Тратят на них все свое свободное время 19%, а 10% заходят не каждый день. Кстати, 30% часто и безуспешно пытались сократить время, проводимое в соцсети, у 31% это случалось иногда. 13% никогда не пытались этого сделать, а 26% с успехом сокращают время, проводимое в сети.

Не секрет, что у многих людей в социальных сетях имеется множество друзей, в том числе и так называемых «виртуальных». О наличии таких интернет – друзей поведало 56% студентов. Нам было интересно узнать, важно ли для анкетируемых, сколько у них друзей в сетях? 32% ответили на этот вопрос положительно, однако 18% указали, что чем больше, тем лучше, а 14% напротив, считают, что чем меньше друзей, тем лучше. Для 68% количество друзей не имеет значения. Кроме того, у 49% круг общения в соцсети совпадает с реальной жизнью, у 23% - не совпадает, а у 28% совпадает частично.

Характерно, что 65% считают, что социальные сети помогают им в учебе, 12% уверены, что нет, а 23% затруднились ответить на этот вопрос. При этом 40% опрошенных указали, что соцсети отвлекают их от важных дел, в том числе и от учебных занятий. Кстати, 18% написали, что часто просыпают учебу после ночи, проведенной в соцсети, у 24% это случается иногда. Характерно, что 48% заходят в соцсети даже во время занятий. Кроме того, 20% анкетируемых отметили, что часто, а 51% иногда пренебрегают домашними и личными делами ради большего времени пребывания в сети.

Каждый пользователь соцсетей сталкивался с неграмотностью и ненормативной лексикой в сети. К сожалению, только 15% указали, что негативно относятся к ненормативной лексике, а 49% стараются ее не замечать. К сожалению, 36% написали о своем положительном отношении к этому явлению, что указывает на незнание (или несоблюдение) правил поведения в соцсетях.

Какие эмоции переживают люди, находясь в социальных сетях? Приведем ответы в порядке убывания процентов. Радость испытывают 25%, усталость – 13%, прилив сил – 12%, по 10% – ощущение вседозволенности, нервозность, ненависть к успешным людям, агрессию – 8%, по 6% -зависть и чувство собственной власти. Кстати, 40% студентов указали, что у них часто улучшается настроение при посещении соцсетей, у 46% это происходит иногда. Что испытывают респонденты при невозможности выйти в социальную сеть? 25% - скуку, 17% - желание найти способ выхода, 15% - раздражение, а 43% спокойно занимаются другим делом.

Испытывают ли когда – нибудь наши студенты непреодолимое желание использовать социальную сеть? У 26% это происходит часто, у 52% - иногда, а у 22% - никогда. Характерно, что 26% часто используют сеть для ухода от личных проблем, иногда это делают 39%, никогда – 35%. Оказывается, что 21% респондентов беспокоится, раздражается, если у них отсутствует возможность посетить «страницу» в соцсети. У 34% это происходит иногда, а у 45% такого не бывает. Точно также (в процентном отношении) ответили студенты на вопрос о частоте возникновения потребности добавлять фото в альбом соцсетей.

Что относят респонденты к плюсам социальных сетей? Отметим, что они оказались хорошо информированными. Впрочем, ответы были достаточно разнообразными, ведь каждый пользователь ищет то, что нужно именно ему. Приведем наиболее часто встречающиеся преимущества. Это: возможность общаться на расстоянии, поиск утерянных контактов и новых знакомств, поиск научной и другой литературы, саморазвитие, обучение, создание и развитие бизнеса, заработок.

Что отнесли к минусам соцсетей наши студенты? Прежде всего, это резкое увеличение времени, проведенного в Интернете, ведь каждый проверяет свой профиль несколько раз в день. Затем следует негативное влияние на самочувствие, физическое и психологическое здоровье, развитие зависимости, а также потеря навыков реального общения. Еще было указано отрицательное влияние на речь и правописание, использование спецслужбами для отслеживания пользователей. Не остались без внимания и такие явления, как пропаганда насилия, запрещенных идей, распространение порнографии (несмотря на блокировку и мониторинг).

Еще хотелось бы отметить, что 52% анкетируемых придерживаются следующего мнения: «За соцсетями будущее», 23% утверждают: «Соцсети изживут себя», а 25% выбрали: «Соцсети используют для того, чтобы следить за населением».
Итак, проанализировав результаты социологического опроса, касающегося отношения студентов СОФ МГРИ к социальным сетям, мы обратили внимание на то, что есть определенный круг респондентов, у которых прослеживается постоянное стремление находиться в сети. Следовательно, есть необходимость выбора методики и проведения анкетирования, касающегося уже непосредственно определения зависимости от социальных сетей или явной предрасположенности к этому. Такая работа будет проведена в ближайшем будущем с привлечением психолога нашего учебного заведения.

Результаты же проведенного исследования мы передали в социально – воспитательный отдел, а также использовали при подготовке материалов для проведения в студенческих группах классного часа на тему: «Молодежь и социальные сети».
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar