Меню Международное издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2020 » Апрель » 25

Роль сети Интернет в жизни студентов СОФ МГРИ (СПО)

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
СОФ ФГБОУ «Российский государственный геологоразведочный университет» СПО, г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: Интернет, которым сегодня пользуются люди всех возрастов, является одним из трех основных символов ХХ века, наряду с атомной энергией и выходом в космос. Однако, во всем должна быть мера и здравый подход, без которого любое благо можно обратить во зло. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного среди студентов СОФ МГРИ (СПО) по отношению к сети Интернет.

Ключевые слова: сеть Интернет, студенты, опрос, первокурсники, отношение


Думаю, что не будет преувеличением сказать, что в настоящее время все участники учебного процесса любого уровня являются активными пользователями сети Интернет. Однако, используют они ее сервисы не только в учебных целях, но и для проведения досуга.

К сожалению, некоторые из них уделяют этому слишком много времени, что может привести к различным негативным явлениям, так называемым зависимостям. Педагогические коллективы не могут оставаться в стороне от решения возникающих в связи с этим проблем. Причем, задействуются не только педагогические кадры, но и работники психолого-педагогической и медицинской службы учебного заведения.

Для того, чтобы иметь представление об отношении студентов СОФ МГРИ к сети Интернет, был проведен социологический опрос. Всего было опрошено 300 человек. Каковы результаты анкетирования? Прежде всего, следует отметить, что все респонденты имеют доступ к сети Интернет и регулярно ей пользуются. Кроме того, все студенты (при ответе на просьбу указать свое отношение к Интернету) отметили, что это великое и полезное открытие, изменившее жизнь людей в лучшую сторону. Не было ни равнодушных, ни тех, кто считает пребывание в сети бесполезной тратой времени.

При этом подавляющее большинство для выхода в сеть Интернет в основном использует телефон (95%) и компьютер или ноутбук (70%), многие делают это со всех устройств: на занятиях и в общественном месте выходят в сеть с телефона, а дома пользуются стационарным ПК.

Нас интересовали также мотивы деятельности наших студентов в Интернете. Респонденты отметили несколько видов деятельности, которые приведем в порядке убывания процентов. Общение - 98%, игра и проведение досуга - 73%, познание - 64%, самоутверждение - 27%, самореализация и развитие - 25%, работа, покупки - 20%, сотрудничество - 8%, тренировка и соревнование - 6%. Понятно, что практически у каждого имеется несколько мотивов пользования сетью.

А какова потребность использования сети Интернет у наших респондентов? На этот вопрос мы получили ответы, которые можно разделить на четыре категории. Первую выбрали те, кто относится к нему равнодушно (2%), во вторую, также немногочисленную (8%) попали студенты, у которых потребность выйти в Интернет возникает периодически. Третью категорию составили респонденты, испытывающие ежедневную потребность в Интернете (54%), а четвертую (36%) те, кто не представляет свою жизнь без сети.

Далее мы попытались выяснить, как давно анкетируемые пользуются сетью Интернет. Все указали срок больше пяти лет. Что касается частоты использования, то 92% делают это каждый день, а 8% - время от времени. Если же говорить о количестве времени в день, которое студенты проводят в Интернете, то данные распределились следующим образом. Только 1% анкетируемых проводит в сети менее часа в день. От часа до трех там находится 17%, от трех до пяти – 31%, от 5 до 8 – 30%. Все свободное время (8 -12 и более часов) проводит в сети 21%.

Затем респондентам было предложено выбрать те виды деятельности, которой они предпочитают заниматься в Интернет. Оказалось, что больше всего студенты используют сеть для общения (98%), что подтверждает ответы на предыдущий вопрос. Однако, здесь возник нюанс, касающийся нескольких видов общения. Так, респонденты указали отдельно: общение в социальных сетях (WhatsApp, Viber, Facebook Messenger, Тelegram) - 92%, личное общение (электронная почта, ICQ, Skype) - 58%, публичное общение (блоги, форумы, чаты) - 54 %. При этом многие пользуются всеми тремя видами общения. Затем (по значимости) следуют онлайн игры, скачивание/просмотр видео, музыки - 72%, поиск информации - 70%.

Все опрошенные отметили, что используют глобальную сеть для выполнения учебных заданий. При этом 48% пользуются каталогами образовательных ресурсов в сети Интернет. Сайты с готовыми рефератами и докладами посещают 54%, электронные библиотеки, словари и энциклопедии - 62%, сайты учебной литературы - 5%. Также студенты указали, что обращаются к электронным ресурсам библиотеки СОФ МГРИ, в том числе, к учебным пособиям и материалам наших преподавателей.

Без сомнения, все это просто замечательно. Тем более, что 92% наших респондентов очень высоко (не знаем только, насколько честно) оценили влияние Интернета на учебу, отметив, что сеть помогает им это делать. Однако, 6% отметили, что пользование сетью мешает им учиться (думаем, это из-за чрезмерного пребывания в ней), а 2% указали, что на их учебу это никак не влияет. Разумеется, не все проводимое в сети время мы тратим с пользой. Так, 40% заметили, что часто проводят время в Интернете бесцельно, 35% делают это иногда, а 20% - редко. Остальные затруднились ответить на этот вопрос.

Студенты также указали ряд достоинств сети Интернет, которые являются наиболее привлекательными для них. Это: анонимность (84%), доступность (78%), простота использования (75%), безопасность (26%). Какие услуги сети Интернет используют наши респонденты (их же можно отнести к плюсам)? Приведем десять из них, наиболее часто встречающихся в ответах. Это: доступная информация, общение, обучение, заработок, проведение досуга, развитие логической и мыслительной деятельности. Также были отмечены Интернет – магазины, Интернет – телефония, сервис, оплата услуг, Интернет – турагентства, Электронные библиотеки, Интернет – СМИ и телеконференции.

Конечно же, Интернет, как и любое явление, имеет не только плюсы, но и минусы. В связи с этим, студентам было предложено назвать их. Что они указали? Вот первая десятка: заражение вирусами и вредоносными программами, мошенничество, нежелательная реклама, неконтролируемые покупки, допуск к личным данным, нежелательные контакты, психологическое давление, виртуальный террор, допуск к нежелательному для просмотра, порой даже опасному, контенту, Интернет – зависимость.

О том, что существуют правила пользования Интернетом, знают (или слышали об этом) все участники анкетирования. В частности, о правилах безопасного использования сети в образовательном учреждении им рассказывали преподаватели информатики. На просьбу указать несколько из них, респонденты отреагировали достаточно активно. Приведем ответы студентов. Так, 60 % отметили, что нельзя открывать и отвечать на спамы. Еще 42% рекомендовали не переходить по ссылкам, присланным незнакомцами. А 62% посоветовали использовать для защиты компьютера только лицензионное программное обеспечение. Еще 56% напомнили о том, что нужно придумывать сложные пароли для регистрации на сайтах, в сети или электронной почте.

Далее, 28% указали на то, что нельзя оставлять личные данные на малоизвестных сайтах. Затем, 30% обратило внимание на запрет нарушать культуру общения, в том числе, использовать ненормативную лексику. Об уважении авторских прав опубликованных в сети материалов напомнили 26%. Не размещать персональную информацию (личные данные) и не забывать об ответственности и порядочности, советовали 38% студентов. К сожалению, соблюдают эти правила только 76%, постоянно 22%, частично - 54% студентов.

Затем мы предложили респондентам указать, сталкивались ли они в Интернете с такими явлениями, как троллинг, фишинг, кибербуллинг. Оказалось, что 64% встречались с этими явлениями, а 22% даже подвергались атакам через Интернет. Опрос также показал, что 48% никак не реагируют на негативную информацию, просто игнорируют ее. Кстати, 26% отметили, что довольно часто встречаются с нецензурными выражениями в сети (интересно, какие сайты они посещают?). Кстати, грамотность на страничках, форумах, чатах, также нельзя отметить, как хорошую. Ответ «нормальная» выбрало 46%, «плохая» - считает 40%, а 14% вообще думают, что ее нет. И еще: к явлению хакерства в Интернете положительно относятся 24%, отрицательно – 62%, остальным оно безразлично.

Нам было также интересно узнать мнение наших респондентов о том, влияет ли Интернет на общение с окружающими? Три четверти (75%) от общего числа опрошенных ответили, что такого влияния нет, 15% указали, что стали меньше общаться с друзьями вне сети, а 10% написали, что Интернет заменяет им реальное общение. Также 15% студентов предпочли Интернет свиданию, встречам с друзьями. Доводилось ли Вам знакомиться через Интернет? На этот вопрос положительно ответили 66% респондентов. Однако, встречались с этими людьми всего 12%, остальные остаются «виртуальными» знакомыми. Кстати, никто не отметил, что стал дружить с этими людьми, их отношения остались никакими.

Оказывает ли Интернет влияние на здоровье людей? Мы задали этот вопрос нашим анкетируемым. 60% ответили, что не влияет, 30% считают, что влияет незначительно, а 10% констатировали тот факт, что их здоровье значительно ухудшилось. Характерно, также 10% респондентов указали, что часто пренебрегают сном, так как сидят в сети и не замечают времени. Еще 15% дали ответ: «иногда», 45% делают это редко, а 30% - никогда.

Представленные результаты социологического опроса позволили понять, как же относятся студенты СОФ МГРИ к Интернет, какие видят ее положительные и отрицательные стороны, как используют ресурсы сети в учебе и личной жизни. Результаты анкетирования мы передали в социально – воспитательный отдел, также использовали их при подготовке методической разработки для проведения в студенческих группах классных часов на тему «Студенты СОФ МГРИ и Интернет». Были подготовлены рекомендации по безопасности работы в сети и советы тем, кто хочет меньше времени проводить в Интернет.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar